Цвет. 90 шедевров! Оранжевый!

Серж Пьетро
   Осознание оранжевого, как цвета, явление достаточно позднее,
но это не означает, что мир не знал рыжеволосых ирландцев с этим цветом страстным,
шафрановых мантий буддийских монахов, цветов настурции, песков пустыни Такла-Макан,
рыжих лисиц и простейшего сочетания жёлтого сегмента с красным.
   Само слово оранжевый возникло в конце Средних веков, возможно, даже с середины,
когда в Европе появились китайские апельсины.
В XV веке Ченнино Ченнини ещё называл апельсин жёлтым и никаким иным.
Оранжевый в некоторых смыслах и в некоторых языках до сих пор называют красным  или морковным.
  Оранжевая краска, как все оттенки жёлтого или коричневого цветов,
были обнаружены в палеолитической живописи за многие тысячелетия до того, как  человек научился рисовать.
Краски большинства доисторических культур использовались для раскрашивания тела и лица,
а не для наскальной живописи, как многие могли бы подозревать.
   Люди окрашивали охрой тело, копья, кожи и шкуры  на натуральный их манер
и даже полы своих пещер.
   Оранжевый цвет был широко распространён в африканских пещерах, где применяли восемь основных сегментов –
Красные и коричневые краски из гематита, жёлтые, оранжевые и красные из охры,
Белые из оксида цинка, чёрные  из угля или сажи,
Синие из железа и силиконовой кислоты.
  Оранжевый и жёлто-оранжевый цвета часто встречаются в росписях древне-египетских гробниц.
Золотисто-оранжевый применялся в Египте для изображения плоти богов
и именно по этой причине золото использовалось  для саркофагов фараонов.
   В Византии оранжевый цвет олицетворял жажду обретения духовных благ в ущерб земному здоровью.
Оранжевые тона в византийском искусстве - символ плотских желаний, продажности, первородного греха,  несмотря на запреты,
и символ предателя Иуды.
   Живопись в период Ренессанса относилась к оранжевому вполне благосклонно –
это позитивный цвет, широко использующийся знаменитыми колористами-венецианцами,
и позже, похоже, –
художниками эпохи барокко тоже.
  В золотистый цвет красили волосы красавицы эпохи Возрождения,
превращая в идеал красоты рыжеватую Симонетту Веспуччи –
музу итальянского живописца Сандро Боттичелли – источник восхищения.
  В живописи оранжевый цвет, пожалуй, ярче всего нашёл воплощение - всех его оттенков -
в творчестве Густава Климта,  австрийского художника рубежа веков.
    В Новое время тревожный характер оранжевых оттенков сполна передал Эдвард Мунк
в своём знаменитом произведении «Крик», откуда крик летит сквозь века.
Художник с помощью полыхающего оранжевого неба показал экзистенциальный кризис человека.
    Оранжевый цвет - самый кричащий. Он занимает господствующее положение в ряду других цветов –
либо благодаря своему позитивному преобладанию над ними и, конечно, над нами,
либо из-за эффекта привлечения большего (подавляющего) внимания к себе
по сравнению с другими, более спокойными  цветами.
     Оранжевый цвет - это распространяющаяся, струящаяся энергия.
Оранжевый цвет символизирует экспрессию, радость, тепло, уверенность,
Перемены, энтузиазм, энергию, опасность, смелость,
И золотую осень, как бы  с ней прощаться нам ни не хотелось.

_________
/Автор первичного текста о цвете  - Динара Дубровская./