Стержни и ноздри

Сергей Ерёмин 5
     Как и всякий институт, готовящий специалистов в области народного хозяйства, наше учреждение постоянно принимало к обучению на коммерческой основе всяких, в большинстве своём довольно мутных, посланцев из стран дальнего зарубежья. Коммерческим это обучение стало совсем недавно, а до этого, как нам рассказывали некоторые преподаватели, в эти стены прибывали такие удивительные типажи, что первое время их настойчиво спроваживали в зоопарк на Большой Грузинской улице. Когда же они начинали охотиться и пожирать местных зебр и бабирусс, этих дикарей самих отлавливали и возвращали обратно. Может быть, преподаватели изрядно преувеличивали масштаб бедствия, но советская политика безвозмездной братской помощи любому людоеду, приветливо посмотревшему в сторону СССР, часто давала такие причудливые результаты, что в правдивость некоторых историй охотно веришь.

     Перевод взаимоотношений с внешними партнёрами на расчёт в твёрдой конвертируемой валюте по строгим расценкам немного охладил "поставщиков" разноцветной студенческой (эти папуасы сами себя называли студентами, а мы им не мешали) массы, но не отвадил от желания пристроить к нам парочку - троечку своих представителей. Если с посланцами из Африки всё было ясно с самого начала и больших иллюзий наши преподаватели на их счёт не испытывали, то с азиатами, которых было явное большинство, первое время старались нянчиться и тянуть изо всех сил к свету знаний. Получалось не очень хорошо... Я боюсь даже представить, что было в аудиториях, когда этот "интернационал" приезжал к нам "по дружбе"...

     Я понимаю, что не все из них видели деньги и не знают, для каких целей они существуют, но сложилось такое впечатление, что по возвращении домой они явно не собирались их отрабатывать! Или кто-то реально рассчитывал, что абсолютное незнание русского языка им поможет овладеть, хотя бы первичными знаниями в той области, на которую они нацелились!? Наверное, ректорат понять ещё можно (по неинститутским дисциплинам "разводилово" и "кидалово" в России в это время можно было получить высшее образование), но в песках и джунглях думать совсем разучились? Допустим, физически сильную и здоровую часть "инженеров" можно продать для работы на плантациях или в шахтах... С остальными, что делать? Например, с арабами, которых, словно из одного спичечного коробка высыпали? Сам видел...
     У меня сразу не сложились отношения с этой публикой. Скажу честно, как бы предвзято я ни относился к этим ребятам, никогда их не задирал, просто всегда старался держаться от них подальше и всячески избегал любого контакта. На другую улицу не переходил, но инициативу поддерживать контакт не выказывал. Они - сами по себе, я - тоже. Не могу сказать однозначно по какой причине, но первый семестр обучения нас зачем-то собрали в одной группе. Нас - это двадцать аборигенов и троих представителей одной ближневосточной страны, с которой у бывшего Советского Союза были хорошие отношения, и она по привычке прислала нам своих делегатов получать знания. Главной отличительной чертой этих бедуинов было приличное знание нашего языка. Ну, и к нам они относились с некоторым уважением. Старались вести себя спокойно, вежливо, без выпячивания своих национальных чудачеств. Нормальные иностранцы, а по сравнению со своими "коллегами" ещё и вменяемые студенты.

     Этот день начался вполне нормально, первую пару мы все отучились без приключений. Ну, как отучились... До звонка оставалось минут пять... Я сидел в центре амфитеатра аудитории, начинал собирать манатки, но завозился с шариковой ручкой, которая развинтилась... Неожиданно кто-то сверху тронул меня за плечо. Я непроизвольно резко обернулся и стержень под воздействием пружины  выскочил в направлении верхнего ряда. Как выяснилось, надо мной сидел один из арабов и у него возник какой-то вопрос ко мне. Явно не в самую добрую минуту возжелал он получить ответ... Стержень вонзился ему в правую ноздрю, и какое-то время там удерживался складками кожи, внутренними ходами и соплями, наверное. Ничего удивительного в том, что стержень попал именно в ноздрю, не было... Было бы странно, если бы я не попал в такую мишень! Но, ни задачи, ни стремления, ни мыслей, куда бы, то, ни было попадать, у меня не было! Мой шок и недоумение ни в чём не уступали прострации этого незадачливого друга пустыни! Он уставился на меня со своего верхнего ряда и не знал, как выразить своё негодование. В свою очередь, я тоже сидел и с ужасом смотрел на него снизу вверх...

     Международный конфликт! Евреи им досадили больше, но и с моей стороны такая мелкая и довольно-таки унизительная подколка над гордым палестинцем смотрелась некрасиво и провокационно. Не ожидал он, наверное, в далёкой России такого к себе отношения от представителя титульной нации... Блин! Я тоже не хотел провоцировать обострение "дружбы народов"! Тишина длилась секунду... Может быть, полторы... За это время стержень преткновения с отвращением был выдернут из "клюва" и безжалостно выброшен в проход.

     Потом вся аудитория перенеслась на восточный базар, где мне пытались впарить верблюда с тремя горбами по сходной цене и до кучи папирусный свиток времён фараона Тутанхамона,  дешевле которого я больше нигде не найду. Мгновенно рядом со мной оказались и остальные представители этой крикливой нации. Они хором расхваливали свой товар и пытались с жаром убедить меня продать свою последнюю рубашку, но прикупить их замечательного ишака. Ещё немного и я был готовить пойти на уступку и отовариться парой фиников, но что-то меня сдерживало. Хрен поймёшь, что они там лопочут на своём языке, но так заразительно и с такой неподкупной внутренней уверенностью в своей правоте... Я сознательно не ставлю кавычек, поскольку чуть позднее побывал в Египте и привёз точно такие же впечатления с настоящего ближневосточного базара.

     Драматизм этой петушиной трагикомической вакханалии добавила кровь, которая стала хлестать на пол из выдающегося носа пострадавшего "торговца", как из водопроводного крана. Тут уже всполошились и другие обитатели нашего амфитеатра, доселе молчаливо наблюдавшие за действом на сцене. Сердобольные студентки стали затыкать скважину какими-то тампонами... Крики, визг... Напихали в "пробоину" всякой всячины, но течь устранили... Соплеменники под причитания и проклятия в мой адрес поволокли своего друга в медпункт, а я с преподавателем отправился в деканат писать объяснение своего неподобающего поведения. Дикое, просто дикое стечение обстоятельств, которое непонятно какими словами можно объяснить... Что-то я там придумал, выразил сожаление и обещал больше так не делать. Как показало дальнейшее развитие событий, это объяснение я сочинял недостаточно искренно...

     Бедного палестинца подлатали, успокоили и следующие две пары прошли спокойно. И завершающая пара началась вполне буднично. Сидели мы в обычной комнате за столами. Этот чумазый друг расположился в ряду передо мной. Всё повторилось с точностью до мелочей! Резкий поворот, попытка сформулировать вопрос, предательская пружинка разукомплектованной авторучки в дрожащих руках... Ёлки-палки! Последний стержень улетел в эти гадские ноздри, в которые невозможно промахнуться! Обидно до слёз... Впрочем, присутствующие ржали до слёз совсем не от обиды! Один даже сполз на пол и там тихонько всхлипывал. Какое-то чудовищное и мистическое наваждение преследовало нас! Попутно сделал вывод, что выражение "один снаряд дважды в одну воронку не попадает" вовсе не универсально, а богато множеством исключений. Хотя, строго говоря, такая небанальная связка "стержень - ноздря" может сбить с насиженного места, какое угодно правило и сама претендует на право стать правилом. Вроде, как "если в дрожащих руках появился  стержень, то велика вероятность, что очень скоро он окажется в месте, для него несвойственном".
 
     Со стороны весь этот день выглядел так, будто я с маниакальным упорством пытаюсь расправиться с арабским подростком самым прихотливым образом! Я буквально не упускаю случая навредить этому будущему специалисту дружественной страны. Выворачиваюсь наизнанку, но наношу ущерб его здоровью и всё время, почему-то одним и тем же, затейливым способом! Как достучаться до всего мирового сообщества, что я не имею к этому милому православному христианину никаких претензий!? Я его люблю и уважаю всеми фибрами своей души! И то, что после каждой своей попытки обратиться ко мне с вопросом, он обливается и умывается кровью, я категорически не виноват! Я с радостью ответил бы на любой его вопрос, но наложенное на наши отношения таинственное проклятье не позволяет нам дружески общаться.

     Можно, конечно, допустить, что переизбыток кровяных телец в его организме требовал принудительного регулирования... На подсознательном уровне палестинец догадывался о своей проблеме, и во мне он увидел того, кто окажет ему такую нестандартную услугу? Кровопускание посредством внезапного обращения с вопросом? За все пять лет своего обучения я не заходил в родной деканат дважды в день... Как-то уважительных поводов не было... Во второй объяснительной записке я написал другой текст, но, чем иным можно объяснить тот феномен, что весь день он жался ко мне за соседними партами? Если так, то я блестяще, с незаурядной выдумкой и проворством реализовал его мечту...

     Судьба не дала нам возможность проверить мою гипотезу, поскольку со второго семестра произошло разделение видов и туристов из-за бугра согнали в специализированные группы и изолировали от основной массы студентов. Избавили изнеженных и бессловесных чурбанов, не понимающих всех тонкостей  русской экзотики, от ежедневного общения с носителями "великого и могучего". Больше мы не виделись не только в аудиториях, но и вообще в институте. Может, их сразу на плантации угнали бананы собирать, без пятилетней  мучительной подготовки?
   
     Некоторое время я вспоминал этого чудаковатого араба и наше с ним непродолжительное  "общение". Правда, если он обратится ко мне в следующий раз с подобной просьбой, то стержни на его сопли я тратить больше не буду... И чисто по-христиански, как брат брату, расскажу ему на пальцах, какие вопросы можно задавать в приличном обществе, а какие не стоит...