На прицепе

Анатолий Ефимов
1. На прицепе
   
     В последние годы учебы в нашей школе во второй половине шестидесятых годов прошлого века, занятия начинались  после летних каникул не первого сентября, как обычно, а с начала октября.  Об этом просили районное начальство председатели колхозов, так как  не хватало рабочих рук на осеннюю уборку  оставшихся хлебов и овощей. Более шестисот школьников из нашей Ушаковской средней школы, были существенной помощью в этот период. В это время также убирали  с полей лен .
      Мы старшеклассники, обычно помогали на уборке хлеба или работали на прицепной технике  при вспашке  зяби или посеве тракторными сеялками озимой ржи. Я по старой привычке помогал,  иногда дяде Яше  Миллеру пасти коней.  Мне очень нравилось это делать именно поздней осенью.
   
      Я родился в октябре и, видимо, этот факт как-то отразился на моем отношении к временам года.  Поздняя осень моё любимое  время.  Меня совершенно не смущали нудные осенние дожди и  промозглые  северные ветры.  Даже наоборот,  мне доставляло истинное  удовольствие,  ехать,  не спеша верхом,  за табуном лошадей  под  моросящем дождем  по  пустынным полям  и  осыпавшимся от листвы голым лесам.
      Было ощущение, что  если сидишь целый день на коне и медленно дрейфуешь под  дождем и умеренном сыром ветре на неторопливом коне, то температура тела под сырой фуфайкой постепенно сравнивается с температурой внешней среды и ты уже не чувствуешь зябкой осенней сырости и наступает гармония природы и моего организма.
    Все поля уже убраны и нет беспокойства, что кони могут свернуть и будут топтать не убранный хлеб, за что взрослые  спасибо такому пастуху, конечно же,  не скажут. Сезон работ закончился и, нагуленные на осенних хлебах кони,  не проявляли излишней суеты и энергии.  Было приятно в такую непогоду ехать и чувствовать живое тепло коня.  Даже лечь на его мокрую гриву и слегка дремать в такт его шагам.  Затем, где – нибудь за ветром у скирды или стога соломы или сена развести костер и  глядя на огонь, не спеша шевелить палкой  картофельные клубни в    раскаленных углях и затем, обжигаясь есть думая о своем.   
    
      В тот день бригадир назначил меня  прицепщиком к трактористу Гемель Андрею  пахать в ночную смену зябь   на Фисенковом  увале на тракторе ДТ – 54.  В конце сентября по ночам были сильные заморозки.  В  те времена трактора еще не были оборудованы гидравликой,  а плуги, культиваторы и диски были прицепные. При развороте или транспортировке   лемеха плугов поднимались из пахоты специальной ножной педалью и вспомогательным ручным рычагом.
      Для этого на металлическом сиденье с дырками, закрепленном на высоком металлическом кронштейне  прицепного плуга, находился прицепщик, который по команде тракториста или самостоятельно нажимал ногой педаль и длинным рычагом с рукояткой в нужный момент поднимал лемеха и выводил их из земли.  И наоборот  опускал при заезде трактора в борозду. Днем в теплую погоду, когда не было дождя, эта работа ребятам нравилась.  На эту работу обычно назначались  подростки или  парни.  Иногда  из-за недостатка  мужчин, женщины.
   
     Андрей еще засветло прошел по средине поля первую направляющую борозду.  Погода была не очень.  Быстро стемнело и начал накрапывать дождь  при умеренном ветре стало быстро холодать.  Сидеть в темноте на открытом  железном сиденье плуга, как курица на нашесте,  под дождем и ветром было очень даже не уютно.  Переключив плуг при очередном развороте у опушки леса, я по сцепке на ходу перебежал на. прицепное устройство трактора и присев на корточки прижался мокрой спиной к заднему мосту трактора.  Он был теплый. Так я начал делать при каждом развороте трактора, чтобы не мерзнуть.
      Ночные смены имели одну особенность.  Ближе к утру очень хотелось спать.  Андрей в теплой кабине трактора задремал и стал уклоняться от бороды.  От тепла заднего моста я при этом тоже дремал. Проснувшись, он увидел в свете фар, что ушел в сторону и энергично педалью и одновременно ручным рычагом  выровнял трактор. При этом резко дернулось в сторону прицепное устройство трактора, на котором  на корточках дремал я у теплого заднего моста..

    При таком неожиданном повороте, я сонный слетел со своего   теплого места. До сих пор  стоит в глазах эта жуткая картина.  В темноте я падаю на отшлифованные землей блестящие  при луне траки правой вращающейся  гусеницы трактора.  Невероятным образом успеваю изогнуть спросонья свое тело и,  минуя в сантиметре  от моей спины гусеницу трактора, падаю под   плуг, но при этом, однако опять успеваю откатиться в сторону от острых лемехов  плуга и его тяжелого колеса, которое прошло рядом со мной, лежащим на земле, наехав, немного на мою одежду. Все это произошло в доли секунды.
    Когда я после падения и чудесного спасения, догнав трактор, неожиданно появился из ночи в свете фар перед трактором, Андрей был просто ошарашен.  Но после остановки и моего рассказа  что произошло, очень расстроился и стал постоянно следить, чтобы я не слезал во время пахоты с плуга.
     Неоднократно, вспоминая позже,   этот страшный по возможным  последствиям  для меня  случай,  я могу только с благодарностью и молитвой отнести мое чудное спасение, заботе обо мне Ангела-хранителя,  данного мне Господом. Видимо, я для чего-то еще был нужен в этой жизни.