Начало начал, Сага о Голышевых, Часть II, гл. 10

Виталий Голышев
                10. Вступление.

    После небольшого перерыва я продолжаю знакомить благодарных читателей с основным семейным трудом нашей Фамилии – Сагой о Голышевых в XX веке Семиреченской ветви Григория Аристарховича под названием «Начало начал». Автором обеих её частей является мой отец, ГОЛЫШЕВ Юрий Прохорович, ушедший из жизни два года назад, 12 октября 2017 года, не дожив два с половиной месяца до 95 лет.
     Первая часть Саги была написана им в 1998 – 2003 гг. в Хабаровске и опубликована на «прозе.ру» в текущем году:

                (http://www.proza.ru/2019/01/07/287).

    Завершая первую часть Саги, он писал:
    «…Она посвящена в основном старшему поколению Голышевых и, конечно же, прежде всего отцу – капитану Прохору Николаевичу ГОЛЫШЕВУ – участнику трёх войн, почившему в мае 1945 года в Берлине, и его братьям – Николаю и Борису – тоже погибшим в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.
    Сложно писать даже заключение к семейной Саге на 92-м году жизни, когда старческие болячки постоянно напоминают о себе, ходить согнутым с палочкой. Хорошо, что рядом близкие – Виталий с Наташей, - помогающие во всём. Это обязывает трудиться, стремиться познакомить родных с семейной родословной и теми событиями, которые сопровождали нашу жизнь».

    Вторая часть Саги была завершена им в основном своём объёме десятью годами позже, после его 90-летнего Юбилея в 2013 году. К этому времени он жил в одиночестве уже второй десяток лет: мама ушла из жизни в начале 2000 года.

    Я все эти годы не перестаю удивляться его человеческому мужеству, спокойному достоинству, с которым он пронёс свой человеческий и мужской крест до конца, мудрости главы семейства и старого воина, той тайны бытия, с которой он покинул этот мир…

    Вот некоторые выдержки из его послесловия ко второй части «Саги», написанные сразу после собственного 90-летнего Юбилея, 1-го января 2013 года и названные «Приветствие-поздравление»:

    «…С наступившим Новым 2013 годом! Спасибо всем Вам за то, что вы появились у меня в родительском гнезде, которое 20 лет назад нам с покойной (женой) Маргаритой помогли Виталий, Наташа, Оля и Антон благоустроить, а к 50-летию нашей свадьбы подарили нам семейную фотогазету, которую я пополняю семейными фото…
    Как меня угораздило прожить 90 лет, продираясь сквозь тяжёлые и опасные годы прошлого века? На это меня благословили Всевышний и здоровые родители – они в свои молодые годы не пили и не курили. Способствовала этому и не загаженная природа моих мест обитания в детстве и юности. Да ещё я родился в руки отца, притом наградившего меня своей сильной биоэнергией, обернувшего меня своей военной рубахой в сельской бане горной Лисогубовки, в период переезда с киргизско-китайской границы, где отец служил младшим медицинским командиром, в уездный Каракол, на берегу озера Иссык-Куль.
    Потом закутали меня в шубу и верблюд, запряжённый в сани-розвальни, потащил нас через заснеженный перевал в город, к отцовскому знакомому на постой. Позже этот город стал называться Пржевальском. Затем двоюродный брат отца на приличных санях доставил нас в Алма-Ату и станицу Талгар – основное гнездовье Голышевых, где наш семейный патриарх, деловой прадед Григорий Аристархович построил солидный дом и водяную мельницу, под колёса которой я пятилетним чуть было не угодил – меня, упавшего в воду, из водной быстрины подводящего к мельнице желоба, вытащила за рубашку соседка, сказав при этом: «Хорошо, что ты родился в рубашке!», передавая меня сопровождавшему 15-летнему дяде Вене…
   …Итак, я родился в Семиречье, детство и юность прошли в Казахстане. В армию был призван в 1941 году. Вскоре служба в Узбекистане, затем направлен в Таджикистан, в Ленинабад, в московский эвакуированный военный гидрометеорологический институт, в 1943 году институт перевели в Москву, а в 1944 – в Ленинград, окончил его в 1946-м.
    В этом же году по любви женился на студентке нашего общего института Поповой Маргарите Флегонтовне. Она стала моей добросердечной спутницей по моей дальнейшей совместной дружной жизни на протяжении 54 лет, начиная с Ленинграда, затем Белоруссии (Минске, затем Гродно), в Бухте Провидения на Чукотке, в Петропавловске-Камчатском, Кишинёве, Хабаровске.
    Она была не просто создателем и хранителем нашего семейного очага, она стала главным стержнем нашего семейного содружества, которое иногда достигало 8 персон, и при этом всем было уютно, а для меня, в моём долгожительстве – главным!
    Мы от старшего поколения приняли благородную привычку частого письменного и гостевого общения с родственниками, как с моей стороны, так и с её, с нашими институтскими и служебными друзьями, добрыми соседями везде, где бы мы ни прибывали. Это укрепляло нашу семейную связь, особенно среди наших близких родственников.
    В радости и горестях всегда с ней были вместе. Дух взаимопонимания и доверия царил, обогащал и укреплял наши семейные узы, особенно в периоды совместных и индивидуальных санаторно-курортных и туристических поездок. А взаимные особо внимательные и доверительные отношения и забота при болезнях и недомоганиях способствовали быстрому выздоровлению…
    …Итак, в 1947 году направлен в штаб Белорусского военного округа, затем продолжил службу в штабе 28-й армии в Гродно, где в 1948 году жена Маргарита родила сына Виталия. В 1951 году получил назначение в штаб 14-й армии на Чукотке… Через два года меня перевели на новое место сухопутного штабиста в Петропавловск-Камчатский.
    В 1957 году… мы втроём продолжили свой дальний путь до нового места – Кишинёва – моей службы в штабе 14-й гвардейской армии Одесского военного округа…
    …После 32-летней военной службы в Кишинёве, подполковником уволен из армии. Мы с женой передали военную вахту сыну Виталию. Он с женой Наташей и дочкой Олей после короткой службы в Молдавии, в 14-й гвардейской армии, был направлен на Чукотку, в Зареченск, затем, послуживши в разных гарнизонах ДВО, был назначен в финансовую службу округа, в Хабаровск. Закончив 25-летнюю военную службу, вышел в отставку в звании полковника.
    После 35-летнего проживания в уютном Кишинёве (а это были самые лучшие годы совместной нашей жизни с Маргаритой), по приглашению Виталия и Наташи мы переехали в 1992 году в Хабаровск.
    Это кратко, а полнее – в семейной Саге № 2, которую помогал мне писать Виталий, а корректировал внук Антон».

На фото: Хабаровск; 9 мая 2012 г. в гостях у патриарха рода Голышевых - по нисходящей: Юрий Прохорович, Виталий Юрьевич, Антон Витальевич, Александр Антонович.

                Виталий Голышев

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/14/815