Таежный подарок

Овчинникова Татьяна
В ночь на Вербное Воскресенье в нашем подворье появился новый житель- добрейшая корова Полянка родила телочку. Назвали мы ее в честь праздника -Вербой. Выросла Верба, превратилась в огромную,  упитанную телку. Белоснежная,  с небольшими рыжими пятнами на голове и ногах она и впрямь была похожа на вербу,  что цветет по весне над водой. Справная получилась скотина, бока, что у печки русской. Вовремя отелилась , принесла быка. Все вроде бы хорошо было. Потом, как с цепи сорвалась. Что ни день, она и еще несколько деревенских блудных животин, сбегают от пастуха и прямым ходом к Дальнему Стану в Тутуму. Падь такая, за нашей деревней была. От нашего дома, до Дальнего Стана по тутуминской дороге, почитай больше часа пешком топать. Говорят, в районе Дальнего Стана озимые раньше садили. Поле бросили, а трава на пашнях вкусная росла.Может это привлекало. Еще говорят, что там  поляна есть, заросшая сплошь сурепкой, опасной для коров травой. Для них это, как деликатес какой. Едят столько, что остановиться не могут. И погибают, если во время не помочь. Пучит коров от этой травы. Животы раздуваются неимоверно. Здесь или ветеринар поможет,  или просто на коне гонять надо, чтоб газы повыходили.Ложиться не давать, категорически.
В этот, наверное уже десятый раз за лето, я шла за   коровой с одной мыслью-  найти и пустить на мясо, пока не облопалась чего или пока звери не разорвали. Соседи,вон, месяца три искали свою,  нашли обглоданные косточки. Долазилась. И эта судьбину свою ищет, дурная.
Дорога шла возле небольших холмов сплошь покрытых смешанным лесом. Идти было легко. Ноги утопали в шелковистой, невысокой траве.У Первого Стана увидала  коров. Нашей  среди них не было. Пошла дальше. В намеченном месте, в районе Второго Стана, вообще ни одной скотины не обнаружила. Не было и  свежих следов их пребывания . Обойдя все поляны, убедившись, что поиски успехом не увенчаются,  усталая и сердитая на непослушное животное,  я пошла обратно. Под вечер начался ветер, по небу заходили тучи. Перспектива- попасть под дождь,  вообще мне не понравилась. Решила,  немного укоротить путь. Свернула на лесную тропинку. По ней можно выйти прямо к пашне, недалеко от деревни. Это километра на два  короче нижнего пути по дороге. Сначала шлось легко. Потом под ногами начали попадаться свежеизрытые участки земли,что меня сильно удивило. Думаю:" Не только коровы бывают заблудными. Вон и свиньи чьи- то любят погулять вдали от дома..." Мои мысли прервал странный звук. Как будто дерево большое свалилось на землю. Смотрю и точно,  недалеко от меня рухнула трухлявая береза. А у ее ствола полосатые поросята копашатся. И спина взрослого кабана в траве замаячила. Здесь уже думать и разглядывать их времени не было совсем. Раз поросята, значит рядом мамка и конечно же секач недалеко. Определила- ветер на меня,  потому они до сих пор не встревожились. Просто не почуяли. Выдерживая дистанцию, быстро, но предельно тихо  спустилась напрямую с горы, пересекла поляну и укрылась в колке, в самом начале речки Тутумушка. Вода в этой реке была студенючая. Взяв свое начало высоко в горах она долго текла под землей. На том месте куда я пришла, она вырывалась на волю. Дальше, до Газимура, текла по верху земли.Не знаю почему, я решила какое- то время по воде пройти. Сам кабан по следу вряд ли пойдет, но вот другой лохматый охотник, который всегда рядом с легкой добычей, может и выследить. Я видимо интуитивно хоть как -то, себя обезопасила. Спасло еще и то, что сапоги на ногах были не дырявые. Ноги не отморожу. Шла больше километра по  воде. Когда удалилась от зверей на безопасное расстояние, решила свернуть на дорогу. Но не тут- то было. Под ногами захлюпала трясина.Попыталась прыгать с кочки на кочку, тут же бросила эту затею. Сорвешься и засосет еще болотина, не дай Бог. Решила вернуться обратно к воде, еще  немного пройти по руслу,  потом свернуть к Солончику, (сопке на той стороне реки) и там,  по дороге выйти к селу. Вернулась и... не пожалела. Как раз на моем пути,  по берегу  обнаружила целые заросли моховки - наивкуснейшей сибирской ягоды. Прямо из холодной, ключевой воды я доставала ароматные, янтарные гроздья. Кто пробовал моховку,  знает-  вкус этих ягод неподражаем. Ведра, естественно, со мной не было, но пригодился платок. Потом и кофта. "Такую добычу ни за что не оставлю кому- то другому. Настоящий таежный подарок,награда за мои мучения"- так думала я собирая все до ягодки с "корешка". Домой, с тяжелой, вкусной ношей,уставшая но довольнющая, притащилась уже затемно. Верба,как "умная Маша", подоенная бабушкой, мирно жевала жвачку в стайке. Говорю:" Точно бы тебя прибила, скотоморда вреднючая, если бы ягоду сегодня не нашла."

Несколько лет спустя я снова сходила на это место, в надежде насобирать ягоды.Но,увы,по протяжении всей реки, а это в августе, лежал лед.Вечная мерзлота накрыла местность. Растительность, вся погибла. Моховка тоже. Растет то она прямо у воды.