Граната Е-3

Анатолий Ефимов
Граната Е-3
     Мы были дети  войны.  У большинства из нас отцы, которых мы не  помнили, потому  что они ушли на войну, когда мы были совсем маленькие,  воевали и погибли на фронте.  Естественно, что играть  в войну было нашим привычным занятием.  Всегда была проблема.  Никто не хотел играть  немцев.  Поэтому,  наступая, обороняясь и отступая, мы сражались в своих играх с условным противником – но это, конечно же, были немцы. 
    Оружием нашим были  винтовки-палки, гранаты- камни, орудия – бревна и танки, пулеметы – старые сломанные колхозные повозки. Очень жалели, что на колхозных полях и в лесу не было трофейного оружия. Всем надоело изображать стрельбу и взрывы стуком по металлическим деталям,  голосом  и  криками. Однажды  наш Володя не выдержал  скуки и сказал мечтательно:  «Вот бы что-нибудь  рвануть по настоящему».
-  А где взять взрывчатку или порох? – ответил ему Коля Ермолин.  У них с сестрой Шурой отец дядя Максим, тоже погиб на фронте.
-  Надо поискать дома по чуланам. Особенно тем, у кого отцы были охотниками и имели ружья. – ответил практичный Володя Бородин
    По дороге домой наш Володя вдруг говорит:  «А,  я видел вчера дома в маленьком сундучке  у двери, в коробочке из под спичек, маленькие  блестящие капсели   для  патронов».
-  Это осталось от отца.  Он же был охотник и у него было ружье. – ответил Юра.
-  А где сейчас ружье? Я его что-то дома не видел.
-   Володя, когда отец ушел на войну, он ружье оставил дома. Потом это ружье мама сдала в милицию.  Во время войны все сдавали ружья.
-  Нам вообще то ружье не нужно.  Вот если бы сделать гранату и чтобы она взорвалась.  Было бы здорово.
-  Сейчас дойдем до дома и разберемся.  Может, найдем в чулане  старый патрон и немного пороха.
     Дома мы быстро нашли в небольшой картонной коробке в шкафу, среди отцовских медицинских  книг, матерчатый мешочек, в котором было немного черного пороха и несколько пустых латунных  оружейных  гильз.  Теперь у нас были основные материалы, чтобы сделать гранату или мину.  Решили сделать ручную  гранату.
   
     Не откладывая в дальний ящик, выбрали из поленицы березовое сухое круглое полено и начали конструировать ручную гранату.  Ровно раскололи на две половины обрезанный до нужного размера кусок полена,  выдолбили  в  нем  углубление  под патрон и просверлили отверстие под гвоздь,  который острием  упирался бы в капсель. Изобретенная нами модель гранаты предполагала, подрыв гильзы с порохом, находящейся внутри деревянной гранаты. Детонатором являлся ружейный капсель по которому при броске ударял острый конец  гвоздя, шляпка которого выступала в торце гранаты. Будущей гранате присвоили марку  Е-3, наша фамилия и нас трое.
    Проявив максимальную осторожность, вставили, а вернее заколотили капсель в патрон деревянным бруском.  Затем заполнили гильзу порохом, утрамбовали и заткнули толстым войлочным и картонным пыжом. Все это мы делали на дворе, когда мама была в амбулатории. Она бы нам точно не разрешила, чтобы  случайно не покалечились.
     После закрепления патрона в деревянном корпусе, мы плотно скрутили проволокой обе половинки и граната была готова.  Гвоздь – ударник мы пока не вставляли во избежание случайного подрыва при транспортировки на полигон, то  есть за околицу.
    Собрались рядом живущие ребята, и мы быстро оборудовали поле  игрового боя.   Из обрубков  дров и палок соорудили  пулеметную ячейку и окоп для броска гранаты.  Вставили гвоздь – ударник в гранату и после этого все залегли, как в кино, а старший из нас Юра, из положения, лежа из окопа, бросил ее в пулеметное гнездо.  Попал, но граната не взорвалась.
       Кто-то из ребят бросился за ней, но  Юра его резко остановил:  «Ты куда побежал!  Граната же на боевом взводе.  Вдруг взорвется!». 
Все остановились.
-  Ну и что теперь будем делать? – спросил  Володя.
- Давайте  кидать в нее камни.  Может она взорвется. Только кидать камни, нужно лежа  -  предложил я.
    Но граната все равно не взрывалась, даже если в нее попадали. Тогда сделали из старых поломанных граблей кошку и стали веревкой из окопчика подтягивать ее ближе.  Обнаружили, что  гвоздь - ударник не сдвинулся с места.  Видно граната упала боком. После третьего броска она, наконец, взорвалась с громким хлопком и даже дымом, к нашей неописуемой радости. Больше пороха в поселке не было и на этом наши пиротехнические эксперименты закончились. 
К счастью благополучно.