Дом Гинзбурга

Марк Савчук
   На том самом месте, где сейчас стоит гостиница «Украина», до «незалежності» именовавшаяся «Москва», незавершенная обрубленная копия московской «высотки» – кампания 1955 года по борьбе с «архитектурными излишествами» лишила ее предусмотренных первоначальным проектом элементов декора, а равно и башенки со шпилем – до войны возвышалось громаднейшее по тем временам здание, бывшее некогда самым высоким во всей Российской империи, да и после остававшееся самым высоким в Киеве. В истории этого здания переплелись имена трех евреев: одного киевлянина и двоих одесситов. Строительного подрядчика и домовладельца Л.Б. Гинзбурга, архитекторов Ф.А. Троупянского и А.Б. Минкуса.

   Хотя Киев и не входил в черту оседлости, согласно принятым в 1861 году законам, некоторым категориям евреев – купцам первой гильдии, фабрикантам, ремесленникам, лицам свободных профессий, а также их служащим, ученикам и прислуге – разрешено было в нем проживать. К концу XIX века евреи составляли 44% киевского купечества, а на еврейские производства приходилась четверть выпускаемой в городе продукции. Особенно значительными были мукомольные предприятия и сахарные заводы Бродских, Ионы Марковича Зайцева и коммерции советника Давида Семеновича Марголина (он же организатор пароходства на Днепре, устройства в Киеве водопровода и снабжения жителей газом). Видную роль в экономической жизни страны играл основанный в Киеве в 70-х годах XIX века Лазарем Поляковым и его сыновьями Александром и Исааком Южнорусский промышленный банк.
    В числе видных представителей киевской еврейской общины был купец первой гильдии строительный подрядчик и филантроп Гинзбург Л.Б..

   Лев Борисович (Лейба Беркович) Гинзбург (1858 – 1920) прославился как «король подрядчиков». Его знаменитая «Строительная контора» украсила Киев великолепными зданиями: Оперного театра (того самого, в котором в 1911 году было совершено покушение на премьер-министра П.А. Столыпина, сейчас это здание Национальной оперы), Соловцовского театра (нынешний Театр им. И. Франка), Троицкого народного дома (сейчас – Театр оперетты), Николаевского костела, хоральной синагоги (построенной на средства известного сахарозаводчика Бродского), Педагогического музея (сейчас – Дом учителя), государственного банка (сейчас в этом здании Национальный банк Украины), Политехнического института, киевского городского музея древностей и искусств (бывший Государственный музей украинского искусства, ныне Национальный художественный музей Украины), а также жилыми зданиями, в том числе знаменитым домом  Городецкого,  известным  еще  как  «дом с химерами». Кирпич для своих сооружений Гинзбург скупал на заводах Якова Бернера, продукция которых   считалась   первосортной  –  Лев  Борисович  дорожил  репутацией  своей конторы, по праву считавшейся лучшей строительной конторой Киева, и использовал для строительства только высококачественные материалы.
   Не чужд был Л.Б. Гинзбург и благотворительной деятельности. Финансировал еврейские благотворительные заведения, был старостой Еврейской больницы.

   Развитие промышленности в России конца XIX – начала XX веков вызвало приток в города массы населения. Тысячам приезжих нужна была крыша над головой. В больших городах империи начался строительный бум. Не миновал он и Киев. Город превращался в огромный торгово-промышленный центр, все больше требовалось жилья. Стремительно развивающийся гостиничный бизнес  не поспевал за темпами увеличения населения. Именно в эту пору в Киеве стали возводить так называемые доходные дома – универсальные сооружения, под крышей которых размещались и торговые площади и офисы и комфортабельное жилье, сдаваемое внаем на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Строили добротно и изобретательно  –  каждый дом был своего рода рекламой своего владельца. Из-за повышенного спроса на участки под застройку, земля, особенно в центре города, стремительно дорожала, посему здания начали расти вверх.
   Во время строительной лихорадки в Киеве центральные улицы – Крещатик, Прорезную, Институтскую, Николаевскую (сейчас она носит имя архитектора Владислава Городецкого), часть Владимирской и Большой Васильковской украсили, как писалось в изданном в начале  XX века «Иллюстрированном путеводителе по Киеву» Семена Богуславского «гигантские здания новой архитектуры, названной даже «киевским ренессансом».
   Гинзбург был не только строителем, но и домовладельцем.  Ему принадлежали несколько доходных домов, выстроенных его конторой.  Его шестиэтажный доходный дом построенный в 1901 году по улице Николаевской (теперешний адрес Городецкого,9) был одно время самым высоким зданием Киева. Фасад этого фешенебельного дома украсили изображения грифонов и олимпийцев: богини плодородия Деметры со снопом пшеницы, бога кузнечного дела и огня Гефеста с молотом, богини мудрости Афины с копьем и щитом да быстроногого посла богов Гермеса (он же Меркурий) с жезлом, мешком с товарами и петухом. На первом этаже этого здания находился роскошный мебельный магазин братьев Кон, Якова и Иосифа, в наши дни там расположен парфюмерный бутик «Л’эскаль». Но настоящим киевским «небоскребом» стал возведенный в 1912 году на ул. Институтской,16/18 двенадцатиэтажный дом, известный под именем его хозяина – «дом Гинсбурга».

   При подготовке к строительству дома-гиганта был снесен дом № 18 по ул. Институтской, построенный в свое время М. Фабрициусом. Сооружение дома, как и  остальных  зданий  в  кварталах  бывшего Меринговского сада  (в свое время там находилась утопавшая в зелени огромная, десять с половиной гектаров, усадьба профессора медицинского факультета Киевского университета заведующего кафедрой частной патологии и хирургии факультетской терапевтической клиники статского советника Ф.Ф. Меринга), велось в очень неблагоприятных геолого- гидрологических условиях. При строительстве использовались новейшие строительные технологии. Из-за значительного перепада высоты улицы  Институтской этот П-образный в плане дом-квартал с большим внутренним двором был задуман разноэтажным: 10-12 этажей со двора и 8 с улицы. Проект разработали в 1910 году Ф.А. Троупянский и А.Б. Минкус – архитекторы из Одессы.

   В конце XIX –  начале XX века еврейская община Одессы была одной из лидирующих  не  только в России, но и в Европе. Община объединяла 7 синагог и 45 молитвенных домов, 2 крупных общегородских еврейских благотворительных учреждения, 89 различных еврейских учебных заведений, 5 крупных еврейских профессиональных обществ взаимопомощи.  Существовал ряд организаций , ставивших своей целью дать еврейскому населению города, и в первую очередь молодежи, профессиональное техническое образование, в частности Общество Ремесленного труда, основавшее одно из крупнейших в городе ремесленных училищ.
   В 1880 г. в Одессе было 6 казенных еврейских училищ, 2 Талмуд-Торы, женское еврейское казенное училище и 27 частных еврейских училищ, 16 частных мужских и женских школ, 5 вечерних  субботних школ, 2 частных музыкальных курса, 4 частные рисовальные школы, 2 частные школы повивальных бабок, зубоврачебная школа, 13 школ бухгалтерии, 2 курса стенографии, 5 курсов каллиграфии, 200 начальных религиозных школ-хедеров. Общее количество учеников в них составляло 2218 человек. Помимо этого в нееврейских учебных заведениях (гимназиях, прогимназиях, реальных, коммерческих и общих училищах) обучалось 2802 еврея, а в университете - 78 еврейских студентов (на 247 студентов- христиан – более 30%!), Поистине Одесса была одним из крупнейших в России центров еврейского образования.
   Особенностью социальной структуры еврейского населения Одессы во второй половине XIX века был необычайно высокий процент лиц свободных профессий, в основном – врачей и юристов, сформировавших особый мир одесской еврейской интеллигенции.
         Представители еврейской общины внесли немалый вклад в становлении и развитии города как крупнейшего торгового, промышленного и культурного  центра, а также в формировании архитектурного облика Одессы как большого европейского города.
   Большинство из одесских архитекторов-евреев получили специальное образование   в   учебных заведениях разного ранга и престижа – в Одесской рисовальной школе, Одесском художественном училище Общества изящных искусств, Московском училище живописи, скульптуры и зодчества, Петербургской Академии художеств, Петербургском строительном училище, Петербургском институте гражданских инженеров... Многие начинали работать в Одессе и на  Одессу, что, конечно, сказалось на архитектурных  стилях запроектированных ими зданий, которыми стали, преимущественно, неоампир, необарокко,  неоготика,  модерн, неоренессанс. За насколько десятилетий по их проектам в центре города, на его окраинах  и  в предместьях  возвели множество зданий и сооружений самого различного назначения: синагоги, учебные заведения, благотворительные    учреждения, больницы,  доходные дома, особняки, дачи, театры, отели, курорты, банки, торговые комплексы, заводы и фабрики, трамвайные и портовые сооружения...
   Помимо Одессы, евреи архитекторы проектировали здания для Петербурга и Жмеринки,   Киева  и  Вапнярки,  Харькова,   Николаева,  Херсона,  Феодосии  и других городов империи, принимали участие в Архитектурных съездах, состояли в Одесском отделении Императорского Русского технического Общества. На творческом счету одних зодчих десятки реализованных проектов, других –  единицы, но каждый оставил свой «каменный след» на улицах Одессы и других городов Российской империи. В их числе А.Б. Минкус и Ф.А. Троупянский

   Федор (Файвель-Мовша) Абрамович Троупянский (1874 – 1949) родился в семье одесского мещанина. Окончив к двадцати пяти годам Академию художеств приступил к практической деятельности. В соавторстве с такими ведущими мастерами, как В.А. Домбровский и Ю.М. Дмитренко он участвует в проектировании и строительстве жилых домов в Одессе, а со временем начинает выполнять и самостоятельные заказы. В частности в своеобразной манере им были выполнены дома по ул. Манежной,95 (1902г.), Осипова,24 (1906г.) и в переулке Нахимова (1906г.).
   Особого успеха как частнопрактикующий архитектор Ф. Троупянский достиг в 1910-е годы. В эти годы во входящем тогда в моду стиле позднего модерна им спроектированы в Одессе здания по ул. Греческой,48 (1910-1912гг), ул.Екатерининской,33 (1910-1913гг), Старосенной площади,5 (1910г) и некоторые другие.
   Примерно в это же время под руководством Ф.А. Троупянского в Фастове сооружено исполненное в стиле неоготики здание костела (в соавторстве с В.А. Домбровским) а в Киеве доходные дома № 26 и №34 по ул. Маринско-Благовещенской (сейчас – Саксаганского).

   Известный одесский архитектор Адольф Борисович (Аба Борухович) Минкус (1870-1947 гг.) начинал свою деятельность под руководством архитектора А.И. Бернардци. Адольф Борисович был неоднократным победителем Всероссийских и Международных  архитектурных  конкурсов.  По  проектам  А.Б. Минкуса в Одессе возведены доходные и административные здания по ул. Нежинской,52; Пушкинской,57; Преображенской,64; Ришельевской,11; а также Азовско-Донской коммерческий банк по ул. Ришельевская,9 (сейчас в этом здании Центр украинской культуры),  Бродская синагога по ул. Жуковского,18;  казенное еврейское училище на  ул. Кузнечной  (сейчас  в  этом  здании  расположен  один  из учебных корпусов академии связи), три здания трамвайных депо: по ул. Водопроводной, возле станции Одесса-Товарная и на Слободке-Романовке, а также многие другие сооружения.
   Построенные по проектам А.Б. Минкуса дома украсили не только Одессу, но и другие города Российской империи: Ригу, Николаев, Херсон, Харьков и Киев.
   В Киеве Адольфу Борисовичу уже случалось иметь дело со строительной конторой Гинзбурга. Так, в 1903 году  под наблюдением А. Минкуса контора Льва Гинзбурга по проекту инженера Михаила Артынова построила ниже склона Мариинского парка здание еврейской больницы В Киеве же по проекту А. Минкуса и Ф. Троупянского в 1910-1911 годах строительная контора Л. Гинзбурга возвела на Бибиковском бульваре (современный адрес бульвар Шевченко,7/29) великолепное здание отеля  «Палас-отель»  –  одну из самых
 
   Работы по возведению дома-гиганта велись под руководством Иполита Владимировича Николаева, сына академика петербуржской академии искусств архитектора Владимира Николаевича Николаева (по проектам которого в Киеве были возведены здания театра Бергонье – теперешний драматический театр им. Леси Украинки, Купеческого собрания – теперешнее здание филармонии, Николаевского собора Покровского монастыря и ряд других сооружений). Стоимость строительства составляла 1,5 миллиона рублей – во столько же обошлось, к примеру,  строительство Оперного театра в Одессе. В 1912 году постройка  двенадцатиэтажного киевского «небоскреба», вошедшего в историю под именем своего владельца – дом Гинзбурга – была завершена. Удачное расположение  на краю печерского плато визуально делали новое здание значительно выше. С его крыши, как с Лаврской колокольни можно было обозревать весь город. Дом сразу стал одной из достопримечательностей Киева. Его ротонду-башню с гигантским шпилем было видно со всех точек Киева, что безмерно радовало хозяина дома, «короля подрядчиков». Рассказывают, что  богомольцы, направляясь в Софию или Лавру, думали, что это тоже какой-то храм и крестились на него.
   В этом доходном доме разместились 94 большие квартиры (500 комнат) и магазины на первом этаже. Высота потолков достигала 4 метра. В глубине участка стояла 2-этажная резиденция самого Льва Борисовича.

   Многоэтажку обслуживало невероятное количество прислуги – только дворников служило несколько десятков (20 младших и три старших дворника):они подметали двор, чистили панели  и  ковры,  мыли окна  и  витражи.  Кроме того,  в  «высотке» работали штатные водопроводчики, посыльные, камердинеры, швейцары. Последнм  квартиранты  даже  доверяли ключи, отъезжая куда-то на дачу, чтобы те поливали цветы, протирали мебель. Весь обслуживающий персонал жил в этом же доме, не выплачивая квартплату, что учитывалось при уплате налога хозяином. 
   Подъем на этажи безотказно обеспечивали красивые кованные лифты производства известной американской фирмы " Otis".

   Как сложились в дальнейшем судьбы героев нашей истории?   

   Ф.А. Троупянский с 1918 по 1930 год преподавал проектирование в одесском политехническом институте и строительном техникуме. С 1930 года Федор Абрамович   готовит   молодых   архитекторов   в  стенах   Одесского  инженерно-строительного института. Руководимая им кафедра архитектурного проектирования выпустила десятки специалистов. Профессором Троупянским было опубликовано около 40 научных трудов, статей по архитектуре и педагогической тематике. Только в годы войны Ф.А. Троупянский был вынужден прервать педагогическую деятельность, но и находясь в эвакуации он продолжал работать:  по  его  разработкам  в  городе  Оренбурге  были исполнены интерьеры Дома Советов, в 1941 году, здание горкома ВКП(б) в 1943-м, ряд зданий столовых в 1944-м.
   Возвратившись из эвакуации в освобожденную Одессу Ф.А. Троупянский снова работал на кафедре, в правлении дома ученых, оргкомитете городского отделения Союза архитекторов.
  Федор Абрамович занимал ведущее место в работах по реконструкции и строительству новых здравниц в Одессе, по его проектам строились санаторный комплекс на Куяльницком лимане (1927-1930), родильный дом на Пересыпи     (1930), корпуса и столовая Лермонтовского курорта (1930-1931), корпуса санаториев №1, №2, №3, и №4 (1931-1932). Под его руководством в 1938-1939 годах  велось  проектирование и строительство музыкальной  школы-интерната им. П. Столярского по ул. Менделеева,1 и общежития института связи по ул. Советской милиции.
   Умер Федор Абрамович Троупянскй в 1949 году.

   В советское время по проектам Адольфа Борисовича  Минкуса были построены новые здания кожевенного и клеегалантерейного заводов, реконструированы корпуса обувной фабрики. В Лузановке были возведены детский костно-туберкулезный санаторий и курорт «Украинский Артек». Одним из значительных архитектурных сооружений довоенной Одессы является здание консервного института на Дворянской ( позже – Одесский технологический институт холодильной промышленности, а ныне – Академия холода), построенное в 1936-1937 гг. В этом институте работал скончавшийся в 2004г. на 99-м году жизни старший сын архитектора – академик Борис Адольфович Минкус.   
   Адольф Борисович Минкус ушел из жизни в 1947 году, оставив после себя более ста сооружений. Он похоронен в Одессе на территории бывшего Второго еврейского кладбища, где похоронены многие другие евреи, в числе которых  писатели Менделе-Мойхер Сфорим и Лазарь Кармен, поэт С. Фруг, основатель одесской станции скорой медицинской помощи профессор Я. Бардах, одесский предприниматель Э. Бабель - отец расстрелянного в годы Большого террора писателя Исаака Бабеля и около трехсот человек – жертв погрома 1905 года.

 Что же касается Льва Борисовича Гинзбурга, быть хозяином знаменитой постройки ему довелось недолго. Советская власть отняла у него все, объявив всю недвижимость национализированной. Один из первых приказов коменданта города Н.  Щорса   подписанный   в   феврале   1919  года   предписывал   принять  меры  к переселению рабочих «в буржуазные дома», а буржуев – «в лачуги и потеснить».  Вот что написал в 1926-м году в ленинградской «Вечерней Красной газете» в своем очерке «Киев» Осип Мандельштам:
   «Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим в советской больнице».
  Это случилось в 1920-м году.
 
   А как же наш главный главный герой? Какова судьба «дома Гинзбурга»?
 
   Построенный лучшей в городе строительной фирмой из высококачественных материалов он не одну сотню лет должен был оставаться украшением города, но случилось  иначе. Самый известный  в  городе  дом,  прекрасное творение одесских архитекторов не простоял и трех десятилетий – осенью 1941 года во время гитлеровской оккупации « дом Гинзбурга », как и почти весь Крещатик, был взорван советскими радиоуправляемыми минами. В 1944 году его останки были разобраны и вскоре на их месте выросла безликая коробка гостинницы «Москва».

2008 г