На страже веры и просвещения

Ангелина Соломко
Просветительская деятельность православных монастырей и братств в эпоху унии на землях Юго-Западной Руси
 
     В истории Русской  Православной  церкви, в той ее части, которая исторически оказалась разделённой, четыре с лишним века назад происходили треволнения, которые до сих пор влияют на ход церковной жизни юго-западных окраин Руси.
    Анализируя процессы, происходившие в тот отдалённый период, а именно, на стыке
XVI-XVII веков, можно понять, что всё, что случается сегодня с нами и нашей церковью, имеет историческую подоплёку.
      Если говорить о подготовке к унии –  лукавому компромиссу, который предлагался адептами латинства как единственное, безальтернативное решение вопроса сосуществования католиков и православных, то нельзя не вспомнить отступничество митрополита Киевского Исидора, подписавшего преступный сговор с Римом ещё в 1439г (Ферраро-Флорентийская уния) и дерзнувшего с этим документом предательства приехать в Москву к законному Предстоятелю Церкви, где отступник и получил церковное отлучение.[1]
       Люблинская уния  дала папскому престолу основания «питать смелую надежду» о полном слиянии и подчинении Литвы Польше: «явившись в Литве в 1569г.и опираясь на католическую духовную и светскую власть, иезуиты прямо и открыто приступили к своей пропаганде и направили всю свою энергию к порабощению православия латинству»[2]
      Брестская   уния 1596г.   явилась, таким образом, логическим завершением  многоступенчатой продуманной политики папского Престола. Кроме того, и во внутреннем строе церкви, к большому сожалению, имелись проблемы духовного характера.
   Польские короли ещё в 15в.присвоили себе исключительное право «подаванья» кафедр со всеми принадлежащими архиерейским домам земельными угодьями. Вследствие этого в 16в., как пишет Богословский Вестник МДА, 1897[2], «довольно часто были утверждаемы люди недостойные этого высокого положения и искали материальной выгоды и иногда из-за земных благ меняли саблю на клобук. Случалось, что такие горе-епископы «с толпою вооружённых слуг вступали в драку между собою из-за церковных земель и замков»
     Понятно, что такие архипастыри не могли защитить свою паству от религиозных посягательств и первыми пополнили ряды ренегатов.[3]
       Папский Престол особую роль в успехе латинизации отводил образованию.
  Как отмечает современный историк Ефимович, вторая половина XVI в. в истории Европы обозначилась мощным развитием контрреформационного движения. Его начало было положено постановлениями Тридентского собора 1545–1563 гг., участники которого заложили основы реанимации позиций Римско-католической церкви, пошатнувшиеся во времена Реформации. Особая роль в усилении католицизма возлагалась на монашеские ордена, в особенности Орден Иисуса (иезуитов), призванного проводить активную миссионерскую деятельность среди иноверцев. В процессе распространения католической веры иезуиты весьма успешно реализовывали образовательные программы. Была создана мощная сеть иезуитских коллегиумов. В их стенах основательное образование получали не только католики, но и протестанты, и православные. В Малороссии такие заведения были открыты повсюду,  — в Ярославе, Львове, Перемышле, Луцке, Виннице, Баре,
Остроге, Овруче, Киеве[4]
.
    По свидетельству церковных историков, униаты к Брестскому собору подготовились должным образом. Иезуит Пётр Скарга написал трактат «Про єдність віри» оправдывающий униональную политику Рима на землях Речи Посполитой. Опус был зачитан перед присутствующими в Бресте на собрании. Достойного оппонента со стороны православных на этом нечестивом сборище в то время не нашлось.[ 5]
       Уния поставила православных вне закона.
  «Как некогда христиан в языческом мире, уния поставила православных на землях Речи Посполитой на положение преступников – заключает об этом беззаконии один из современных православных журналов.[6]

    Что могли противопоставить православные униатам, имевшим на вооружении эрудированных публицистов, католических богословов? Стало понятно, что без подготовки своих образованных кадров, православным невозможно противостоять разнузданной папской курии. Средоточием просвещения и борьбы за поруганные права членов истинной Церкви и клира стали православные монастыри и братства.

      
     «Характерной чертой православных братств было их широкое и деятельное
участие в делах церкви и сплочённость при борьбе с её недругами» [7]
      Самым значительным из них было Львовское братство. Необходимо отметить, что
когда патриарх константинопольский Иоаким прибыл в города Речи
Посполитой, то во многих областях уже нашёл организованные там братства и
утверждал их благословенной грамотой.
      Виленское братство было основано при древнем Свято-Троицком монастыре; учредилось с широкими благотворительными и просветительскими задачами
и в 1588г с благословения митрополита Онисифора напечатало свой устав[8] Троицкое братство оказывало поддержку городскому госпиталю(в благотворительном отношении) и учредило своё училище «для воспитания и научения юношества в духе православия». Братство также устроило и типографию для печатания учебников и книг религиозно-нравственного содержания.[13]
     Церковные братства были всесословными: в их состав входили все духовные чины, а из
светских – князья дворяне, шляхтичи, казаки, мещане[7]
      В городе Луцке до принятия унии было восемь православных церквей, После – не осталось ни одной. Когда в городе в 1601г.сгорел дом Милосердия для нищих и больных, братство, которое раньше было при местной Преображенской церкви, стало ходатайствовать перед королём, чтобы построить новый дом, а при нём русскую школу и не только для нуждающихся в помощи, но и для всех православных горожан.. А поскольку была построена школа и дом Милосердия, спустя некоторое время был построен и православный храм. Братства использовали любой случай, чтоб заявить о своих правах перед поработителями. При Луцком братстве также, как и при других братствах, было своё небольшое издательство, где выпускались книги[2]
      Особым уставом Львовское братство было поднято на небывалую высоту: ему были вручены полномочия даже церковного суда и надзора за иными братствами и даже
епископами[9]
 Во Львове было несколько православных братств. Это можно объяснить тем, что этот город раньше других получил Магдебургское право, дающее широкие выборные полномочия разным сословиям[2]
      Успенское Львовское братство было самым значительным. Организация эта славилась своей типографией, в которой в годы унии было выпущено «огромное количество священных книг, учебников служебных, полемических пособий»
С братством особенно сотрудничал Константин Острожский.
       Личность князя Константина Острожского занимает в эпоху гонений на православных особое место. Он был наделён самим патриархом Константинопольским  Иоакимом особыми полномочиями – патриаршего экзарха, хотя в западных областях был назначен протосинкелл патриарха Кирилл(Лукарис). Но князь Острожский выполнял охранительную функцию для патриарха, находясь при нём неотступно во время его визитов в православные юго-западные русские епархии. [10]
     В Остроге. на Волыни, князь Константин основал школу, где им были собраны виднейшие учёные того времени. По свидетельству историка М.Грушевского, «Острожский рассылал своих людей по разных сторонах – разыскивать славянские тексты и греческие переводы. При Острожской духовной школе была издана самая большая на то время книга – Острожская Библия(1580г.) Сам князь Константин писал развенчивающие католицизм богословские трактаты. Самый известный из них – «Пересторога». Шляхтич Броневский, противник унии также издал в Острожской типографии острое полемическое сочинение «Апокрисис», известное под именем Христофора Филалета. Мелетий Смотрицкий, известный богослов и публицист, также воспитывался в Острожской школе. Он написал «Фринос», или «Плач о церкви», в котором обрисовал невыносимое положение православных под гнётом униатов.
      В Острожской школе известнейшие писатели, переводчики, апологеты того времени.
Несколько самых ярких имён: поэт Кассиан Сакович, Памво Берында и Тарас Земка,
составители первого славянского словаря, апологет Лаврентий Зизаний,
Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, Иван Борецкий(будущий митрополит Киевский Иов)[11]

       Львовское братство воспитало для православного мира видных полемистов, апологетов Православия. Из его стен вышел такой светильник православной мысли как Захария Копыстенский, будущий архимандрит Киево-Печерской Лавры
       О нём следует сказать похвальное слово. Захария Копыстенский принадлежал к числу учёных, которые вместе с знаменитым лаврским архимандритом Елисеем Плетенецким и целым рядом известных образованных личностей того времени много  потрудились над изданием богослужебных и святооческих книг. Так, Копыстенский писал предисловия к переведённым иеромонахом Киприаном с греческого на русский язык «Бесед на четырнадцать посланий апостола Павла» святителя Иоанна Златоуста, также и к переводам «Апокалипсиса» и «Часослова» для богослужений.
 Становится понятным, почему во время унии столь важной и необходимой была полемическая литература, когда читаешь о «Палинодии» Захарии Копыстенского .
«Палинодия, или оборона кафолической веры». Это творение пламенный православный апологет написал в ответ на написание трактата известным польским публицистом
Кревзою-Ржевуским с провокационным названием «О единстве церкви». Ржевуский был апологетом унии. Захария Копыстенский на основании огромного количества источников (несколько сотен) строит свой трактат по образцу трактата иезуита Кревзы: так трактат «Палинодия» состоит из 4 частей, подобно, как и униатский трактат.
В лице Копыстенского польский публицист получил достойный ответ[ 7 ]
 Кроме Захарии Копыстенского, Львовское братство взрастило таких ярчайших полемистов, публицистов, поборников истинной веры как Лаврентия Зизания (Кукиль), Памво Берынду и знаменитого деятеля на ниве печатного дела в Киево-Печерской Лавре Елисея(Плетенецкого)   
         Центром борьбы с униональным засильем, равно как и центром просвещения,
становится В 17 веке Киево-Печерская Лавра
 
       «Первым организатором был печерский архимандрит Никифор Тур, который на Брестском соборе был главным голосом православных, а позже вооружённой рукой оборонял Лавру от наступления униатов. Его преемник Елисей Плетенецкий собрал возле себя плеяду образованных людей, основал типографию и начал издательство книг. Были изданы «Беседы святого Иоанна Златоуста на четырнадцать посланий апостола Павла» в переводе иеромонаха Киприана.   [1]   
    В 1632г. будущий печерский архимандрит Пётр Могила создаёт при Лавре монастырскую школу для обучения молодых иноков. В 1635г. по просьбе киевлян он объединяет школу обители с школой Богоявленского братства в центре Киева[12] Братство же, как известно, находилось под защитой войска запорожского. Казаки всем ковшом вместе с атаманом также стали членами Богоявленского братства, дабы иметь право выступать в сеймах[1]

Неутомимый лаврский деятель сам много трудился на ниве апологетики: одно из самых его известных сочинений «Лифос,или камень Веры»[7]
Во времена унии наблюдаем столкновение двух экклезиологий: католической – папа
решает всё, народ не имеет права голоса и православной – без народа епископ не есть
церковью. В то же время, как народ не существует без клира, без народа нет церкви!

   После отступничества от православия высших иерархов… низшее духовенство с мирянами в Западной России ведомое руководством Божьим, явило  миру невиданное зрелище: действенность Христовой  Церкви», которая оставалась целые столетия без главы [2]
      Братства подготовили и воспитали целую плеяду ярких деятелей Православия: апологетов, полемистов, богословов, переводчиков богослужебных, святоотеческих текстов, летописей, хронографов.
       В целом, деятельность монастырей и братств на ниве Просвещения способствовало развитию русской богословской мысли, литературы, естественных наук, юриспруденции.

Библиография:

1. Салтыков Александр, протоиерей. Конспект лекций по истории РПЦ; из личного архива, М,  1996
2. Богословский Вестник МДА, 1897
Закаляка Григорій, протоієрей. Біля джерел Брестської унії// Православний вісник, 9, 1970
3. Т.Ефимович. Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков. – Минск, 2012

      5. Сокальський Василь, протоієрей. Підготовка унії// Православний вісник, 4, 1986

       6 Воейков Н. Церковь, Русь и Рим// Свято-Троицкий монастырь- Jordanwille. New Jork, 1989
         7. Чобич Созонт, протоієрей. Львівські православні братства в боротьбі з католицьким та уніатським засиллям// Православний вісник, 1, 1987
          8. Богословский Вестник МДА, 1898.
          9. Грушевський М. Ілюстрована історія України – «Золоті ворота». Київ, 1992
          10.Богословский Вестник МДА, 1898
           11.І.П.Крип’якевич. Пам’ятки історичної думки України. – Львів; «Світ», 1992
           12 Дятлов В. Киево-Печерская Лавра/ справочник-путеводитель. – К., 2010

   13. Добош Олексій, протоієрей. Унія на Україні: вік XX/ по матеріалам дисертації «Уніатська Греко-Католицька Церква на Україні в   ст. – Кам’янець –Подільський, 1996


14. Григоренко А.И. Уния в истории Украины-Руси – Новосибирск: Паритет, 1991

15 Анатомия раскола, видеофильм в 2-х фильмах. Киев: видеостудия Киево-Печерской Лавры, 2002