Глава 1 Шэжэрэ. Тема 6 Женский след. Ч. 3

Евгений Владиславович Березин
В моей памяти осталось ощущение, что в доме Исхаковых всегда вкусно пахло пирогами, даже если никаких пирогов не было. Просто такой Домашний Дом.

От первого лица.
Исхакова Фания Хасановна:
«…По натуре я человек домашний: мне нужно, чтобы изба была «красна пирогами», чтобы пылинки нигде не было и рубашки отглажены. Меня нисколько не напрягает домашняя работа, я нахожу удовольствие в стряпне и уборке. Но даже не могу назвать любимое блюдо Камиля. Ему нравится вся моя стряпня – по крайней мере, ни разу не упрекнул и не пожаловался. Слава Богу, не привередничает» .

Фания вообще отличалась особым женским навыком обуючивать любое место, в котором им с Камилем приходилось жить. Так было в Казани, когда они жили сначала в коммуналке у Фании на улице Журналистов, а потом уже в их общей квартире на улице Космонавтов. Так было в Москве. Так было и в Саудовской Аравии, в Джидде, в представительском особняке России, который сам же Камиль и создал – до него мидовцы ютились в гостинице.

Не одно десятилетие Исхаковы прожили – и счастливо живут – вместе, самим этим фактом утверждая, что в их случае брак, это не просто гражданский институт, а самая настоящая любовь. Та, которая не стареет.

От первого лица.
Исхакова Фания Хасановна:
«…Я благодарна Камилю: при всей своей занятости он никогда не забывает о семье, приходит домой с неизменной улыбкой, а плохое настроение оставляет за порогом дома. Ко мне иначе как «матурым»  не обращается» .

При этом в сутолоке человеческого быта, в котором утонуло счастье не одной влюбленной пары, им постоянно удавалось удивлять друг друга чем-то таким, что с каждым разом все больше и больше согревало их общее чувство. Камиль мог подарить Фание на ее юбилей романтический ужин в Париже, а Фания спеть ему красивый романс, в качестве такого же романтического подарка. При этом, чтобы спеть профессионально, как было на шестидесятилетии Камиля, она брала уроки у оперной (!) певицы.

С этим парижским ужином многих из нас Камиль подставил. Ведь об этом узнали наши жены. Попробуй теперь объясни, что пока не их черед лететь в Европу.

Говоря о женщине, нельзя обойти молчанием такую неотъемлемую часть ее личного «космоса», как мода, стиль, вкус. Очень точно этот сформулировал Армани :

– Элегантность женщины – это ее ум.

А Александр Васильев развил тему еще дальше:

– Только умная способна быть элегантной, а дурочки будут горничными .

Обе эти мудрости про Фанию. Как все молодые девчонки, они с сестрами бегали на танцы. При этом Фания покупала ситец и сама шила себе наряды. Когда появилась возможность одеваться у тех, кого я процитировал, она всегда выглядела «о’кей»: и на дружеской вечеринке, и на приеме в Московском Кремле, и на самом чопорном дипломатическом рауте. Везде, где приходилось бывать.

Когда-то мне довелось написать им в свадебной песне: «ведь домашний очаг сохраняет твоя королева…». По-моему, Исхаковы до сих пор живут по этому принципу и поют это также вдохновенно, как в наши молодые годы. И даже передарили песню детям.

А вообще-то Фания Хасановна была и остается вполне самостоятельной фигурой, несмотря на внешнюю оболочку покорной татарской жены. Сказалась мощная комсомольская закваска.

Я лично знаю случаи, когда Фания выходила «на линию огня», называемую политикой, и становилась рядом с мужем. Ее вклад в работу Камиля – помимо кухни, дома и детей – еще требует своей оценки.

Правду люди говорят: «За успешным мужчиной стоит Великая Женщина».

Камиль всегда рвался вперед. И у него была такая возможность, поскольку Фания обеспечивала самый надежный тыл. Даже когда Исхакову выпала неожиданная карта отправиться в далекий Хабаровск, она, не раздумывая, поехала за ним, в отличие от иных многозначительных дам.

На одном из приемов в Кремле к ним подошел В. В. Путин, и Фания вдруг произнесла:

– Спасибо Вам за Дальний Восток.

– Там очень красиво, правда? – сказал Президент.

Владимир Владимирович пошел дальше, потом остановился, обернулся, и добавил, будто бы лично для нее:

– Ваш муж здорово работает.