Обзор Восставший Из Ада

Артём Кастл
- Здравствуйте! Рад видеть Вас! Не стесняйтесь, проходите. Присаживайтесь, где удобно. Нет. Лучше не здесь. Не буду говорить, почему здесь лучше не садиться, а то Вы захотите покинуть мою скромную обитель. Этот вечер слишком хорош, чтобы просиживать его в одиночестве. Змея? ... Ах да, это змея, так сказать, мой домашний питомец. Не переживайте, она безобидная, хоть и является самой опасной и редкой змеей на планете. Не знаю почему, но стоит ей заметить человека, как она тут же набрасывается на него, обвивая своим телом и ломая ребра, а потом вонзает в его шею клыки. ... Ну что вы, пока я здесь, она вас не тронет. Не обращайте на нее внимания. Давайте лучше перейдем к нашему обзору. Вы ведь знаете, кто я? Я Одинокий Книжник! На полках моей библиотеки стоят тысячи истории, и сегодня я предлагаю вам ознакомиться с мистической историей Клайва Баркера "Восставший из Ада".

Да, да, да. Можете говорить, что Восставший это серия фильмов, которая очень хорошо проявила себя вначале своего существования и сильно скатилась после 4 фильма. Я знаю это, ибо я смотрел эти фильмы и они понравились мне ( я имею ввиду 1-4 фильмы, и 6, 8, 11) С выходом первого фильма Восставший стал классикой своего жанра, а персонаж Пинкхед вошел на Олимп к Фредди, Джейсону и Кожанному Лицу. Фильмы были настолько популярными, что по ним выпустили новеллизации, и можете говорить, что я скатился до уровня обсуждения книжки написанной по трешовому ужастику, но сегодня мы с вами узнаем о рукописи, которую Баркер написал перед выходом фильма, и первая версия рукописи отличается от кино.

Прежде всего, отмечу, что и рукопись и фильм практически идентичны, но все же между ними есть различия. 
Книга начинается с большого описания того, как парень по имени Фрэнк пытается открыть шкатулку Лемаршана, с помощью которой можно получить удовольствия от группы сенобитов. Автор растягивает минутное дело раскрытия шкатулки на несколько страниц, вводя читателя в курс дела с помощью отсылок и воспоминаний Фрэнка. Скажу сразу, что с первых слов, образованных в предложения, мне понравился стиль Баркера. Он действительно может навести страху, где это надо и просто нагнать мрака, когда герои его книги находятся на грани шока. Описания местности, прописывание событий, все это у автора получается делать на лучшем уровне. 
Радостный Фрэнк открывает шкатулку и встречается с так называемыми сенобитами. Между ними и его новыми "друзьями" происходит диалог, из которого читатель узнает о небольшом обломе для Фрэнка. Парень рассчитывал на другие удовольствия, нежели те, которые приготовили для него сенобиты. Он пытается оспорить выбранные ими удовольствия, но ничего не получается. Сенобиты забирают его с собой, разодрав на мелкие кусочки с помощью цепей.
Проходит год и в дом Фрэнка вселяется его брат с женой. Брата зовут Рори и перед читателем он предстает простофилей с доброй душой. За все действо книги от Рори не было выкинуто ни одного грязного фокуса: он этакий подкаблучник своей сильной жены по имени Джулия. Пока Рори с грузчиками выполняет физические упражнения по типу переноса мебели, Джулия осматривает дом и забредает в ту комнату, где год назад состоялась встреча Фрэнка и сенобитов. Ей кажется, что ее кто-то зовет, но в итоге появляется Рори с кровью на руке. Кровь падает на пол и стекает в отверстия между досками, словно кто-то ее поглотил.
Этот кусок с ранением Рори стал знаменательным событием возвращения Фрэнка в наш мир. Ему удалось сбежать из Ада и он представляется образно говоря ничем. Этаким духом, который пытается связаться с Джулией. Почему с Джулией, а не с родным братиком, спросите вы? Ну, потому что рассчитывать на Рори нет смысла. Даже я, находясь в Аду, не воззвал бы к нему о помощи, будь он моей последней надеждой. Рори обратная сторона брата. Если Фрэнк весь из себя крутой и желающий всего больше, то Рори - тихоня, довольствующийся тем, что имеет и по уши влюбленный в Джулию, успевшую наставить ему рога с братом.
Да, ребята, никогда не узнаешь, как сильно твоя жена любит не тебя, а твоего брата. Между Джулией и Фрэнком была связь и на этой связи Фрэнк пытается сыграть с Джулией. 
По началу женушка не верит крикам, раздающимся в комнате, (и я бы не поверил, это же либо мистика, либо клиника какая-то) но потом она соглашается помочь Фрэнку и идет на убийства ради любви. 
Вообще, на мой взгляд, один из помыслов Восставшего это то, на что готов пойти человек ради любви и как на этом можно сыграть. Джулия отнимала жизни, чтобы помочь любимому человеку, искавшему хоть что-то новое в этом чувстве дабы насытиться этим. Сенобиты же будут играть на любви и пытаться перевесить чашу весов в свою пользу, наблюдая за всем происходящим, и одаривая всех заслуживших отборной порцией наказания.
Было бы странно, если бы Джулия отказалась помочь Фрэнку, тогда перед нами предстала бы короткая история о том, как женушка все-таки не пошла по опасному пути, а избежавший наказания грешник так и остался бы молить о помощи, но нет: ослепленная словами Фрэнка о любви Джулия становится его марионеткой и помогает парню. Она заманивает к себе мужчин, предлагая им различные утехи (опять таки смерти из-за любви к кому либо и похоти к чему либо), и убивает их ради светлого будущего. Фрэнк насыщается жертвами Джулии, и уже после первой жертвы становится понятно, что Джулия перешагнула этакий барьер и теперь место ее в Аду. 
Весь Восставший строится не на сенобитах, как могли подумать многие, он строится на человеке, пытавшемся вернуться в наш мир. Большая часть книги говорит нам о различных "ритуалах" которые необходимо выполнить перед "победой" на Адом: будь то убийства или что другое. 
Мне всегда нравились моменты, когда Фрэнк намекает Джулии на то, что они в одной упряжке, когда он, совсем непохожий на человека, притягивает ее к себе и та, хоть и с отвращением, но жмется к нему. Автор показывает падение человека перед чувствами в лице Джулии, и раскрывает возвышение грешника в лице Фрэнка. Тот проходит трудный путь к своему полному возвращению, но при этом он ничему не учится, каким он в Ад попал, таким и вернулся. Фрэнк это "идеал" всего порочного, и в отличие от брата - его не жаль. 
Тем временем старина Рори замечает перемены в жене, автор прописывает их с этакой иронией над муженьком, он добавляет в семейную жизнь парочки драмы и ссоры. 
Вроде бы все у Фрэнка и Джулии идет по плану, но тут на арене появляется Керсти. В отличие от фильма, она не дочь Рори, а его секретарша, сильно влюбленная в него. Баркер показывает нам неприязнь Керсти и Джулии к друг другу, и мастерски играет с этим. 
Керсти становится свидетелем одного из убийств и встречается с пере бинтованным Фрэнком. В том взыграли гормоны и он пытается овладеть девушкой. Ей удается сбежать, прихватив из дома странную шкатулку, и тут начинается интересное, но пока давайте отойдем в сторону от книги и узнаем побольше о ее авторе.
"Восставшего из Ада" придумал и срежисировал британский писатель и обладатель кучи премии за свои творения Клайв Баркер. В жанре ужасов его личность считается знаковой, ибо он подарил нам всем образ любимого иглоголового сенобита и Кэндимена. Родился Баркер в 1952 году, учился в престижной школе, где и занимался писательством, редактируя школьный журнал.  После школы он поступил в Ливерпульский университет (Ливерпуль, все гении и открыватели нового тусят у тебя? Сначала знаменитая четверка, теперь он, кто еще?) Знаете, я тут прочитал дальше по Баркеру и решил, что не буду вдаваться в подробности создания Восставшего и его биографии.  Я просто перейду к главному, а остальное вы прочитаете сами. Баркер успел в свое время основать рок группу, снять любительские фильмы, побыть оформителем обложек к музыкальным альбомам (просто мега творческая личность), у него проходили выставки его картин, различные сборники рассказов и вскоре он перешел к фильмам. Интересный факт: Даг Брэдли, сыгравший Пинкхеда парень, был одноклассником Баркера. По сути первые фильмы он снимал с друзьями. У Баркера имеются премии Брэма Стокера, премия фэнтези (где мои премии? Я же тоже писал! Где премии? Ах да, я же пишу в стол. Черт!) У этого парня имеется собственная игра о нем, довольно сильно, не правда ли? По многим его рассказам были сняты фильмы, какая-то параллель с Кингом передо мной витает. После кучи неудачных продолжений Восставшего Баркер садится за написание сценария ремейка. Ознакомившись с биографией Клайва Баркера, я могу сказать, что это разносторонний человек со своими грешками и страхами, воплощенными в его произведениях. Оттого они и популярны, я так думаю.
И вот мы вернулись к Керсти, которая попала в больницу от полученного в доме Джулии и Рори (в котором еще Фрэнк объявился, так сказать приехал на каникулы из забытого Богом местечка) шока. В ее руках оказалась прихваченная шкатулка и случайным образом девушка открывает ее. Следующие описания просто достойны вхождения в Олим писательского стиля. Баркер нагнетает атмосферу звоном колоколов изменением комнаты, своего рода подступающим ужасом и тут всю палату заполняет белый свет и перед Керсти предстают сенобиты с иглоголовым в роли начальника. Оказывается, сенобитам нет дело до того, как и кем была открыта шкатулка. Любой открывший ее человек отправляется в Ад, и сделал он это специально или случайно, или под давлением, сенобитов ни капельки не волнует. Вот такие они существа - без сожаления и понимания. Для них главное только удовольствия, получаемые ими от агонии их жертвы. 
Керсти пытается бороться за свою жизнь, и рассказывает о сбежавшем из под носа этих самых сенобитов Фрэнке. Видимо, его бегство задело их, и в итоге была совершена сделка: если Керсти выведет сенобитов на Фрэнка, последние оставят ее в покое. Нехилый поворот событий разворачивается, да?
Преисполненная жажды пожить Керсти возвращается в дом Рори, Джулии, и милого братца Фрэнка, хобби которого стало поедание людей для восстановления себя любимого, и узнает, что Рори убил Фрэнка, а над ней уже начали измываться сенобиты. Снова звон колоколов слышится бедной Керсти, в голове проносятся образы будущих мук, и тут Рори прокололся и до Керсти дошло: Фрэнк примерил на себя кожу брата, он убил его и выдал за себя.
Девушка вынуждает Фрэнка признаться, что он все-таки жив, и когда тот в порыве гордости признается, начинается самое интересное: приходят сенобиты и забирают и его и Джулию, которую уже успели изрядно поранить в ходе перебранки между Фрэнком и Керсти, с собой в Ад. 
Вы не поверите, но сенобиты оказываются существами слова и чести, они отпускают Керсти и Пинкхед успевает всучить ей шкатулку Лемаршана, ибо наша девочка теперь ее хранитель. Конец. 
Да, я не шучу, на этом моменте книга заканчивается. 100 с лишним страниц подошли к концу. Вы смотрели "Восставший из Ада"? Если да, то должны помнить занимательные минут 20 погони Керсти от решивших и ее с собой прихватить в Ад сенобитов. Представляете мое удивление, когда я узнал, что в первой рукописи Восставшего нет этого отрывка. Баркер сделал из слэшера мистическую вещь, в которой главными злодеями являются не таинственные последователи Ада, а порочные люди. Это и интересно и не очень заходит после просмотра фильма. В фильме Пинкхед нарушил условие заключенной сделки и попытался забрать с собой Керсти, за что отхватил по полной и был низвергнут домой. 
Что можно сказать о Восставшем из Ада? Это интересная книга, написанная профессионалом своего дела (неудивительно, он же в школе в журнале писал, прям как Кинг. Многие писатели вообще к подобным вещам имели слабость в школе), она не изобилуют кровью и человеческими ошметками (хотя и подобное упоминается, но в фильме выходит в большем количестве), в ней нет серьезных твистов и экстремальных погонь от демонов (погони от Фрэнка не в счет, они терялись на фоне бегства от сенобитов), но при этом она притягивает с первых страниц и рождает в голове образы. Когда я ее читал, то вспоминал фильм и от этого книга заходила только больше. После выхода фильма вышла вторая рукопись, вошедшая в серию бестселлеры Голливуда, туда уже была включена сцена погони от сенобитов, и, насколько мне известно, Баркер приложил руку к созданию новеллизации. 
Я не могу сказать, что отличия от фильма и так называемся сжатость портят эту книгу, не могу сказать, что от всего, что происходило в этой истории мне не хватает действия сенобитов - они успели повеселиться - но им было уделено мало времени, что,  по сути, и правильно: главная часть истории не о них. В этой книге сенобиты представлены посредниками Ада, своего рода курьерами грешников. Они выполнили свою роль: напугали любого, кто верит в существование Преисподнии своим возможным наличием на разных уровнях этого не самого привлекательного места. 
Напоследок скажу, что помимо первой части книги написаны и по 2, 3 и 4 части, но все они точно соответствуют фильмам. Лишь первая рукопись Баркера отличается от фильма, ибо с нее все и началось.
Я советую Вам прочитать эту книгу и вспомнить свое первое знакомство с сенобитами, действительно, подобные книги толкают нас на ностальгию по тем временам, кода мы боялись персонажей ужастиков и искренне молились, закрывшись одеялом, чтобы они нас не нашли.
Спасибо, что пришли ко мне, позвольте мне проводить вас до двери. Да, осторожно пройдем к выходу и попрощаемся. ... Жду вас на следующем вечере обзоров, меня зовут Одинокий Книжник и читайте только ту литературу, какую сами считаете хорошей!