Сибирские дети в войну

Василий Храмцов
СИБИРСКИЕ ДЕТИ В ВОЙНУ

Как и положено, с возрастом я стал более сентиментальным. То, мимо чего в молодости проходил и даже никогда не вспоминал, теперь выплывает откуда-то из подсознания со всеми подробностями и оттенками.

Сейчас какую телепередачу ни включи, каждый раз слышишь: «Детскую площадку надо оборудовать». И оборудуют. Несколько ступенек вверх, а потом на пятой точке вниз. Это – главный атрибут. Есть сооружение типа турника и еще какая-нибудь  малость.
А  у нас в годы войны и долго еще после даже язык не повернулся бы, чтобы заговорить о детской площадке. Вот есть озеро «Глубокое» с чистой, прозрачной водой, есть река Алей. Летом – купайся и загорай, если не привлекли к работам в поле. Зимой – есть лед, есть крутые спуски. Сооруди себе лыжи из клепок от бочки или разыщи старые коньки «снегурки» с круто загнутыми носками. И катайся до посинения! А замерзнуть можно очень быстро, если одежда ветхая. Поэтому шевелись!
 
Но нам, как обычно и бывает, этого мало. У колхозного кузнеца мы выпросили старую ось от телеги и отжившее свой век колесо. Ось мы вморозили посреди озера вертикально и надели колесо.  Привязали длинный сосновый шест, а на свободный конец – небольшие салазки. Вот и готова ледяная карусель!

Садишься в санки, а очередники начинают вращать шест.  Ты описываешь огромный круг! А скорость все увеличивается. Центробежная сила старается сбросить тебя с салазок, но ты вцепился. Не оторвать! Несколько кругов такого полета, и ты уже радостный и возбужденный! В салазки садится очередник. И его вращаем с неослабевающим азартом.

Естественно, за пределами круга скапливается детвора. Всем охота прокатиться. Зачинщики не жадничают. Начинают озоровать. В какой-то момент кто-нибудь из них отцепляется от салазок и скользит по льду под ноги зрителей. Получается свалка, хохот и беззлобные ругательства. В следующий заезд зрители уже более зорко следят за движением. Нередко отцепившийся от салазок озорник так и пролетает мимо.
      
Кто-то уходит, а кто-то приходит. Весь день на льду многолюдно. Тут и участники, и зрители. Месяц, а то и дольше длится это развлечение. А потом оттепели начинают портить лед. Скоро половодье. С началом его – новые эмоции. А лето придет? Маленькие – поливать в огороде, старшие – на работы в поле. А там и война кончилась. И мы повзрослели. Мне как раз «стукнуло» десять лет. Теперь уже больше. Из нашего класса осталось теперь только двое. Я посетил родное село Красный Яр на Алтае. От любимого озера осталась разве четвертинка.