Метка

Любовь Сластникова
    Машина стояла посреди заснеженной трассы и категорически отказывалась продолжать движение. Умнейшая сигнализация жалобно попискивала, позволяла открыть дверь салона и даже повернуть ключ зажигания, но двигатель не запускался.
Двое коренастых мужчин, одетых в добротные, теплые костюмы для туризма и рыбалки, третий раз обходили машину, будто совершая некий загадочный ритуал. Временами кто-то из них пинал колесо или открывал багажник, и внимательно в него смотрел. В багажнике лежало оборудование для зимней рыбалки, полный комплект всевозможных снастей, ящик для рыбы и сидения, установленный на полозья, портативная газовая горелка.

   День стоял солнечный, и внезапная остановка пока не слишком огорчала мужчин.

- Вовик, а ты бензин не забыл залить? – Серега с издевкой посмотрел на партнера.
- Да иди ты, знаешь куда! – досадливо махнул рукой тот.

  Ритуальное движение вокруг заглохшего БМВ продолжилось.

- Слушай, а может ты включил его на какое-нибудь кодовое слово или отпечаток пальца? – Серега продолжал строить догадки.

   Вовик вздохнул и пошел в обратную сторону.

- Она ж у тебя уже два месяца, -  не унимался Серега, - ты ж ее знать должен, как свои пять пальцев!

  Вовик взглянул на руку. Пальцев было три. Два покоились в хирургии, где руку зашивали после одной из разборок с конкурентами. Серега понял свою оплошность и замолчал.
   Небо начало темнеть, поднялся ветер, закрутил снежную порошу. При морозе в тридцать градусов ритуальное хождение уже не согревало.

- Слушай! Может с толкача заведется? – Серега не унывал.

  Друзья впряглись и легко разогнали машину по укатанной дороге. Однако, двигатель упорно молчал.

- Придется эвакуатор или автосервис вызывать, - Серега полез за телефоном – Бля! Связи нет вообще!!
- А ты не заметил, что за то время, пока мы тут расхаживаем, мимо ни одна машина не прошла? – Вовик, наконец, заговорил.

  Серега внимательно огляделся по сторонам. Укатанная снежная дорога между высоких, с человеческий рост, сугробов. Шумит лес под порывами ветра. Ни следа, ни звука.

- Похоже, мы с тобой в каком-то необитаемом месте, - приуныл Серега.
- Да, уж, хотелось порыбачить на неисхоженных просторах, -грустно заметил собеседник.
- Реально, как выбираться будем? Темнеет. Зимний день короток.
- Не знаю. В машине был уверен, даже термос не залил, думал вскипятим по приезду и горячего нальем - грустным голосом сообщил Вовик.

  Снова разогнали машину и немного согрелись. Вероятность ночевать на дороге в остывшей машине не прельщала. Серега пошел вперед, надеясь увидеть хотя бы отдаленные признаки человеческого жилья. Вернулся через сорок минут замерзший и удрученный. Оба телефона показывали полное отсутствие связи.

- Слушай, давай МЧС вызывать. Ведь экстренные вызовы должны в любом случае
  проходить!
- Какой телефон набрать?
- 911
- Это точно наше МЧС, а не из фильмов голливудских?
- Не знаю. Вроде везде одинаковый.
- Нет гудков. Значит не наш.

  Метель уже разыгралась не на шутку. Если бы мимо и проезжала машина, то из нее вряд ли заметили бы БМВ без габаритных огней, больше похожего на сугроб. Друзья сидели в машине и ожесточенно нажимали на клавиши мобильников.

- Да звони уже хоть куда! В пожарную, в скорую, бля! –Серега заметно нервничал.
- Девушка! – неожиданно звонким голосом закричал Вовик,- Девушка! Пришлите эвакуатор, пожалуйста! Я не знаю. Мы на дороге стоим. Девушка, не бросайте трубку! Можно же через GPS увидеть координаты! Не показывает? Как не показывает? Ну еще попробуйте! Помеха?

  Экран телефона мигнул и погас.

- Она нас не видит,- это прозвучало, как приговор.

  Мобильник разрядился. Мороз крепчал. Сидеть в машине было холодно, уходить невозможно.

- Чего же это нас в такую глушь занесло? – Серега начал философствовать, - ведь ездят же другие в эту Карелию и в восторге возвращаются, а мы, как будто проклятые, застряли незнамо где, незнамо почему и за что.

  Вовик уныло теребил бесполезный мобильник.

- Слушай! А ты часом не проклят кем? – Серега все же пытался найти виноватого.

  Друг пожал плечами и продолжил крутить мобильник. Замерзшие пальцы едва держали электронное чудо, такое всемогущее в обыденной жизни и такое бесполезное сейчас. Снег продолжал заметать большую сильную машину, превращая ее в сугроб. Очередной порыв ветра издал какой-то воющий звук. Вовик напрягся и, вдруг, хлопнул себя по лбу.
 
- Слушай, когда я машину у того чудака брал, он сказал: -Не забывай про метку! ,-
  я значения не придал, а это может и впрямь какая-то чертова метка?
- Почему не придал?
- Эйфория! Уж больно хорошая машина, да и цена сладкая!
- И теперь мы эту твою сладость горстями едим!

  Речь становилась медленнее, эмоции гасли, несостоявшиеся рыболовы медленно погружались в вязкую дрему, граничащую с забытьем. Мороз пробирался внутрь, замерзающее сердце лениво двигало тягучую кровь по сосудам. От стука в дверцу оба вздрогнули и открыли глаза. Широко открытыми, теперь уже от ужаса, глазами смотрели друг на друга. Стук повторился.

- Не открывай! – мертвенно бледными, замерзшими губами прошептал Серега.
- А вдруг это спасатели?

  Снаружи кто-то расчищал снег с машины. Друзья попытались открыть дверь изнутри, но та не поддавалась.

- Неужели еще и дверь! – простонал Серега.
- Да она просто вмерзла! Снег в щели набился!

  Снаружи уже не только расчищали машину от снега, но и пытались открыть пассажирскую дверцу. Кто действовал в такую пургу разглядеть не удавалось, но надежда на скорое спасение согревала почти отчаявшихся мужчин. Скрежет, стук и все смолкло.

-Неужели уехали? – похолодел Серега.

  Вообще то, в нормальной жизни, он слыл неиссякаемым оптимистом и шутником. Всегда умел найти выход из положения, был душой общества. Густой ежик седых волос, довольно резкие черты лица и спортивная фигура всегда привлекали внимание дам. Вовик же, был довольно рыхлым тюфяком в свои тридцать пять, и выглядел гораздо старше своего одногодки. Он не был остряком и ему не улыбались призывно женщины, он не умел споро решать любые вопросы, только выдержка была его отличительной чертой. Он не обижался на неловкие прозвища от коллег по работе, и его не задевали их злые шутки. Именно это качество позволяло ему не удариться в панику в создавшемся положении.

 Тишина. Ночь. Мороз. Снег. Снежное погребение.

- Глупо как-то, в двадцать первом веке, на проезжей дороге, помирать в шикарной машине от холода, - губы Сереги едва шевелились.

  Пассажирская дверца беззвучно отворилась и в салон просунулась седая голова. Мужчины оцепенели, сердца вообще остановились.

-Мальчики, подвезите до деревни, - в машину втиснулся невысокого роста старичок.
Первым пришел в себя Вовик.
- Дедушка, да мы уже несколько часов тронуться не можем! Замерзли и помирать тут собрались!
- Дак, рано вам еще помирать-то!
-А что делать? МЧС нас не видит, машина не заводится, телефоны разрядились. До утра и окочуримся тут.
- Не подвезете, значит? Ну да ладно, сейчас куме позвоню, и она нас приютит.

  Мужчины переглянулись. Мало своих бед, так еще сумасшедший в машину влез. Вытолкать бы его, да метель и мороз, ночь. Будет его смерть на их совести. Дедок тем временем покопался в своем тряпье- то ли в суме, то ли в карманах, и хитро так на мужчин взглянул.

 - Ну, пошли в гости к куме!
- Ты с ума, старый, сошел! Куда в такую метель идти?
- Да пойдем уж, хуже точно не будет!

  Словно под гипнозом странного спутника, мужчины медленно, разминая затекшие руки и ноги, выползли, почти вывалились, из машины. Метель стихла и на небе бессовестно ярко горели звезды. Старичок легко вспрыгнул на сугроб вдоль дороги.

- Давайте быстрее, а то и впрямь замерзнете!

  Сколько времени шли они по снегу, то проваливаясь по колено, то передвигаясь по плотному насту, никто из них сказать бы не смог. Когда впереди показался огонек человеческого жилья, сердце начало бешено наращивать обороты, нагоняя кровь в мышцы, и ускоряя движение изнемогающих людей. Вскоре они уже входили в дом. Тепло окутало уставшие тела, запах сена и ладана успокоил души. Медленно, как во сне, мужчины стали снимать заскорузлые от мороза костюмы всемирно известной марки.

- Полностью раздевайтесь, догола! - командовал старичок и протягивал каждому смешное лоскутное одеяло.

  Так и сели они за стол- голые, завернутые в пестрые одеяла. Старичок принес горячий чай, сухари и варенье. Глаза слипались, тепло завладевало телом, и друзья уснули прямо за столом. Когда серый рассвет заглянул в маленькое оконце, Вовик открыл глаза. На столе стоял остывший чай, варенье и сухари. В доме никого не было. Он разбудил товарища. Молча друзья надели свои оттаявшие костюмы, походили по комнатам, но хозяев не нашли. Метель стихла еще с вечера. В свете дня происшествие показалось им не столь страшным, по своим следам они отправились к машине.

  Около БМВ стояла машина скорой помощи и МЧС. Дверцы были открыты, и парни в форме копались внутри.

- Эй, ребята, что вы там делаете? – Вовик припустил рысцой.

  Серега бежал следом. Увидев их, ребята из МЧС переглянулись.

- Ваша машина?
- Да!
- А документы на нее?

Вовик начал судорожно рыться в карманах. Везде пусто.

- Так в машине они! В бардачке! – вспомнил он.
- Нормально! Документы в машине, а хозяева в бегах! МЧС вы вызывали?
- Конечно, только вы нас не нашли. Мы бы и замерзли тут насмерть.
- Какая погода видели? У вас не машина, а сугроб огромный, да корпус экранирует!
- Буксирный трос есть?

Вовик оглянулся на друга, словно ища оправдание своей беспечности.

- Нет!
- Ну, мужики, вы даете! Вы ж не на Канары приехали! У нас тут по двести километров прогоны без жилья. Как собирались обходиться? А с машиной что?
- Не заводится, - вздохнул Вовик.
- Андрей! Ты посмотрел машину? Что с ней?
- Норм! Метка сработала. Сейчас отключил. Пусть едут с миром.

  Услышав знакомое слово, путники переглянулись.

- Что за метку вы нашли в моей машине? - Вовик решился уточнить.
- Ты что, горе-путешественник, машины своей не знаешь? – сотрудника МЧС удивить сложно, но этот вопрос от хозяина машины изумил.
- Знаю, -обиделся Вовик, - только что за метка такая чертова? Мы из-за нее застряли?
- Конечно. На крутых машинах часто устанавливают такой «жучок». Он отслеживает расстояние до владельца. В случае ухода довольно далеко, автоматика блокирует двигатель. Правда и глючат эти метки частенько.
- А где вы ночью то шлялись?
- Слава богу! Приютил нас дедок один. У него и ночевали.

 Сотрудники МЧС переглянулись.

- Здесь жилья на сто километров в округе нет.
- Да есть же, есть! Мы же оттуда идем!

  Следы, действительно уходили от дороги в сторону.

- Мы даже не поблагодарили его. Пойдемте все вместе.

  Всей гурьбой двинулись по следам. Петляя, следы привели их на вершину небольшого холма. На ней стоял обветшалый крест. Никаких признаков жилья.

- Как же так? Мы в доме были! – Вовик беспомощно оглянулся.
- Двести лет назад здесь часовня стояла в честь Николая Чудотворца, да разрушили ее давно, только крест поминальный поставили, да и то лет сорок назад. Никто здесь не живет!

  Молча спустились к машине. Вовик сел за руль и включил зажигание. Мотор радостно заурчал. Резко развернув машину в сторону города, он сказал:

- В первой же церкви свечку Николаю Чудотворцу поставлю!

  Верно говорят старики, что на месте разрушенных храмов, все еще несут службу небесные ангелы.
               
 Июль 2019. Питкяранта.