Советские военспецы в Испании ч. 2

Николай Мринский
12 февраля произошёл крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовало с обеих сторон от 37 до 54 самолётов. По советским данным противник потерял 7 своих истребителей. Последующие дни ознаменовались ожесточённым противоборством в воздухе. 18 февраля в воздушных боях над Мадридом потери составили 7 неприятельских боевых машин. Всего за период сражения франкистская авиация лишилась более 30 своих самолётов (республиканская - до 6 аппаратов). Воздушные победы одержали советские летчики: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников, К. Дубков, Н. Виноградов, Н. Никитин, И. Лакеев, П. Кузнецов, А. Минаев и др. В ходе Гвадалахарского сражения (8-23 марта 1937 г.) из-за значительного количества «нелётных» дней боевая работа авиации носила лишь эпизодический характер. У франкистов самолётов было в три раза больше, но у республиканцев они были лучше (до появления «мессеров»). Кроме того, республиканцы  располагали прекрасными аэродромами, а у фашистов из-за дождей они были на время выведены из строя. Ещё одним благоприятным фактором являлось Французское шоссе, по которому двигались огромные моторизованные колонны врага. Это была идеальная цель и эскадрильи республиканской авиации одна за другой вылетали на штурмовку. К началу боевых действий соотношение воздушных сил противоборствующих сторон составляло 80 самолётов республиканцев (Центральный фронт) против 62 франкистов (в основном итальянской конструкции). Республиканская авиация в ходе сражения преимущественно работала по наземным войскам противника. Для дневных ударов привлекались ночные штурмовики ССС (Р-5 ССС), а с 18 марта - прибывшие на Центральный фронт Р-Зеты (P-Z)7.

В течение 12 марта на гвадалахарском направлении было совершено 142 самолёто-вылета, в ходе которых было сброшено 492 бомбы и выпущено 200 тыс. пуль. 16 марта состоялся крупный воздушный бой, в котором участвовали 17 И-15 и 41 самолёт противника. Потери франкистов и их союзников составили 3 «Фиата» и 1 Ju-86. С нашей стороны - один И-15 (лейтенант Г. Реутов). Второй крупный воздушный бой состоялся 20 марта. Противник потерял 1 бомбардировщик и 3 истребителя против одного И-15 (прозван «чатос» - «курносый») республиканской авиации. В ходе сражения авиации Центрального фронта удалось завоевать оперативное господство в воздухе. В апреле 1937 г. сильные бои разгорелись под Мадридом и Теруэлем (провинция Арагона). На Мадридском участке Центрального фронта республиканские войска в первой половине месяца предприняли попытку овладеть пригородом испанской столицы - парком Каса-де-Кампо, который франкисты превратили в хорошо укрепленный район (10-11 тыс. чел., 150 пулемётов, около 40 орудий). Республиканской авиации были поставлены задачи по бомбардировке неприятельских позиций и поддержке наступавших войск. В первый день наступления (9 апреля) было выполнено 56 боевых вылетов, в ходе которых на вражеский укрепрайон сброшено 368 бомб. В последующие дни налёты продолжились, обеспечив воздушную часть проводимой операции. 16 апреля началась Теруэльская операция на Северном фронте. В ходе неё ВВС Республики совершили более 650 самолёто-вылетов с бомбардировочными целями. В конце апреля произошла замена военных советников в руководстве республиканских ВВС. Должность командующего истребительной авиагруппы Центрального фронта, вместо комбрига П.И. Пумпура (убывшего в СССР), занял полковник Н. Федосеев (погиб в авиакатастрофе 16 мая 1937 г.).

На Северный фронт (в качестве советника командующего ВВС) прибыл полковник Ф.К. Арженухин, будущий начштаба ВВС РККА (1939-1940 гг.). В сражении под Брунете (6-25 июля 1937 г.) республиканцы задействовали 133 самолетов. 1-ю истребительную эскадрилью И-15 возглавлял И.Т. Еременко, командирами эскадрилий И-16 были: А. Минаев (позднее - В. Веревка, Б. Смирнов), Г. Плещенко и И. Лакеев. Руководство отряда отдельной скоростной бомбардировочной советской эскадрильи осуществлял полковник А.С. Сенаторов. Противник располагал значительными воздушными силами - 318 самолётов (в основном новых конструкций), что позволило ему вскоре захватить господство в воздухе на операционном направлении. В ходе Брунетской операции республиканские ВВС выполнили 2993 боевых вылета. Потери противника составили 42 самолёта. С целью сохранения Северного фронта командование республиканских войск в августе-сентябре 1937 г. провело Сарагосскую (Арагонскую) наступательную операцию. Группировка республиканских ВВС насчитывала 123 самолёта (23 СБ, 40 Р-Зет, 10 Р-5ССС и 50 истребителей). 26 августа эскадрилья ст. лейтенанта А.К. Серова в районе Вильямайора перехватила неприятельскую авиагруппу, сбив 3 самолёта. Через день состоялся крупный воздушный бой, в котором с обеих сторон участвовало 48 самолётов. Потери противника составили 4 «Фиата». Следующий крупный воздушный бой произошел 1 сентября. По отечественным данным, было сбито 11 «Фиатов» и 4 «Хейнкеля». Потери республиканцев - 3 истребителя И-1514. До окончания операции (6 сентября) действия авиации носили преимущественно бомбардировочный характер. В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной лётчиком Е.Н. Степановым был совершён один из первых в мировой практике ночных воздушных таранов. Звено истребителей И-15 (капитан Степанов и лейтенант И.А. Финн) в районе города атаковало 3 итальянских бомбардировщика «Савойя-Маркетти» S.M.81.

Увидев, что, несмотря на попадания, неприятельские самолёты продолжают приближаться к границам города, Степанов направил свой истребитель на ближайший из них. После удара в хвостовое оперение бомбардировщик резко пошел вниз и разбился со всем экипажем (6 чел.) в пригороде Барселоны. За этот подвиг отважный советский пилот был награждён орденом Красного Знамени. Звания Героя Советского Союза он удостоился в период вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол (МНР) в августе 1938 г. Большая часть республиканских ВВС была задействована в сражении за Теруэль (15 декабря 1937 г. - 22 февраля 1938 г.). Однако первоначальный успех не получил закрепления, и республиканское командование было вынуждено 22 февраля оставить этот стратегически важный пункт в провинции Арагон. Советские лётчики-добровольцы продолжали участвовать в боевых действиях вплоть до середины октября 1938 г. С их последующим убытием на родину в Испании продолжали оставаться военные советники. По данным испанского историка Р. Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских лётчика, из них 99 погибли. По данным российской стороны, наши потери составили 93 чел. летно-технического состава и авиационных советников. 35 советских лётчиков-добровольцев и военных советников ВВС, принимавших участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя Советского Союза. Это - комбриги П.И. Пумпур, Я.В. Смушкевич; полковник Б.А. Туржанский; майор Э.Г. Шахт; капитаны И.Т. Еременко, С.Ф. Тархов; ст. лейтенанты В.М. Бочаров, С.И. Грицевец, А.И. Гусев, С.П. Денисов, И.И. Душкин, И.И. Евсевьев, К.И. Колесников, И.И. Копец, П.Т. Коробков, А.С. Осипенко, Г.М. Прокофьев, И.И. Проскуров, П.В. Рычагов, А.С. Сенаторов, А.К. Серов, П.Ф. Шевцов, В.И. Шевченко;

лейтенанты Н.Ф. Баланов, Н.С. Герасимов, К.И. Ковтун, И.А. Лакеев, А.Г. Романов, И.А. Хованский, С.А. Черных, Н.И. Шмельков; младший командир П.П. Десницкий; В.С. Горанов, П.А. Джибелли, В.С. Хользунов. В общей сложности СССР передал республиканской Испании 648 самолётов различных типов (И-15, И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ. Опыт применения авиации и противовоздушной обороны в Испании был позднее тщательно изучен командованием РККА. 10 марта 1937 г. наркомом обороны СССР К.Е. Ворошиловым утверждён «План использования в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании». Этот документ предполагал оперативное внесение существенных изменений в тактику воздушного боя, стрельбу и наблюдение за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и ряд других важных вопросов. К началу 1938 г. организационно-методические указания наркома обороны и его заместителя по ВВС были внесены в качестве дополнений в «Наставление по оперативному применению ВВС РККА», а также в существующие приказы. Соответствующие программы и инструкции издавались и рассылались по войсковым частям. Создавалась специальная тренировочная аппаратура, пересматривались методы подготовки лётчиков. В этих же целях проводились опытные учения в авиачастях, специальные сборы в округах, флотах. Позднее новые положения теории применения авиации нашли отражение в проекте Полевого устава РККА (ПУ-39), вышедших в 1940 г., боевых уставах бомбардировочной и истребительной авиации (БУБА-40, БУИ-40) и других нормативных документах.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2021/01/22/498