Г. Деллар. Влияние Бусера на английскую Реформацию

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЛИЯНИЕ БУСЕРА НА АНГЛИЙСКУЮ РЕФОРМАЦИЮ
Говард Деллар (1992)
 
Введение
 
Бусер, ученый богослов и страсбургский реформатор, не оставил "бусерианства" и не создал церкви или секты. Его город заставил его уйти в изгнание за сопротивление императорскому Временному урегулированию (1548) и, таким образом, Англия на несколько лет стала для него местом убежища. С прибытием в качестве гостя к Кранмеру в апреле 1549 г. он стал профессором богословия в Кембридже, где и умер два года спустя. Тем не менее за эти два года, несмотря на слабеющее здоровье, он смог оказать глубокое влияние на литургическое и доктринальное развитие Церкви Англии (1).
В наше время становится все очевиднее, что Бусер как реформатор столь же значим и актуален, как Лютер, Кальвин или Цвингли. В эпоху экуменизма он был открыт вновь как реформатор-миротворец, непрестанно преследовавший цель протестантского единства и даже восстановления единства католической и протестантской Германии. Поколения восхищались такими людьми, как Лютер, Кальвин, Цвингли и Кранмер, но мало кто когда-либо рассматривал всерьез Бусера, несмотря на то, что три традиции - лютеранская, англиканская, реформатская - обязаны его делу очень многим. Гордон Рапп описывал его как "величайшего церковного деятеля своего века" (2).
 
Бусер и Книга общих молитв
 
Прибытие Бусера в Англию в 1549 году совпало с публикацией первого молитвенника короля Эдуарда - события, которое является важнейшим моментом в истории английской Реформации. Страсбургский реформатор был принят с большим радушием, чем предыдущая лютеранская делегация, что отчасти объясняется изначальным отношением английских реформаторов к континентальному протестантизму. В том же году появился обзор Книги общих молитв, и нет никаких сомнений в том , что критические замечания, сделанные Бусером, сыграли определенную роль в литургическом и доктринальном развитии, которое привело к появлению Второго молитвенника 1552 года. Будь Бусер жив еще некоторое время, эти труды могли бы привести к более основательному сближению с континентальной мыслью. Хотя изменения, внесенные Бусером, легко преувеличить, вряд ли кто-то будет отрицать, что Второй эдвардианский молитвенник, переизданный в 1662 г., несет много следов богословского ума и сердца Бусера, и в том, что он включил в себя, и в том, что исключил.
Появление Бусера на публичной сцене в Англии сопровождалось приветствием и советами Кранмера, который сделал нежелательной критику его программы. В то время как Бусер мог теоретизировать как богослов, Кранмеру был присущ чисто английский прагматизм. Масштаб его мышления был как национальным, так и международным (3), хотя для него самого и для его сторонников в Нортумберленде это создавало множество проблем. На национальном уровне он не хотел вызвать грубое насилие и революцию со стороны тех, кто не имел никакого сочувствия Реформации как таковой. На международном уровне он должен был попытаться сохранить поддержку короля Франции, по традиции английского союзника, при этом по-прежнему проводя курс на построение  международного протестантизма. Требование Кранмера проявить осторожность, чтобы не поставить под угрозу всю английскую Реформацию, сбивало с толку и раздражало английских протестантов и некоторых континентальных реформаторов. К ужасу 'продвинутых' протестантов, Кранмер сформировал молитвенник 1549 года таким образом, что в нем можно было использовать старые облачения и большую часть прежних церемоний, несмотря на радикальный сдвиг в основах богословия.
Первая реакция Бусера на молитвенник 1549 года была положительной: "За исключением нескольких слов и жестов я не вижу в нем ничего, что не могло бы быть извлечено из Священного Писания" (4). Вскоре, однако, он, как и другие реформаторы, приобрел более критический настрой и пожелал дальнейшего пересмотра. Тем не менее , он не был против древних церковных традиций до тех пор, пока они не были "папистскими суевериями".Таким образом, он не был согласен с радикалами и пуританской партией в Реформации, желавшими игнорировать древнюю традицию и преемственность (НЕВЕРНО. - Пер.). Хотя большинство реформаторов придерживалось принципа Sola Scriptura, с этой доктриной уже были проблемы, поскольку она вела к библейскому буквализму некоторых радикалов, например анабаптистов. Такие люди, как Бусер, были вынуждены подтвердить значение традиции в толковании библейского текста.
Стремясь установить роль Бусера в этом аспекте английской Реформации, мы не должны прославлять его только потому , что историки и богословы, как правило, о нем забывают. Каммингс в недавней истории англиканской литургии пишет "Бусер представил около 60 критических замечаний, из которых 23, а, возможно, и 25 были воплощены в книге и равное число были проигнорированы" (5). Однако идеи Бусера была включены в такие вещи, как служба Крещения 1552 года, в которой были опущены благословение воды и миропомазание, евхаристическая служба, в которой больше не было крестного знамения над хлебом и вином, упоминание усопших в молитве за Церковь и служения ангелов у жертвенника - все это было удалено. Молитва о воинствующей Церкви в версии 1549 года содержит ходатайство о душах усопших. Фраза "Оставляю наследие мира" (6) была сочтена суеверной. Все это было удалено или изменено в версии 1552 года.
При рассмотрении таких вопросов необходимо помнить, что Бусер расставлял акценты Реформации как частное лицо, и он не был заинтересован во внедрении  конкретных незначительных моментов, постоянно обращаясь к Реформации, чтобы понять ее сущность и содержание. Когда в 1550 году алтари были снесены и заменены деревянными столами, Кранмер опубликовал новый литургический чин. Есть признаки связи между устройством Церкви Англии и трудом Бусера "О законном рукоположении служителей Церкви", но этот вопрос все еще ;;остается открытым в связи с проблемой, знал Бусер имеющиеся разработки до или после того, как англиканский проект был завершен. Иными словами, вопрос в том, писал ли Бусер, зная об уже имеющемся чине и, таким образом, предлагая пересмотренную версию. Тем не менее нет сомнений в том, что английские реформаторы сохранили свою независимость в отношении своей доктринальной концепции рукоположения.
 
Бусер и Евхаристия
 
Бусер создал важную третью протестантскую теорию о Евхаристии, которая дополняет и цвинглианство, и лютеранство. Его учение является сложным и не вполне ясным, возможно, даже самому автору.  Тем не менее лежащий в его основе принцип очень прост, и настаивание на роли веры представляется его пробным камнем:   Христос действительно присутствует в причастии по вере, и мы питаемся Им через веру.
На самом деле есть довольно большая общность между Бусером и Кранмером, которые могли насладиться гармонией между своими позициями. Кранмер в целом создает впечатление большей последовательности, чем Бусер, говоря о таинствах как об инструменте Божественной благодати, и об их элементах как о знаках,  которые не просто представляют, но на самом деле передают и доставляют Тело и Кровь Христа нам. Причина несколько иной расстановки акцентов здесь, возможно, является политической, а не религиозной. Кранмер в Англии главным образом вел борьбу с представителями католической школы, в то время как доктрина Бусера назрела в течение десятилетий уже внутрипротестантской дискуссии, в которой рассматривались самые разные проблемы. Тем не менее примирительный дух Бусера был сродни скорее английской, чем более резкой континентальной мысли. После смерти Бусера Хэддон был опечален, что в Церкви теперь нет ума достаточно мудрого, чтобы избегать богословских споров по мелочам, которые оказались смертельными для церковного единства. Бусер, конечно же, был не менее догматичен в принципиальных вещах, полагая, что необходимые основные убеждения допускают много вопросов, в которых различия остаются неизбежными и вполне терпимыми.
 
Бусер и "Царство Христа"
"Царство Христа" (De Regno Christi) было последней большой работой Бусера, представлявшей собой его видение христианского государства в Англии. Бусер набросал схему социальной реконструкции для христианского князя. Диккенс описывает этот трактат как "предтечу пуританского идеализма" (7).  Тем не менее, смерть короля Эдуарда и последующее воцарение Марии и ее антипротестантская политика означали забвение этой всеобъемлющей книги. Реформации, по убеждению Бусера, приходится иметь дело с целым, с экономикой и обществом, с системой Церкви и государства. Ее путь вперед должен, таким образом, наметить структуру и дисциплину в Церкви, глубокую доктрину и четкие стандарты, которым должны следовать христиане.  В некотором смысле практическая реформа и отказ от злоупотреблений является делом более важным, чем детали молитвенника и многие статьи религии.
Первая половина "Царства Христа" касается вопроса о том, как создать христианское государство, и отчасти напоминает утопию. Во второй половине Бусер более прагматичен, сталкиваясь с реальным вопросом, как такое государство могло бы возникнуть в общечеловеческих и английских обстоятельствах.  Его главным интересом стало создание христианской дисциплины и нравственного общества. Хорошие отношения между церковью и государством, по его мнению, могут быть достигнуты, только если христианство выйдет из церковных стен. Оно должно проникнуть в политическую и светскую жизнь нации, туда, где принимаются важные решения. Этот упор на практические и моральные реформы является главной характеристикой английской Реформации по сравнению с более теоретическим и доктринальным акцентом реформаторов на континенте. Мысли Бусера о браке и разводе, вероятно , были слишком продвинутыми для своего времени, чтобы оказать заметное влияние на английское право. Он поддерживает аргументы в пользу развода и повторного брака в случае измены или окончательного оставления семьи, но осуждает это при других обстоятельствах. Бюрхер считал взгляды Бусера в этом вопросе распущенностью и описывал их как "либо детское легкомыслие, либо старческое слабоумие" (8). Роль, которую Бусер сыграл в разводе Генриха VIII и двоеженстве ландграфа Гессенского, была известна Кранмеру, и революционная позиция Reformatio Legum о разводе и повторном браке была поддержана Бусером. Джон Мильтон использовал ее в своей работе о браке и разводе, находя Бусера союзником и авторитетом. Кроме того, глава о "положении бедных", возможно, наложила свою печать на несовершенные законы царствования Елизаветы.
 
Спор об облачениях
 
Джон Хупер, епископ Глостера, отказался допустить некоторые облачения, считая их пережитком папистских суеверий, спровоцировав весьма многоголосый спор , в которомкаждый имел удовольствие добавить много шума без мудрости. Бусер высказал исполненный здравомыслия ответ, что облачения сами по себе особого значения не имеют и что грех тратить столько времени и сил на распри по несущественным вопросам вместо продвижения Царства Христа. Тем не менее, он возражает против их суеверного использования, и предпочел бы в таком случае, чтобы они вовсе не использовались. Очевидно, взгляды Бусера были сродни тем, что уже закрепились в Церкви Англии и, вероятно, Кранмер укрепил их, написав ему. Если этот вывод верен, мы вправе счесть, что Бусер считался с той частью Церкви, которая верила в преемственность и древние традиции, даже рискуя оттолкнуть от себя тех, кто не склонен был обращать внимания на внешнюю сторону церковной жизни, подготавливая тем самым аргументы для будущего пуританства. Кранмер вполне разумно обратился к тому, кто, как он был убежден, будет на его стороне. Он писал Уильяму Биллу из Пемброк-холла в Кембридже: "Неправильно сказать, что эти вещи как таковые вредны, если они не используются благочестиво. Злоупотребление не зависит от самих вещей, но от позиции тех, кто употребляет их" (9). Хупер подходил к этому вопросу с другой стороны. Он считал, что использование облачений следует по возможности сократить, но цель упразднить их, не нападая на более серьезные нарушения, является неправильной. Позже Архиепископы Паркер и Уитгифт стремились публиковать переписку Бусера и распространить ее как оправдание силы политики елизаветинской Церкви против пуритан. Хопф говорит, что безусловно  не лишено смысла приписать отчасти влиянию Бусера сохранение обычая использования облачений в Церкви Англии (10).
И наконец, связь между латинской Псалтирью Бусера 1529 года, которая была переведена на английский, и первой английской Библией под редакцией Ковердэйла - это еще один аспект его влияния на английской сцене. Вопрос о том, какое место заняли здесь работы Бусера, сложен, как и его отношение к английской Библии.  Однако идея , что Ковердейл читал комментарий Бусера, оправдана, ибо в последние годы жизни он встретил Бусера и восхищался его работой. Псалмы читались на английском многими общинами именно по версии Бусера, которая впервые обеспечила Англию Псалтирью на родном языке. Конечно, Ковердэйл знал его перевод и считал его фактически важнейшей богослужебной книгой Церкви. Между их работами есть поразительное сходство, но Ковердейл никогда не брал все псалмы из версии Бусера. Они нашли свой путь во множество изданий, находившихся также под сильным влиянием  комментариев Бусера, а в отношении надписания Псалмов полностью зависели от него. Таким образом, люди, ответственные за создание английской Библии, безусловно опирались на Псалтирь Бусера, известную в разных версиях.
 
Вывод
 
Влияние Бусера на Реформацию очевидно в различных аспектах.  Даже несмотря на его консерватизм, разочаровавший некоторых из самых радикальных реформаторов в Кембридже, его личность и цели запечатлели триумф протестантизма в важнейших вопросах, с которыми он столкнулся. Он был успешным в уничтожении части традиций, существовавших в Англии. Хотя позднейшие богословы затмили его влияние, его личность и труды продолжают сиять нам. Умеренный и благоразумный человек, Бусер был лучшим другом английской Реформы и соратником Кранмера. Мак-Куллох пишет, что дореформационный мир стоял на двух столпах - власти мессы и папства. Тем не менее, хотя в Англии было определенное отрицание папской власти, старые традиции сохранили свою двусмысленность, возможно, отчасти потому, что Генрих VIII был доктринальный католик. Отсюда две опоры римского католицизма не рухнули в Англии вместе. Кранмер с помощью таких людей , как Бусер, создал протестантскую церковь, но в ней "осталось очень много от католического прошлого". Таким образом, даже со стойко протестантскими 39 Статьями  эта церковь в действительности никогда не была столь же богословски аккуратна, как могло на первых порах показаться.
 
1) Полная версия этой работы представлена в Protestant Truth Society и частично публикуется здесь с разрешения.
2) Rupp, G., Patterns of Reformation, Epworth Press, 1969.
3) MacCulloch, D., The Later Reformation in England 1547-1603. Macmillan 1990, p. 14.
4) Censura p. 465.
5) Cummings, A History of Anglican Liturgy, p. 100.
6) Cardwell, E., The Two Books of Common Prayer, Oxford University Press, p. 296.
7) Dickens, A. G., The English Reformation, Fontana, 1964, p. 321.
8) Robinson, H., Original Letters, The Parker Society, Cambridge University Press, 1846 Vol. 2, p. 666.
9) Bucer to Bill Nov 17th 1550.
10) Hopf, C., Martin Bucer, Blackwell, Oxford, 1946, p. 146.
11) MacCulloch, D., The Later Reformation in England 1547-1603, Macmillan, 1990, p. 6.
 
Chadwick, O., The Reformation. Penguin Books, London, 1964.
Eells, H., Martin Bucer, Yale University Press, 1931.
Elton, G., Reformation Europe, Collins, London, 1971.
Newman Brooks, P., Cranmer in Context, Lutterworth Press, Leicester, 1989.
Pauck, W., Melanchthon and Bucer, S.C.M. Press, London, 1969.
Ridley, J., Thomas Cranmer, Clarendon Press, Oxford, 1962.
Tawney, R. H., Religion And The Rise of Capitalism, Penguin, London, 1938.
Wright, D. F., Common Places of Martin Bucer, Courtenay Publications, 1972

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn