Послевоенный пионерлагерь - 2

Владимир Микин
ТРИ ГОДА СПУСТЯ

Литературные «монтажи» и «Марш артиллеристов».

Галка Порошкова, по прозвищу Порошкевна,  открывала «литературный монтаж», подготовленный нами к «родительскому дню»,  стихами Маргариты Алигер:

    «Все праздником было веселым и дерзким,
     жилось нам на свете светло и просторно.
     Развеялось детство костром пионерским,
     растаяло утренней песенкой горна..»

Галка читала эти  строки, и для нас, ребят, все это было близко, - и насчет праздника жизни, «веселого и дерзкого»,   и насчет жизни -  светлой и просторной. Мы на себе прочувствовали, что этот праздник  был прерван, но  не был навсегда уничтожен  войной: он вновь возродился в нашем пионерлагере.

Мы – в соответствии со сценарием «монтажа» -  читали по очереди стихи советских поэтов, пели патриотические песни, а  под конец «монтажа» Вовка Носков, которого почему-то мы звали Абзыней, свой текст завершил замечательными словами «..и другие меро-приятели».

Надо сказать, что в 1949 году мы были уже другими, не совсем похожими на наших довоенных сверстников, о которых писала Маргарита Алигер, и даже не такими, какими были в лагере 1946 года.

Во время выступления на утреннике в «родительский день», когда к нам приезжали из Москвы  наши родственники,  мы кричали привычное «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», потому что были убеждены в том, что нам очень повезло родиться в самой лучшей стране, да еще в ее столице, «где любимый наш Сталин живет», - как пелось в известной песне про Москву.

Не подумайте,  что мы были такими уж замороченными советской пропагандой несмышленышами: наряду с праздничной декламацией благодарности любимому вождю за счастливое детство  мы  так же свободно, как это ни покажется странным,  распевали  (не публично, разумеется) переиначенный кем-то в войну  популярный «Марш артиллеристов».  Он  в военной народной интерпретации  звучал так:

«Артиллеристы, Сталин дал паек,
Артиллеристы, - по триста грамм в денек!
И сотни тысяч матерей
Стоят у булочных дверей,
Чтоб получить лишь свой дневной паек!»

А поскольку тогда из мест отдаленных   десятками тысяч возвращались отсидевшие срок или реабилитированные бывшие заключенные, то в своей палате мы столь  же воодушевленно пели    про Магадан,  «столицу Колымского края», и про темную ночь над Москвою, откуда на восток «поезд тюремный идет».

К тому же  еще -  наш вожатый Коля, молодой парень,  вернувшийся с войны, рассказывал о ней ту самую «правду сущую», о которой писал Твардовский в «Василии Теркине»,  - правду,  без которой «не прожить наверняка, да была б она погуще, как бы ни была горька».

ВСЕ ВСЕРЬЕЗ

Я уже упоминал о соревновании между отрядами, итоги которого подводились по балльной системе. Старшие ребята с лопатами в руках оборудовали линейку для построения, рыли ямы и заполняли их опилками -  для прыжков в длину и высоту, ровняли футбольное поле и волейбольную площадку, ставили футбольные ворота и стойки для волейбольной сетки.

Девчата и малышня готовили экспонаты для конкурсных выставок – вышивки, маскарадные костюмы, поделки из пластилина. И – все отряды готовили свои номера художественной самодеятельности.
Специальная комиссия, составленная из представителей всех отрядов,  проводила ежедневные проверки чистоты в палатах и качества заправки постелей, высставляя за это  оценки каждому отряду.

Совет лагеря оценивал проведенные отрядами работы, мероприятия и представленные на конкурс самоделки -  по балльной системе.
Это соревнование вовсе не было скучным делом: победы и поражения принималось всеми близко к сердцу.  И, самое главное, - оно приучало нас к  дружной  работе в команде.

Недаром японцы, изучая советский опыт, высоко оценили и переняли у нас методы создания коллективов,  сплоченных  одной целью.

Окончание следует - см. http://www.proza.ru/2019/10/17/303