Босх. Святой Иоанн на Патмосе

Алина Алексеева-Маркезин
      Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504-1505. Доска, масло. 63 ; 43,3 см Берлинская картинная галерея.

     Небольшое деревянное панно «Святой Иоанн на Патмосе» одно из немногих произведений Иеронима Босха, снабженное авторской подписью. Оригинал хранится в Берлинской художественной галерее, откуда он поступил из собрания английского историка-средневековья Уильяма Фуллера Мейтленда после его смерти в 1906 году.

ИОАНН
       Среди всех апостолов имя Иоанна чаще всего используется в библейском тексте. Сын рыбака Зеведея, он был назван Христом одним из первых вместе со своим братом Иаковом. Иисус назвал их «сынами грома» - вероятно, за стремительность и страстность.
        Юный апостол Иоанн изображён на острове Патмос, куда его сослал император Домициан, и где он создал своё Откровеие, — вероятно, эта книга и лежит у него на коленях. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна…». На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте.
 Интересно, что на момент написания Апокалипсиса Иоанна, по общему мнению, должен был быть уже очень пожилым человеком, но Босх показывает, что в соответствии с этой традицией он довольно молод. Этот молодой, несколько наивный внешний вид,
вьющиеся волосы, розовые облачения символизируют внутреннюю чистоту Иоанна.

ДЕВА
       В левом верхнем углу изображен женский силуэт. Это изображение Апокалипсиса - «женщина, одетая солнцем, под ногами луна и на ее голове венец из двенадцати звезд» . Чаще всего образ жены Апокалипсы рассматривается как символ христианской церкви во времена гонений, и примерно с XII века некоторые богословы стали отождествлять жену Откровения с Девой Марией.

ОРЁЛ
      У ног Иоанна изображён орёл.Орел, традиционный иконографический символ Святого Иоанна Богослова. В средневековом трактате «Проповеди о Евангелиях» (1489) содержится такое описание Иоанна: «По сравнению с другими евангелистами он похож на орла. Как орел летит выше всех птиц, так как он выше всех существ, которые могут выглядеть на солнце, не повреждая наших глаз, и святой Иоанн Богослов тонко и ясно воспринимал свет Господа и, таким образом, видел больше, чем кто-либо, живущий до и после него ".

ДЕМОН.
        Монстр, изображённый Босхом в правом нижнем углу картины, полностью подпадает под библейское описание саранчи, данное Иоанном Богословом.это прямая иллюстрация текста Апокалипсиса, где сказано: «Из дыма на землю вышла саранча, ей дали ту же власть, что и на земле. Саранча использовалась как боевые кони, экипированные для боя ... лица их были как лица людей ..."
 
ОБРАТНАЯ СТОРОНА.
 
         На обороте есть еще одна картина, выполненная в технике гризайль (гризайль - одноцветное изображение, обычно в серых или коричневых тонах). Картина считается лицевой. Это подтверждает гипотезу о том, что «Святой Иоанн на Патмосе» - не отдельная картина, а створка утраченного триптиха.
Поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см.
По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан.
           Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».