Глава 1 Шэжэрэ. Тема 6 Женский след. Ч. 7

Евгений Владиславович Березин
А тот памятный день рождения дочь сделала отцу еще один подарок; придуманный за много лет до этой книги, он как нельзя лучше вписался в наш рассказ.

Когда страсти улеглись, и дочь с отцом уединились в кабинете, Альбина развернула картину. На ней было изображено дерево, ветвистое и большое. Это была их, Исхаковых, родословная, генеалогическое древо. Правда, без Байки, о родстве с ним еще никто не подозревал. Зато на древе законно расположились другие фигуры, тоже исторические.

Один из предков, Мухаммед бин Акман, живший в конце XVI – начале XVII века, указан на древе одним из основателей крупного татарского села «Богатые Сабы». Другой, Тэхфэ-солдат из XIX века, участвовал в Крымской войне. И что «мистически интересно», ибо впрямую перекликается с дальневосточной судьбой Исхакова, этот его предок, Тухватулла, воевал на самой Камчатке, отражая десант англо-французской эскадры – скорее всего, в составе Сибирского линейного батальона. Об этом героическом сражении вообще мало знают. В отличие от севастопольской неудачи, на Востоке страны враг был разбит, несмотря на его превосходящие силы. Да так разбит, что английский командующий контр-адмирал Прайс застрелился у себя в каюте.

Когда К. Ш. Исхаков стал полпредом Президента РФ по Дальнему Востоку, он приехал в Петропавловск-Камчатский, поднялся на Никольскую сопку, где дралась Третья батарея Максутова (тоже татарин?), и своими ладонями ощутил спокойный холод старых орудий, по-прежнему смотрящих в сторону Авачинской бухты. Возможно, из одного из них палил его предок (я верю, что так оно и было!).

Кстати, в том бою единственным военным кораблем русских был фрегат «Аврора», тоже своего рода предок, предшественник бронепалубного крейсера I ранга «Аврора», который 27-28 мая 1905 года в Цусимском проливе участвовал в кровавой бойне с Императорским флотом Японии под командованием адмирала Того. В те проклятые для русских моряков дни почти вся 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Зиновия Рожественского была потоплена, но крейсер «Аврора», корабль-красавец, в числе немногих, уцелел. Он был интернирован на Филиппинах.

Для нашего рассказа «Аврора» больше памятна тем, что это с ее выстрела в 1917 году у дедов Исхакова начались все беды.

Исхаковы вообще отличались активной жизненной позицией. Многие воевали. Зубаир, рабочий с 22-го авиазавода, пропал без вести на финской. А вот тесть Камиля – тот самый, бывший беспризорник Хасан – оказался счастливчиком, он вернулся. Хоть и с приключениями.

– Ты представляешь, – рассказывал Камиль, – папа моей Фаечки всю Великую Отечественную войну прослужил в разведке. Он остался жив и дошел до Берлина.

Камиль не стал уточнять, что в 1945 году путь его тестя не закончился у Бранденбургских ворот. Его часть перебросили в далекую Маньчжурию, воевать с японцами.

На Дальний Восток! На вторую Родину К. Ш. Исхакова.

Я думаю, подарок, который Альбина преподнесла Камилю, продиктован все той же активной жизненной позицией.

Моя Дина тоже собирает старые фотографии и записи, которые сохранились в семье, подолгу их рассматривает, донимая вопросами.

И эти факты с особой теплотой греют наши души. Значит, правильно мы воспитывали дочерей. Им становится важным знать свои корни, свое «ш;;;р;». Такое родное и неповторимое.