Кто не с нами тот против нас

Михаил Шаргородский
Этот лозунг нам довелось слышать почти что с самого рождения.
Я хорошо помню, что когда мне было лет шесть, арестовали одного школьного учителя. Мы жили в Крыму, в татарском селе. Человек был коллегой моей матери и я часто заходил к нему. Он жил в небольшой комнате, вход в которую был прямо с улицы.
Он показывал мне какие-то рисунки и альбомы, которых у него было огромное количество, и очень интересно рассказывал о них.
Когда я в очередной раз пришел к нему, он выходил из своей комнаты в сопровождении двух милиционеров.
Один из них, увидев, что я пришел именно к этому человеку, сказал мне: "Ты приходи в другой раз"
Придя домой, я рассказал матери то, что видел.
Мне было непонятно, почему она так расстроилась. Когда пришел отец с работы, мать рассказала ему о том, чему я стал невольным свидетелем.
Они долго и взволнованно разговаривали. Я особенно не прислушивался, но понимал, что речь идет об этом учителе.
В конце разговора я обратил внимание на фразу отца: "Сколько раз ему говорили, что нельзя быть отдельно от всех. Ведь все знают, что "кто не с нами, тот против нас"
Я такую фразу слышал  первый раз. Потом я все расспрашивал у отца -  вот у нас в детском садике один мальчик никогда с нами не играет. И даже садится подальше от нас. Означает ли это, что он против нас? И надо ли нам за это побить его?
Отец объяснил, что это правило касается только взрослых.
Прошло несколько лет. С этим лозунгом я длительное время нигде не сталкивался.
Шла война. В колхозе, где нам довелось в то время жить, сформировалась довольно сильная комсомольская организация.
Несмотря на разруху, колхоз выделил Комсомолу одну большую комнату. Она стала подобием избы-читальни.
Каждый вечер вся молодежь, лет от 12-13 и до 16 (а старше никого не было, они уже воевали) собиралась здесь.
В этой комнате проводились всякого рода беседы, а также коллективные читки. Тогда в газете начал печататься роман Фадеева "Молодая  Гвардия" и мы, затаив дыхание, слушали.
Душой всей этой работы была девушка редкой красоты и обаяния. По внешнему виду и манере одеваться, в ней  даже в микроскоп нельзя было разглядеть сельскую барышню. Она  являлась секретарем комсомольской организации.
Во время оккупации она уцелела потому, что врачи имитировали у нее какую-то страшную болезнь, при которой к больному нельзя даже прикасаться.
Излишне говорить, что мы все были в нее влюблены.
Парторганизации в колхозе, из-за отсутствия коммунистов, не было. Поэтому комсомол играл очень большую роль в жизни села.
Председатель колхоза, инвалид войны, систематически, для решения каких либо нужных вопросов, опирался на поддержку комсомола.
Неподалеку от нашего села располагалось соседнее, в то время пустовавшее. Раньше там жили татары, а к нашему возвращению из эвакуации в 1944 г., их уже выселили.
В нашем Красном уголке неоднократно возникал вопрос: "А почему и за что их выселили?"
Какие-то ответы мы получали, но они не были в полной мере убедительными.
Однажды в село приехал представитель района.
Он описал положение дел на фронте. Затем очень четко разъяснил наши задачи по обеспечению поставок фронту хлеба.
 Коснулся он и вопроса выселения татар.
Он объяснил, что наша страна живет по формуле : "Кто не с нами, тот против нас"
И в то время, как страна, истекая кровью, воюет за свободу и независимость, находятся силы, которые не только не в одном строю с нами, но и вступают в контакты с врагом.
После окончания лекции я долго думал, где же я слышал эту знакомую фразу?
Мать не смогла мне напомнить, но через пару дней я сам вспомнил, что слышал ее от отца, во время ареста учителя.
Чем старше я становился, тем чаще слышал этот крылатый лозунг. Даже в школе, занимаясь взаимной потасовкой, школяры, которых было больше, угрожая своим противникам, провозглашали, что мы вас побьем, потому что "кто не с нами, тот
против нас"   
Я был крайне удивлен,  когда с завода, за пьяный дебош и прогул, увольняли нарушителя, парторг, обосновывая позицию руководства, счел уместным в качестве аргумента использовать все ту же сакраментальную фразу.
Значительно позже, когда для нас стали доступны некоторые материалы судебных процессов над троцкистско-бухаринской  группой, стало очевидным, что у них  чуждые для нашей страны взгляды и действия.
То есть они были не с нами. А значит против нас. 
Эта фраза настолько глубоко вошла в плоть и кровь целого поколения, что, как мне кажется, никто даже не задумывался, что может быть как-то иначе.
Более того. Как мне представляется,  мы  даже не предполагали, что может, либо должно быть, как-то иначе.
Я и мои сверстники были убеждены, что это положение является становым хребтом страны.
Вероятно, в то время так оно и было. Поэтому никто из нас не искал, откуда взялась такая установка.
Мы были уверены, что так было всегда, и по иному быть не может.
Когда я достаточно постарел и достиг пенсионного возраста, у меня тяжело заболела жена. Онкология. Пришлось оставить работу и стать на несколько лет сиделкой. Чтобы чем-то себя занять в то время, когда больная спит, я стал пробовать читать.
Ничего не получается. Хоть умри, нормально не воспринимается текст читаемого. Случайно взял в руки Библию. К моему великому удивлению она стала читаться и восприниматься легко и свободно.
Я был очень удивлен, встретив в ней много известных мне выражений, которые я неоднократно слышал в быту, однако, представить себе не мог, что они взяты из Библии.
Но полным потрясением для меня стало, когда излюбленный большевиками лозунг: "Кто не с нами, тот против нас", я обнаружил в Библии, написанной две тысячи лет назад.
Правда в Евангелии от Матвея (гл 12.стих 30) она звучит несколько иначе.
Иисус сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня"
Кто и когда ее слегка переиначил, не исказив смысла ее, я не знаю и сегодня, но впервые она была произнесена Христом перед своими учениками, в период его борьбы за Новые взгляды, которые он нес в народ.
Кто не с нами, тот против нас - формула общественного поведения, требующая бескомпромиссного определения своих жизненных позиций.
И то, что первоисточником ее является Библия, придавало ей особенную значимость. Хотя в настоящее время, в эпоху толерантности, такая жесткость во взаимоотношениях не всегда уместна.
Ведь исповедование в нашей стране этой формулы на протяжении длительного периода, привело к многочисленным жертвам,
В том числе и выдающихся личностей, чьи взгляды на тот момент не совпадали с линией, проводимой высшим руководством государства. 
Возвращаясь к Библии, должен сказать, что мое изумление тем, что коренной лозунг Советской власти исходит  именно из Священного Писания, возрастало по мере его дальнейшего чтения.
Когда  в Евангелии от Луки (глава 9 стих 50) я прочел изречение Христа "Кто не против Вас, тот за Вас", я просто опешил от неожиданности. 
Значит, была и другая формула жизни, заповеданная Господом, но почему-то ее не увидели, а скорее всего не захотели увидеть.
Ведь в этой формуле заложены совсем другие ценности.
Иисус Христос считал, что в борьбе за человеческие умы и их души, оба подхода допустимы.
Но во всех тоталитарных режимах использовали  подходящую для них доктрину, и намертво проигнорировали  другую, которая, быть может, не дала бы столь быстрых и очевидных результатов, но сберегла бы тысячи и тысячи человеческих жизней.
Вполне очевидно, что система ценностей была не та.
В связи с изложенным, считаю уместным привести один пример.
Однажды, уже после падения Советской власти, мне по службе пришлось принимать весьма высокого Венгерского функционера.
Закончив деловую часть беседы, мы немного поговорили "за жизнь"
Он сказал, что их прежний руководитель Ракоши, руководствовался в своей деятельности теми же принципами, что и в СССР.
Формула была одна: "Кто не с нами, тот против нас"
В результате в стране погибло очень много невинных людей.
В государстве  начались волнения. К власти пришел ранее репрессированный человек,  Янош Кадар .
Он управлял страной более 30 лет. При нем страна достигла значительных успехов. Но первое, что он сделал, это объявил, что много лет страна жила и управлялась по принципу: "Кто не с нами, тот против нас" А отныне она будет руководствоваться тоже Библейским, но иным принципом "Кто не против Вас, тот за Вас"
Страна очень быстро выпрямилась. Народ активно поддерживал своего руководителя, что позволило ему столь длительное время оставаться у руля.
При подготовке этой статьи меня удивило одно обстоятельство. При поиске в Интернете
некоторых уточнений по Библейским текстам, я увидел, что при описании               
деятельности Яноша Кадара, в первую очередь подчеркивается, что он изменил главный лозунг управления, приняв за основу "Кто не против Вас, тот за Вас"
Мне, несмотря на почтенный возраст, все же трудно однозначно ответить, почему это не было сделано в СССР?
Вероятно, руководство опасалось, что этот лозунг  сформирует достаточно большое количество потенциальных противников. Кто в то бурное время мог поручиться, что при соблюдении первой части лозунга "Кто не против Вас" будет соблюдаться и вторая "Тот за Вас"
Гораздо проще было их просто уничтожить. Что и делалось в массовых масштабах.
Сегодня, Слава Богу, другое время, другие ценности.
Но все же  трудно утверждать, что мир ныне в полной мере живет по принципу "Кто не против Вас, тот за Вас"
Хотелось бы пожелать этого и в личных и в межгосударственных отношениях!
Очень многие ныне утверждают, что коммунисты, излишне не затрудняя себя,  использовали  значительное число  христианских установок, слегка переделав их, и приспособив для своих целей.
Я не берусь утверждать, что это именно так.  Но если бы,  на самом деле было  так, то я в этом ничего плохого не вижу.