1. На прицепе
В последние годы учебы в нашей школе во второй половине шестидесятых годов прошлого века, занятия начинались после летних каникул не первого сентября, как обычно, а с начала октября. Об этом просили районное начальство председатели колхозов, так как не хватало рабочих рук на осеннюю уборку оставшихся хлебов и овощей. Более шестисот школьников из нашей Ушаковской средней школы, были существенной помощью в этот период. В это время также убирали с полей лен .
Мы старшеклассники, обычно помогали на уборке хлеба или работали на прицепной технике при вспашке зяби или посеве тракторными сеялками озимой ржи. Я по старой привычке помогал, иногда дяде Яше Миллеру пасти коней. Мне очень нравилось это делать именно поздней осенью.
Я родился в октябре и, видимо, этот факт как-то отразился на моем отношении к временам года. Поздняя осень моё любимое время. Меня совершенно не смущали нудные осенние дожди и промозглые северные ветры. Даже наоборот, мне доставляло истинное удовольствие, ехать, не спеша верхом, за табуном лошадей под моросящем дождем по пустынным полям и осыпавшимся от листвы голым лесам.
Было ощущение, что если сидишь целый день на коне и медленно дрейфуешь под дождем и умеренном сыром ветре на неторопливом коне, то температура тела под сырой фуфайкой постепенно сравнивается с температурой внешней среды и ты уже не чувствуешь зябкой осенней сырости и наступает гармония природы и моего организма.
Все поля уже убраны и нет беспокойства, что кони могут свернуть и будут топтать не убранный хлеб, за что взрослые спасибо такому пастуху, конечно же, не скажут. Сезон работ закончился и, нагуленные на осенних хлебах кони, не проявляли излишней суеты и энергии. Было приятно в такую непогоду ехать и чувствовать живое тепло коня. Даже лечь на его мокрую гриву и слегка дремать в такт его шагам. Затем, где – нибудь за ветром у скирды или стога соломы или сена развести костер и глядя на огонь, не спеша шевелить палкой картофельные клубни в раскаленных углях и затем, обжигаясь есть думая о своем.
В тот день бригадир назначил меня прицепщиком к трактористу Гемель Андрею пахать в ночную смену зябь на Фисенковом увале на тракторе ДТ – 54. В конце сентября по ночам были сильные заморозки. В те времена трактора еще не были оборудованы гидравликой, а плуги, культиваторы и диски были прицепные. При развороте или транспортировке лемеха плугов поднимались из пахоты специальной ножной педалью и вспомогательным ручным рычагом.
Для этого на металлическом сиденье с дырками, закрепленном на высоком металлическом кронштейне прицепного плуга, находился прицепщик, который по команде тракториста или самостоятельно нажимал ногой педаль и длинным рычагом с рукояткой в нужный момент поднимал лемеха и выводил их из земли. И наоборот опускал при заезде трактора в борозду. Днем в теплую погоду, когда не было дождя, эта работа ребятам нравилась. На эту работу обычно назначались подростки или парни. Иногда из-за недостатка мужчин, женщины.
Андрей еще засветло прошел по средине поля первую направляющую борозду. Погода была не очень. Быстро стемнело и начал накрапывать дождь при умеренном ветре стало быстро холодать. Сидеть в темноте на открытом железном сиденье плуга, как курица на нашесте, под дождем и ветром было очень даже не уютно. Переключив плуг при очередном развороте у опушки леса, я по сцепке на ходу перебежал на. прицепное устройство трактора и присев на корточки прижался мокрой спиной к заднему мосту трактора. Он был теплый. Так я начал делать при каждом развороте трактора, чтобы не мерзнуть.
Ночные смены имели одну особенность. Ближе к утру очень хотелось спать. Андрей в теплой кабине трактора задремал и стал уклоняться от бороды. От тепла заднего моста я при этом тоже дремал. Проснувшись, он увидел в свете фар, что ушел в сторону и энергично педалью и одновременно ручным рычагом выровнял трактор. При этом резко дернулось в сторону прицепное устройство трактора, на котором на корточках дремал я у теплого заднего моста..
При таком неожиданном повороте, я сонный слетел со своего теплого места. До сих пор стоит в глазах эта жуткая картина. В темноте я падаю на отшлифованные землей блестящие при луне траки правой вращающейся гусеницы трактора. Невероятным образом успеваю изогнуть спросонья свое тело и, минуя в сантиметре от моей спины гусеницу трактора, падаю под плуг, но при этом, однако опять успеваю откатиться в сторону от острых лемехов плуга и его тяжелого колеса, которое прошло рядом со мной, лежащим на земле, наехав, немного на мою одежду. Все это произошло в доли секунды.
Когда я после падения и чудесного спасения, догнав трактор, неожиданно появился из ночи в свете фар перед трактором, Андрей был просто ошарашен. Но после остановки и моего рассказа что произошло, очень расстроился и стал постоянно следить, чтобы я не слезал во время пахоты с плуга.
Неоднократно, вспоминая позже, этот страшный по возможным последствиям для меня случай, я могу только с благодарностью и молитвой отнести мое чудное спасение, заботе обо мне Ангела-хранителя, данного мне Господом. Видимо, я для чего-то еще был нужен в этой жизни.