Голубая Надежда. Нелегко быть султаном ч. 5

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Нелегко быть султаном

Гарем не только у султана

"А ведь выражение "Взять в жёны" откровенно намекает, что несколько жён уже имеется…"
(m.inpearls.ru)


  Все подробности о гареме  стали известны  после свержения  Абдул-Хамида II - последнего правителя Османской империи в 1909 году.
  Само слово "гарем" в переводе с арабского означает "отделённое", "то, что запрещено". И действительно, гаремы султанов охранялись от чужих взглядов очень строго.
   Гарем как явление возник у Абассидов - династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год. Позже создавали свои женские "общежития" другие восточные правители и просто богатые люди.
  В этом  тайном месте проживали женщины. Главной признавалась либо жена, которая удостоилась чести выйти замуж первой, и занимала вместе с мужем высокий титул, либо евнухи.(1)
   В Византии в евнухи ко двору часто предлагали их собственные родители в надежде, что, разбогатев, сын протянет руку помощи бедствующим родственникам. А евнухов  в гарем османского султана набирали из числа пленных мальчиков иностранного происхождения, в основном чернокожих.
    Белых евнухов привозили с Балканского полуострова, чёрных евнухов -  из Африки. При дворе существовали должности главного белого и главного чёрного евнухов. 
 Чёрный  евнух,  по-турецки кизляр-ага, обладая большим весом при дворце, в своём подчинении имел много  соглядатаев. Подобное  существовало и в Крымском ханстве.
"Иные владеют библиотекой, как евнухи владеют гаремом"
(Виктор Мари Гюго)
  Один из самых известных и многочисленных гаремов существовал в Османской империи в течение пяти веков. Каждый из султанов держал при серале/дворце в Стамбуле до 1000 женщин в так называемом Доме блаженства, постоянно обновляя и пополняя коллекцию иностранных наложниц.
   
Мужской гарем

"Я построю гарем на 400 мест,
Будут пальмы, фонтаны, павлины.
Кандидатов в мужья посажу под арест
И ревнивых, и лысых, и длинных
Под балконом пускай серенады поют
Дожидаясь вниманья и ласки
Я чиста и свежа, словно роза в раю
Буду слушать их сладкие сказки.
...Буду замуж за них каждый день выходить
До и после еды или вместо
Я одна буду миловать или казнить
Вот такая я буду невеста" (2)
  Так пела Ирина Аллегрова. Некоторые женщины-императрицы  создавали  для себя целые гаремы из мужчин-наложников.
    Китайская правительница, хитрая и жестокая У Цзэтянь (3), правившая  Китаем с 665 года на протяжении сорока лет  до самой смерти,   решила уравнять женщин с мужчинами.
" - Вы - феминистка*?
- Нет. Я люблю мужчин, было бы кого любить"
(Мэрилин Монро)
*Феминизм (от лат. femina - женщина) -   политическое движение, связанное с борьбой представительниц женского пола за равноправие. Само понятие возникло  в начале XIX века. В то время оно подразумевало совокупность качеств, присущих женщине. Слово "феминистка" появляется в конце XIX века. Так именовали представительниц суфражистского движения, желавших получить право на участие в выборах.
  Начиная с XX века, феминистка - это женщина, которая борется за свои права.
  По решению У Цзэтянь женщины в Китае (это в середине  VII века!) были допущены к публичным экзаменам, а выдержавшие их назначались на государственную службу.
   Кроме того, императрица  утвердила  специальное положение, согласно которого женщины  освобождались  от коленопреклонения во время дачи показания в суде.
   Однако это нововведение не оправдало возлагавшихся на него надежд, вызвав бурную негативную реакцию мужчин. Со смертью У Цзэтянь, оно немедленно было отменено.
"Чтобы добиться успеха, женщина должна думать как королева. Королева не боится провала и не боится жертвовать чужими жизнями"
(Опра Уинфри)
  В последние годы правления   У Цзэтянь стала чрезвычайно высокомерной и невыносимой. Никто не смел сказать, что императрица прекрасна, как лилия, или мила, как роза, наоборот, следовало говорить:
"Лилия прекрасна, как вы, Ваше Величество!"
Или:
"Эта роза мила, как вы, Ваше Величество!"
  Только тогда можно было заслужить хотя бы внимания.
     Среди учреждённых  У Цзэтянь  новых должностей была и совершенно необычная должность императорской отборщицы сексуальных партнёров. (4) Эта работа поручалась одной из бывших наложниц императора. Её обязанностью стало знакомство и близость с мужчинами для отбора  тех, кто мог бы доставить удовольствие императрице, уже имевшей большой опыт сексуальных отношений с двумя правителями и тайных связей с множеством других представителей сильного пола.
  Бывшей императорской наложнице приказали проверить на себе мужские достоинства трёх тысяч гвардейцев из дворцовой стражи. Поистине драконовские испытания! После месяца непрерывных испытаний,  она обратилась к  императрице с прошением:
"Ваша смиренная подданная, не обладая достойным дракона огненным духом Инь Вашего Величества, не способна более исполнять эти обязанности. Мои органы настолько воспалены, что я не могу сидеть, мой рот настолько раздражён, что я не могу есть, а моё тело так болит, что я не могу даже спать".
   У Цзэтянь было далеко за сорок, она  с пониманием отнеслась к этому прошению и решила применить другой способ для отбора самых мужественных мужчин в Поднебесной.
  Она приказала устраивать своеобразные "конкурсы красоты", на которых отбирали достойных мужчин.
Гарем не только у султана,
Гарем мужской для У Цзэтянь,
Мужчин меняла постоянно,
Ей всё равно, ей никого не жаль.
(стихи автора)
   Совсем не случайно проведение конкурсов было поручено победителю многочисленных военных кампаний генералу Лю Жэньгую (601-685 гг.).
"Он однажды унизил  моего первого мужа, пусть поплатится за это", - решила У Цзэтянь.
И конкурс красоты не для красавиц -
Мужчин достойных Лю Жэньгую выбирать.
Так мстит императрица: "Пусть он знает!
Унизил мужа...Не умею я прощать!"
(стихи автора)
  Хотя времени прошло довольно много, но, как говорится:
"Месть - это блюдо, которое подают холодным".
  Лю Жэньгую ничего не осталось делать, как выполнить приказ императрицы. Сменив военную форму на гражданское платье, генерал  в сопровождении отряда переодетых офицеров стал прочёсывать всю страну в поисках объектов, обладающих выдающимися мужскими достоинствами и статным  телосложением. 
   Красивый мужчина по китайским меркам изящен, худощав, ухожен, модно причесан. У него тонкий аристократический нос с горбинкой, глаза как у оленя, соболиные брови, обворожительная улыбка. Красивый мужчина - это принц, а не брутальный тарзан. (5)
  Красивый китайский мужчина -  это молодой мужчина,  молоденький.
  В одном из борделей "весёлого квартала" Лю Жэньгуй и его спутники наблюдали громкую ссору между двумя девицами лёгкого поведения.
  Одна из них крикнула другой:
"Чтоб Нефритовый Ствол Великого Сюэ разорвал твою Цветочную Дорожку!".
   Узнав точный  адрес  Сюэя, Лю Жэньгуй  направился  к нему домой. Оказалось, что  репутация великого обольстителя  была вполне заслуженной.
"Тебя ожидает великая честь быть представленным императрице", - сообщил Лю  Жэньгуй Сюэю.
  В своём родном городе Лояне, на западе провинции Хэнань,  Великий Сюэй торговал наркотиками и возбуждающими сексуальное желание средствами. Благодаря этим снадобьям, а также участвуя в целом ряде сексуальных соревнований, он вскоре сделался самым любимым фаворитом среди наложников императрицы.
"Добро со Злом...
Нам не понять их битву.
Всё то за гранью нашего ума..."
(Сергей Грицай)
  Императрица У Цзэтянь в 690 году переименовала город Лоян  в Шэньду (с кит. "Священная столица").  В  40-х годах VIII века город был вновь переименован в Дунцзин (от кит. "Дунду" - "Восточная столица")
   У Цзэтянь доставляло удовольствие унижать мужское самолюбие, но в случае с Сюэ было иначе. Она часто мыла "Нефритовый Ствол" Великого Сюэя в лотосовой воде
У Цзэтянь даже публично заявила:
"То, что я держу в руке, доставляет мне больше радости, чем вся моя империя".
  У Цзэтянь  была настолько неутомима в любовных играх, что довела своего наложника до смерти. Самой всё было нипочём. Скорбя о кончине своего любимца, она переехала в  княжество Цинь и поселилась там во дворце Саньян.
   Среди высоких гор  У Цзэтянь воспряла и окрепла духом, а её неустанные занятия сексом вскоре приняли новую форму. Она поселила во дворце четыре сотни мужчин, каждый имел высокий рост и был хорошо  сложен. Императрица не забывала и о их здоровье, предоставив заботам тридцати врачей.
  Одновременно  медикам было приказано заняться совершенствованием состава "эликсира вечной молодости".  С древнейших времен считалось, что его основу должны составлять мужская сперма и тигриная кровь. Результаты экспериментов, по преданию, оказались настолько успешными, что императрица пользовалась этим эликсиром до конца своих дней.
   В возрасте 80 лет  У Цзэтянь завязала тесные отношения с братьями Чжан.  Ичжи и  Чанцзун постоянно находились при императрице. При этом братья успевали насиловать юношей.
 Но однажды императорская личная охрана взбунтовалась. Пятьсот стражников  ворвались во дворец и схватили  любимых фаворитов императрицы. Наказание было жестоким. Их на протяжении двенадцати часов постепенно расчленяли, доставляя адские муки.  Головы  потом и некоторые части тела выставили на всеобщее обозрение на мосту с поэтическим названием "Мост, ведущий в Небеса".
"Жестокость - последнее прибежище всякой рушащейся власти"
(Луи Эжен Варлен)
  Императрица избежала столь ужасной участи. Она находилась всё это время
в Зале Долголетия и чувствовала себя неважно, так как стояла на пороге смерти. Ей сообщили  о казни братьев Чжан и вынудили передать трон престолонаследнику Ли Сяню.
   Из VII века перенесёмся в X век, востока на запад. В Киев.

Князь Владимир. Две стороны характера

"Я был зверь, а стал человек", - так сказал князь Владимир Святославич,  всеми известный Владимир Красное Солнышко. (6) Его также называют Владимир Святой, при нём произошло Крещение Руси.
"Теперь узнал я истинного Бога", -
Владимир произнёс серьёзно,
Да, поступал порой жестоко,
Язычник был...да не судите строго.
Судимы будем, будем! Как ни больно,
История - вот кто рассудит,
А ведь права была княгиня Ольга (7),
Царю сказав - ему женой не будет.
(стихи автора)
   В год 6463 (955),  как пишет Нестор Летописец (8) в "Повести временных лет", отправилась княгиня Ольга в Царьград.  Царствовал тогда цесарь Константин VII Багрянородный. (9)  Когда к нему пришла  Ольга, император увидел, как она красива.  Оказалось, не только лицом. В разговоре с ней  Константин подивился её разуму, вот  и говорит княгине:
"Достойна ты царствовать с нами в столице нашей".
Ольга поняла смысл этого обращения, так ответила императору:
"Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь".
И крестил её цесарь вместе с патриархом Феофилактом. (10) После крещении Ольге было дано имя Елена, как и  матери первого христианского императора Константина Великого.(11)
Как рассказывает "Повесть временных лет":
"Ольга же просветившись радовалась душой и телом. И наставил её патриарх в вере и сказал ей:
"Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях внуков твоих".
И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте.
Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, поклонилась патриарху со словами:
"Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских".
И благословил её патриарх и отпустил.
После крещения призвал Ольгу Константин и сказал ей:
"Хочу взять тебя в жёны себе.
Она же так  ответила:
"Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь".
"Перехитрила ты меня, Ольга! Так и быть, дочь моя!" -  сказал ей  Константин  и дал в дар  золото и серебро
  Среди подарков было золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями,  в середине - изображение Иисуса Христа. Ольга подарила блюдо храму Святой Софии.  Вскоре вернулась в Киев.
   Ольга правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. (12) .
   Князь Игорь Рюрикович, согласно летописям,   был убит осенью 945 года древлянами за взимание с них непомерной дани. Княгиня Ольга жестоко  отомстила древлянам.
    Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала.
   Сваты, двадцать человек, прибыли в ладье, которую киевляне  перенесли на двор к терему Ольге  и бросили в глубокую яму.
   Ольга подошла к краю, склонившись,  спросила:
"Хороша ли вам честь?"
  И услышала княгиня:
"Горше нам Игоревой смерти".
" Так-то!" - и  повелела засыпать  послов  живыми, что и было беспрекословно сделано.
   Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян отправили в помыться баню, чтобы они подготовились к встрече с княгиней. баню подожгли, древляне сгорели.
  Но и на этом не остановилась Ольга. Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну (погребальный обряд)  на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга приказала рубить их. Пять тысяч древлян было перебито.
   В 946 году Ольга сама пошла с войском в поход на древлян.  Сражение открыл четырёхлетний Святослав. Бросил он  копьём в древлян, так как был ещё мал,  копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам. 
"Князь уже начал; последуем, дружина, за князем", - с такими словами бросились русичи на древлян и одержали победу.
  После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла  древлянскую  столицу Искоростень (ныне Коростень на Украине) с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня была перебита, остальные покорились.
  Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.
"Долгая надежда слаще, чем скорый сюрприз"
(И. Рихтер)
 Одной из целей переговоров Ольги с императором Константином был брак Святослава с греческой царевной. После отказа в таком браке "люди Святослава", которые приехали с княгиней,  были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться язычником.
  После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.
   Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец,   Ольга удержала его:
"Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?   Вот когда похоронишь меня,  -  отправляйся куда захочешь".
Через три дня Ольга умерла. Плакали по ней  сын, внуки  и все русичи. Похоронили Ольгу  на выбранном месте, но без  тризны, так как  при себе у неё  был  священник. Он и совершил над ней похоронный обряд. 
 Через три года после смерти матери, в 972 году, при возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами на днепровских порогах.
"Повесть временных лет" объясняет гибель Святослава отказом матери, которая хотела крестить его. То есть нарушением традициии подчинения родительской власти:
"Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям. Если кто матери не послушает -  в беду впадёт, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет".
 Так и гласит "Пятая заповедь":
"Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы тебе было хорошо
и чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, даёт тебе"
  Правильное исполнение этой заповеди предполагает наглядный пример, но Святослав не последовал за матерью и погиб.
  Сыну его Владимиру было тогда  12 лет. Он почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую добрую старушку, но и уверенную мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчиненных.
  Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.
  Ольга была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям.  Правила княгиня соответствующе - никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность. (13)
Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира - князь Святослав - завоёвывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твердую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.
  К христианству Владимир пришёл значительно позже. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки.
"Я был зверь, а стал человек"
(князь Владимир I Святославич)
  Владимир Святославич  был женат законным браком семь или восемь раз.
Кроме законных жен, было у Владимира и несчетное количество наложниц.
  Ну, как же, Красное Солнышко должно светить для всех... И скрыть личную жизнь от других глаз практически невозможно. Слишком выдающаяся личность. Вот как пишет Нестор в  "Повести временных лет":
"Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен...,  приводя к себе замужних женщин и растляя девиц".
 Такой большой гарем, приняв христианство,  в одночасье не распустишь...
    Мать  Владимира  - Малуша - наложница князя Святослава, рабыня великой княгини Ольги. (14) И хоть отец признал его, и даже дал ему Великий Новгород в княжение (970-978),  обидное прозвище "робичич" (сын рабыни) долго не давало Владимиру покоя.(15)
"Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни"
(Ян Амос Коменский)
   Наиболее ярко характеризуют противоречивую натуру Владимира Святославича  две его жены: Рогнеда и Анна.
  Жестокий и необузданный нрав показывает Владимир Святославич перед  Рогнедой, дочерью полоцкого князя Рогволда.
   А сестра византийского императора Анна повлияла на него с положительной стороны:  князь превратился в пылкого и  не ведающего компромиссов христианина, получившего в крещении имя Василий.
  Две женщины: Анна и Рогнеда (16) всколыхнули в душе князя свет и тьму, добро и зло.
Не зря Рогнеду называли Горислава,
Она обидчива и так горда,
В своих намерениях себя считала правой:
За близких мстить и за себя.
А Анна - "благосклонность" ...
Благодатью встречала всех -
Праматерь бытия,
Храбра, сильна без устали, безмерно,
Она уж точно не источник зла.
(стихи автора)
По-разному влияют на нас люди.
"Есть те, кто намеренно или случайно раскачивает эмоции и выводит на негатив. Есть те, кто подмечает всё самое плохое, всю грязь и недостатки. Есть те, кто возвышается и самоутверждается за твой счет, опуская тебя ниже".
(Александр Некрасов, психотерапевт)
   К Рогнеде Владимир посватался совсем молодым. Он был к тому времени уже женат, но для язычника это не было препятствием,  ведь наши предки до принятия христианства могли иметь несколько жён. Да...
  Однако Рогнеда  отвергла Владимира, предпочла ему Ярополка, старшего брата по отцу от угорской княжны Предславы.(17) Сказала, очень сильно уязвив самолюбие князя:
"Не хочу розути робичича".
  Дело в том, что по древнему обычаю невеста в знак покорности разувала жениха перед брачной ночью. Это было важнейшей частью свадебного обряда у славян.  Гордая Рогнеда не пожелала становиться на колени и снимать обувь с "робичича".
  Владимира Святославича подобный ответ не  удовлетворил. Он явился в Полоцк со своей  дружиной, сжёг город, обесчестил Рогнеду на глазах её родителей, потом  убил отца, мать и братьев. Жестоко? Да... ничего не скажешь...
  Как же отреагировала  девушка? Рогнеда, Горислава,  была бы рада тоже погибнуть, но жестокий киевлянин обрёк её на другую участь. Владимир сделал Рогнеду своей законной женой, и она вынуждена была нести узы этого постылого брака и родила ему сына, Изяслава.
   Гордый нрав Рогнеды всё же давал о себе знать. Как-то, в один из приездов Владимира, когда князь уснул на ложе любви, Рогнеда вознамерилась зарезать спящего мужа.  Но разве может женщина справиться с таким закалённым воином, каким был Владимир? Он мгновенно проснулся и поймал руку с занесённым  кинжалом. Разгневавшись, он приказал жене готовиться к смерти.
   При этом казнить Рогнеду он решил с варварской изощрённостью. Князь приказал Рогнеде нарядиться, как для свадьбы и ждать его, сидя на брачном ложе.
"Не желаешь, с князем жить как покорная жена, так со смертью тебя сочетаю!"
  Рогнеда послушно выполнила все условия супруга, но успела поговорить со своим  семилетним Изяславом, заручившись поддержкой сына Владимира.
  И вот, дыша гневом и яростью, Владимир переступил порог горницы, где ждала его Рогнеда. Он видит жену, облачённую в богатые одежды, обнажает меч, и тут навстречу ему шагает его сын, Изяслав,  тоже с мечом в руках. Он ещё маленький, и меч ещё слишком тяжёлый  для него.  Но мальчик храбро говорит Владимиру: "Мнишь, ты един зде, отче?" (Ты думаешь, ты один здесь, отец?).
   И жестокий воин, варвар, воспитанный в варяжской дружине …отступил перед ребёнком. Опустив свой меч, он только и смог сказать:
"Хто мнил тя зде?" (Кто же думал, что ты здесь?)
  Владимир Рогнеду простил. Она перестала быть Гориславой. При крещении получила имя Анастасия. После Изяслава  родила Владимиру  ещё трёх сыновей: Мстислава, Всеволода и в будущем знаменитого Ярослава  Мудрого.  А также трёх дочерей: Предславу, Премиславу и Мстиславу. 
  Дальнейшая семейная жизнь князя и княгини сложилась  вполне благополучно.
"Помириться можно лишь с врагами. Для этого и существует мир"
("Игра престолов")
   Анна была дочерью византийского императора Романа II, сестрой  императоров-соправителей -  знаменитого Василия Болгаробойцы и Константина VIII. (18)
   К ней сватались представители разных европейских королевских династий. Однако, свою судьбу она нашла в лице киевского варвара. Анна, как и её мать Феофано была  хороша собой, да и оба брата отличались приятной внешностью.
  Владимир отправился в Крым и захватил Корсунь. (19) Смириться с потерей этого важного пункта на Чёрном море императоры Византии не хотели, поэтому начали переговоры с Владимиром.
"Будет вам мир,  -  обещал киевский князь, - если отдадите  мне в жёны свою сестру Анну".
"Сестру в жёны варвару?" - задумались византийцы. 
  А Владимир продолжал, уже угрожая:
"В противном случае я со своей дружиной  пойду  на Константинополь".
  Не испугались императоры угроз князя, но хлопот Владимир мог причинить немало, ведь  государство было истощено войнами, да и казна оскудела.
   В общем, братья принялись уговаривать Анну согласиться на этот брак. Та, поплакала-поплакала и приняла предложение. Но поставила условие:  крещение Владимира.
   Владимир легко согласился, поскольку к тому времени уже подумывал о принятии христианства и даже отправлял в Константинополь своих послов, которые вернулись, очарованные красотой православного Богослужения.
   Владимир крестился в Корсуни, заключил брак с Анной по православному обряду, а в качестве вена (свадебного дара) отдал братьям-императорам взятый им с бою город.
  Видимо так рассуждал киевский князь:
"Благо даря, будешь благо получен". (20)
"Есть стойкое убеждение в народе, что доброта - это дарить себя людям! А если сам не подарок?"
(AleksTulbu)
  Анна приехала на Русь, конечно же, с большой свитой, в которой были и священники, и учёные мужи, и архитекторы, и разная челядь, которая должна была организовать ей жизнь хотя бы немного напоминающую ту, к которой она привыкла в пышном Константинополе.
  Первым делом, Анна взялась образовывать мужа. Тот оказался послушным учеником. Судя по поступкам, Владимир до крещения и после - просто два разных человека.
Вполне возможно,  это  благотворное влияние христианства.
  Но тут, естественно, не обошлось и без влияния жены - красивой, образованной, утончённой византийской принцессы.
  Приехав в Киев, Владимир принялся за преобразования. В столице Руси началось  строительство храмов и дворцов. Самый первый храм, построенный в Киеве, Десятинная церковь, имел вид типичной византийской базилики (от неё оста­лись фундаменты).
  Также на Русь из Византии пришли и каноны иконописи. До XVI века она была единственным видом русского изобразительного искусства, пока её не потеснили более светские, например, парсуна - портретное изображение человека.(21)

  Князь учредил "учение книжное", то есть, школу для отпрысков знатных семей. При княжеском  дворе началось летописание.
  Было положено начало смягчению нравов. Пылкий и страстный, как все новообращённые,  Владимир хотел было отменить смертные казни, но его убедили, что для подобных мер ещё не пришло время.
  И, разумеется, Анна ввела при киевском дворе византийскую моду. Отныне и на многие века вперёд русская знать стала одеваться так, как это было принято в Константинополе.
Не торопи своё сужденье!
Не тороплю и я тебя.
В любом сужденье есть значенье.
В словах ты выразишь себя.
И если мне своим ответом
Ты всё-таки окажешь честь,
Не будет для тебя секретом:
Твоя душа под ярким светом,
И вся видна, какая есть!
(Роман Перун) 
   Сохранилось немало свидетельств о том, что и другие русские правители содержали гаремы - в закрытых теремах, и они тайно существовали чуть ли не до XVIII века, пока Пётр I не положил конец этому обычаю. (22)


(1) журнал Культурология "Тайны восточных гаремов"
с сайта: kulturologia.ru
(2) сл. А Укупник, муз. Е.Муравьёв
(3) У Цзэтянь (У Чжао) (624 - 16.12.705) - китайская правительница.  В 674 году она приняла титул Тянь-хоу "Небесная императрица".
У Цзэтянь уничтожила 12 боковых ветвей императорского рода, многих замучив или заставив покончить с собой.
 19 октября 690 года  провозгласила себя императором ("хуанди"), приняв мужской титул.
(4)  https://history.wikireading.ru/207986
В.Н. Усов "В гареме Сына Неба. Жены и наложницы Поднебесной"
ВикиЧтение
(5) Каноны мужской красоты: пленительный китайский юноша
Пишет занимательное востоковедение (yonggan) 2012-07-10
Китайский рынок женихов: https://bigpicture.ru/?p=535285
(6) Владимир Святославич (ок. 960 - 15.07. 1015) - князь новгородский (970-978), князь киевский (978-1015), при котором произошло Крещение Руси
(7)  Княгиня Ольга, в крещении  Елена -  княгиня,  регентша при малолетнем сыне Святославе. Первая из правителей Руси приняла христианство.
(8) Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056 - 1114) - древнерусский летописец, агиограф конца XI - начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов "Повести временных лет" - выдающегося памятника славянской письменности
(9) Константиин VII Багрянороодный ( 17/18.05. 905 -  9.11. 959) - византийский император из Македонской династии
  цесарь - император
(10) Феофилаакт Лакапин ( 917 - 27.02.956) — Патриарх Константинопольский со 2 февраля 933 по 27 февраля 956 года.
(11) Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Вели;кий (27.02. 272 - 22.05. 337) - римский император - первый христианский император. При нём  христианство стало  господствующей религией, а в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь),
     Флавия Юлия Елена Августа, Елена Равноапостольная (ок. 250-330) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.
(12) Святослав Игоревич (между 920 и 942 - март 972) - князь новгородский, князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.
  Формально Святослав стал правителем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, киевского князя Игоря*, но самостоятельное правление началось около 961 года.
  *Игорь Рюрикович (ок.878-945) - сын Рюрика**, киевский князь (912-945).
**  Рюрик (умер 879) - варяг, новгородский князь, основатель Древнерусского государства, родоначальник династии Рюриковичей
(13) Княгиня Ольга и Владимир - креститель Руси. Вера. Светлое радио
radiovera.ru
(14) читайте: Древнерусская литература
BOG Валерий Ганненко
"Похоть, алкоголизм и дьявольщина в старинных текстах"
Малуша Любечанка (ок. 940- 944 г. — ?) — ключница-рабыня великой княгини Ольги, наложница её сына великого князя Святослава Игоревича, сестра воеводы  Добрыни,  мать Владимира Святого.
(15)  Был ли гарем у князя Владимира Красно солнышко сайт russian7.ru/post
(16) Рогнеда Рогволодовна (др.-рус. Рогънеда, также Горислава, в крещении Анастасия, ок. 960 - ок. 1000) - княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, жена великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича (979-1001)  - родоначальника династии Изяславичей Полоцких, великого князя киевского Ярослава Мудрого (978-1054) и первого князя волынского Всеволода Владимировича (983-до 1013)
(17) Ярополк Святославич - великий князь киевский (972-978 годы), старший сын князя Святослава Игоревича и Предславы. Пал жертвой междоусобицы 11 июня 978 года. Годом раньше погиб его брат по матери Олег Святославич, князь древлян, восточнославянского племени, обитавших в украинском Полесье, главным образом в Житомирской и на западе Киевской области.
   В 1044 году Ярослав Мудрый, их племянник, не желая оставлять уже умерших  родственников язычниками, распорядился выкопать останки Олега и его брата Ярополка, крестить их кости
(18) Роман II Младший (938 - 15.03. 963) - византийский император с 9 ноября 959 по 15 марта 963 года,
       Василий II Болгаробойца (Вулгароктон) (958 - 15.12.1025) - византийский император из Македонской династии, сын императора
       Константин VIII (960 - 15.11.1028) -византийский император, как соправитель различных императоров - с детства, фактически 6 в 1025 - 1028 годах.  Сын Романа II и Феофано, младший брат Василия Болгаробойцы, после бездетной кончины которого стал единовластным василевсом. Последний мужчина в Македонской династии.
(19) Корсунь - древнерусское название Херсонеса Таврического. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. Это был князь Владимир со своей дружиной
(20) Жемчужины мысли на сайте m.inpearls.ru
(21) читайте: Ирина Смирнова "Византийское наследие Руси" на сайте: pemptousia.ru
Источник: panslavist.ru
(22)  Гарем и его секреты с сайта Моя планета, автор статьи Евгения Шмелёва