Лесной пожар

Анатолий Ефимов
1. Лесной пожар
    В тот год моего детства, это было начало 60 годов прошлого столетия, летом была сильная сушь.  Дождей не было уже два месяца.  При нашем резко континентальном климате в Сибири зимой стоят сильные, до пятидесяти градусов морозы, а летом страшная жара до 40 градусов.  Было очень сухо в полях и лесах. Начались  пожары на торфяниках и по неосторожности людей, которые стали угрожать постройкам, посевам, заготовленным  материалам, дровам и сену для скота в лесах. В воздухе постоянно пахло горелом и дымом.  Для их тушения  выделялись специальные бригады.  Когда же они не успевали бороться с огнем, подключались все свободные и несвободные люди.   

     Однажды  председатель колхоза и комендант собрали утром народ на площади возле конторы и председатель Азаров Е.М.объявил:
-  Поселок со всех сторон окружен  лесными пожарами, а на пустошах и открытых полянах горит сухая трава. При ветре идут огневые палы, а искры и горящие ветки разносятся по воздуху далеко вокруг и поджигают  другие места. Огонь приближается к поселку и уже зрелым хлебам. Давайте вместе будем решать, что делать. Нужно спасать от огня имущество, скот, хлеба и сам поселок.

-  Мы трактористы сейчас же цепляем плуги  и начинаем на тракторах опахивать  поселок, поля,  опушки лесов, стога сена и скирды соломы, чтобы остановить наземный пожар.  Если успеем, то и заготовленные в лесу бревна для строительства и поленницы дров – сказал после небольшой паузы  бригадир тракторной бригады тракторист Соколов Григорий.
-  Это правильно.  Начинайте  опахивать со стороны, где огонь ближе всего подошел к поселку и полям с хлебом. При опахивание,  проходите полосу  два раза, чтобы была по шире и  огонь от горевшей травы не перекинулся ветром дальше. В первую очередь, Григорий Васильевич,  опашите поселок и  созревшие поля пшеницы и ржи  у Речушки, у 2х сосен  и на Фисенковом увале.  Они ближе всего к лесу. Нужно не дать палам приблизится к постройкам и зрелым хлебам. Отправляйтесь, Григорий,   пахать побыстрее.  Отставьте все другие работы. Заправьте технику. Заберите все плуги и трактора.
-  Я, Еремей Моисеевич,  заберу всех мужиков и парней постарше и пойдем валить деревья, вырубать кустарник. В общем, делать просеку в тайге  со стороны болот.  Там хвойные деревья и  идет, как сказывали лесники, с большой скоростью верховой пожар.  Надо его остановить. Сделать, не доходя,   впереди его просеку. Возьмем с собой Гемель Филиппа с его гусеничным трактором  ДТ-54, для трелевки леса при расчистки просеки.- сказал озабоченно бригадир Фомин  Михаил.
-  Мне лесники тоже говорили об угрозе с той стороны.  Будь, Михаил с мужиками осторожнее.  Будете работать на горячем воздухе и в задымленной зоне. Огонь будет наступать на вас. При резких порывах ветра верховой огонь по соснам и кедрам идёт очень быстро. Может окружить вас. Следите друг за другом. Не растеряйтесь и не побейте друг друга при валке деревьев при плохой видимости.
-  Понятное дело.  Мужики, через час с пилами и топорами собирайтесь у конторы. Филипп, возьми Сашку Гребенщикова, собирайте инструмент, веревки. Воды с собой  налейте пару фляг и еды тоже возьмите. Цепляйте тележку и подъезжайте к конторе.  Забирай мужиков и отправляйтесь на опушку Ленинского увала.  Я на лошади  тоже подъеду туда. Начнем с  северной стороны, откуда дует ветер.
-  Тебя, Данила Семенович, хочу попросить  собрать мальчишек старших классов и выехать с ними в леса и открытые пастбища, где уже прошли пожары.  Возьмите с собой лопаты, наделайте метел из хвороста и мелких прутьев  и гасите отдельные очаги пожара и не прогоревший валежник  и кострища.  Это нужно сделать быстро, чтобы эти участки не разгорелись снова и ветер не разнес головешки и огонь дальше. До темноты надо успеть  сделать. Следи за ребятишками, чтобы не обожглись и не затерялись  в дыму. -  обратился председатель к  бригадиру  Обухову Даниле Семеновичу.  Обухов Д.С. был постарше других и поэтому нас поручили ему.
- Петр – обратился председатель к деду Ширшову – тебе я поручаю бабье войско.  Всех остающихся в поселке женщин и детей.  Смотрите за хозяйством,  и особенно за тем, чтобы ветер не принес головешки или искры на  дома.  Следите больше всего за сараями с зерном и имуществом , конюшней, курятником, овчарней  и коровниками, так как они крыты соломой. Они могут запылать быстрее всего.  Даже от отдельной искры.
        Натаскайте воды в запас к каждой постройке в корыта или бочки. Поставь наблюдать везде расторопных ребят. В деревне всегда есть чему гореть. Будьте  внимательны. В случае чего, срочно присылай к нам гонцов.  Да и сами постарайтесь принять меры по тушению. Я буду на коне объезжать все участки для принятия своевременных мер  и общего руководства. Ну, расходимся с Богом, по местам.  – озабоченно закончил председатель,  искоса, поглядев  после последних слов,  на коменданта в ожидании его реакции.  Комендант промолчал. Дело было серьезное.

    Дядя Данила послал нас, кто из ребят бы рядом, собрать остальных мальчишек с лопатами и топорами и через час мы пешком пошли через Ельник  и  поле с пшеницей в лес в сторону  Речушки.  Там вчера был лесной пожар, и горели деревья,  сухая трава и валежник.  Дойдя до опушки огонь сам погас, так как не стало сухой травы и валежника, а пшеница возле леса в тени  была еще зеленая и не горела. Но в лесу тлели, а иногда и  вспыхивали ярким пламенем отдельные пни, валежник  и торф возле болота. Также коптили   старые полусгнившие большие деревья по мере их подсушки. От них при резком ветре могли подняться искры,  и даже пучки горелых веток и перелететь  такой опасный  факел мог  дальше.

       Мы, развернувшись цепью, как на войне, пошли вглубь леса, забивая лопатами и ветками огонь и угли на своем пути.  Окружающий нас пейзаж, походил на какой - то за планетный космический сюжет. Обходя обгоревший пониженный участок, я со странным сказочным чувством воспринимал  окружающее нас пространство. Вокруг стояли скелетами обгоревшие стволы и ветви елей и кедров.  Запах горелого и пепельная пыль  от сапогов при движении по обгоревшей траве, переносили нас в трагические времена человеческого бытия. На память приходили из кино и собственного восприятия драматические страницы нашей истории. Цветовые ощущения от задымленных серых цветов и оттенков деревьев, настораживали и возбуждали нас. Шли постоянно перекликаясь. Порой в задымленном воздухе, не видя друг друга.

     Вдруг, проходя рядом с кромкой болота,  я резко и неожиданно провалился по пояс в  мох подо мной.  Пытаюсь, опершись о рядом стоящие кочки выбраться.   Не получается, так как сапоги в чем – то застряли.  Чувствую неожиданно, что сапоги почему-то очень быстро нагреваются.  С ужасом понимаю, что я провалился в яму с горящим торфом.

      Лесные пожары происходили как бы в трех измерениях. Верховой пожар – это когда горят на ветру кроны деревьев, как правило, он бывает в хвойных лесах. Верховой пожар двигается с большой скоростью и наиболее опасный.  Он приносить больше всего вреда. 
     Наземный пожар – при этом огонь под влиянием ветра идет по земле , сжигая траву хворость, лежащие деревья, стволы сухих деревьев и пней, кору деревьев, кустарники
.   Подземный пожар – происходит возле  торфяных болот и на участках леса с торфяным основанием.  Такие пожары могут гореть и летом и зимой.  Мокрый торф подсушивается огнем и тоже начинает гореть. При подземных пожарах не бывает открытого огня, только дым. Они обычно горят очень долго. Часто до весенних паводковых вод. От такого пожара подгорают корни деревьев и лес гибнет.  На месте его получаются большие глубокие озера.  В Сибири их называют гарями.

    От страха сгореть заживо  и начинаю судорожно дергаться, пытаясь выбраться из ямы, но сапоги, видимо, застряли в корнях стоящих рядом деревьев. Выбраться из ямы не удается. Ногам становиться нестерпимо горячо.  В панике и от боли начинаю кричать и звать на помощь. Выбраться самому никак не получается.  Ребята оказались далеко от меня.  Мною от нестерпимой боли от огня в ногах  и невозможности спастись, овладел ужас.
      Отчаянно кричу, что было сил. Дергаюсь, как зверок, попавший в капкан.  Слышу, откликнулся Аркаша Григорьев. Поняв по голосу, что со мной, что-то случилось, он подбежал ко мне и взяв под мышки стал тянуть вверх, помогая мне выбраться из ямы, боясь провалится рядом со мной. Раскаленные сапоги  завязли в корнях и держали меня. Аркаша кричит, чтобы я снимал сапоги и, наконец,  с трудом вытащил меня из этой доменной печи.  Сапоги остались внизу.  Когда  поняли, что я спасен, мы начали вытаскивать из огня сапоги, чтобы они окончательно не сгорели. Другой обуви дома не было.
       Дядя Обухов очень заволновался, когда узнал в какую беду я попал.  Осмотрел мои ноги и быстро, посадив на свою лошадь отправил меня обратно в поселок Кожа на моих ногах сильно покраснела и   болезненно обожглась.
     Мама с бабушкой уже дома страшно до слез испугались, услышав в какую беду я попал. Затем смазали меня гусиным салом и через несколько дней,  все зажило.  Если бы Аркаша, мой детский друг, во время не пришел  мне на помощь, я бы сгорел в этой торфяной яме. Бабушка опять мне напомнила о моем Ангеле хранителе, читая молитву, чтобы я скорее выздоровел.

   Но огонь все-таки и то лето  достал наш поселок.  При том оттуда, откуда его совсем не ждали.. Налетел огненный вихрь со стороны поселкового кладбища и перенес горящие искры и головешки на усадьбу и дом  Хотенова Ивана- колхозного бухгалтера.