Аэродром 10 участок

Виктор Тельпов
               

 
                Аэродром живёт, когда летают самолёты, когда полётам подчинена вся жизнь офицеров и членов их семей, когда дети бегут в школу, а в Доме офицеров для них работают факультативные кружки.  Когда обкошена на запасной полосе трава и основная бетонная полоса ухожена и опалена огнём самолётных двигателей, взлетающих на форсажном режиме. Когда в жилой зоне ДОСАХ живут те, для кого они были построены. Всё это было на аэродроме 10 Участок и два полка ВВС и ПВО, надёжно прикрывавшие  восточные рубежи страны, которой уже нет. Умер и аэродром, а ведь было когда то всё иначе.
                Первую эскадрилью 301 иап направили в полном составе на аэродром Советская Гавань. Этот аэродром входил в состав нашего корпуса  11 отдельной армии ПВО. Какова была задумка командования корпуса на перебазирование  эскадрильи нашего полка, я уже не помню, да это и не столь важно. Важно, с какими впечатлениями вернулись ребята на свой базовый аэродром. Авиационный полк, это как одна большая семья и ни кто особенно не пытался скрывать о приключениях, произошедших на аэродроме соседей.
                Кроме авиационного полка в Советской Гавани находилась и морская база, в составе надводных и подводных кораблей.  Вот один из дружеских визитов наших пилотов на дизельную подводную лодку оставил неизгладимое впечатление своими тесными отсеками, узкими лазами между отсеками и запахами металла и вновь нанесённой краски.  В своих меховых лётных «доспехах» (дело было зимой) парни с трудом  могли протискиваться в эти «крысиные» норы. И наконец оказавшись на свежем воздухе не могли скрыть своей радости, что пошли учиться в лётное училище.
                И ещё морские походы, месяца на три или на шесть, и  жёны моряков, такие молодые, страстные и ждущие мужей и ласки. Кто же выдержит, когда тут на целый месяц прислали молодых капитанов-летунов? Холостяки отрывались, но боюсь ошибиться, что «холостяками» там себя почувствовали почти все.
               Домой пилоты возвращались с радостью. Услышав знакомые, можно сказать родные голоса местной группы руководства  «пели» в эфир и мы  не скрывали удовольствия снова услышать знакомые голоса, обладателей которых мы всех знали лично.
                Ну и анекдот или лётную байку, что ходила в авиационных кругах.  Вторая смена, как правило, ночные полёты с 20.00 до 2.00, в стартовом домике пилоты отдыхают в период очередной заправки техники. Но вот одному пилоту приходит в голову нездоровая мысль. Знаете мужики, мы вот сейчас здесь на полётах, а наши жёны там остались одни, и где гарантия, что они нам не изменяют? Все задумались, кто засомневался, кто - то не подал виду в своих сомнениях,  но лишь один из старых капитанов, спокойно изрёк. Знаете парни, а у меня нет никаких сомнений в верности моей жены. Да кто тебе поверит, мы две ночи в неделю не бываем дома, и наши бабы это время предоставлены себе? Если вы все такие неверующие, я вам открою свой секрет. Я в нашей постели с женой  поставил микровыключатель (кнюппель), работающий на вертикальное движение. На крышу же я вывел фонарь красного цвета. Если в постели есть движение, контакт то замыкается, то размыкается, соответственно красный фонарь мигает. При заходе на посадку (у меня четыре заправки), я практически каждый час контролирую свою жену на верность. Все помолчали, ни кто не стал давать оценку изобретению предприимчивого пилота, но выводы сделали все. Прошло две недели или три и снова ночные полёты. Наш старый предприимчивый капитан, как всегда врезает контроля за своей благоверной и едва не потерял управление  самолётом, увидев военный городок в красных мигающих огнях.
                Да простят меня наши боевые подруги это всего лишь анекдот.
              Наблюдая, частенько как пилоты снимают, стресс с помощью употребления крепких спиртных напитков у гражданских лиц возникает обманчивое впечатление, что лётный состав и на полётах ни грех злоупотребить спиртным. Наверное, разочарую очень многих, если скажу что в период моей службы ,при производстве полётов в истребительной авиации о подобных инцидентах я не слышал. Более того перед каждой лётной сменой пилоты обязаны пройти медицинский контроль и полковые врачи  отслеживали данный процесс очень серьёзно. Военные врачи старались не ставить свой профессионализм в угоду сиюминутным настроениям больших авиационных начальников, тем более простых смертных пилотов. Небо любит смелых, но не прощает беспечность независимо от количества и размеров звёзд на погонах. Единственный раз я был свидетелем случая, когда лётчик пришёл на полёты с похмелья и это не просто рядовой лётчик, а один из самых подготовленных лётчиков нашего полка.
                301 полк ПВО сегодня летает во вторую смену, лётный состав и группа руководства проходят медицинский  предполётный контроль. Полковой врач Володя Панов замерил мне давление, верхняя граница, нормально идите, работайте. После меня к врачу подошёл Александр Кокарев, его я редко видел без улыбки на лице. Вот и сейчас он, как всегда улыбаясь, оголил свою левую руку, Володь померь, что там твой прибор покажет? Присаживайтесь Александр Иванович, Володя Панов молодой капитан уважительно только на ВЫ с одним из самых сильных пилотов нашего полка. Ртутный столбик прибора уже в третий раз сбирается до самого верха и опускается вниз. Александр Иванович, я не могу Вас допустить к полётам, у Вас высокое давление, как вы себя чувствуете? Да всё нормально Володя, пиши всё хорошо. Нет Александр Иванович, я не могу взять на себя ответственность и допустить Вас к полётам в таком состоянии. Саша Кокарев накануне вечером принял определённую дозу спиртного, но не скажешь об этом доктору, это есть нарушение предполётного режима. Опять отстранение от полётов.
                Но сегодняшние полёты просто необходимы, в первых для подтверждение классности, а это солидная прибавка к зарплате военного лётчика. Во вторых спланированы полёты парой с командиром полка подполковником Верещагиным на групповую слётанность и посадку парой. Володя подожди, я сейчас с командиром попытаюсь решить этот вопрос, он поднялся и пошёл искать командира. Из любопытства я не спешил покинуть высотный домик , было интересно узнать , чем всё это закончится?
                Минуты через три или пять они уже вдвоём подошли к доктору. Володя, ну чего ты там выдумываешь? Пиши всё нормально. Константин Александрович, я не имею права фальсифицировать показания медицинского прибора. Ладно, Володя пиши что хочешь, в сердцах изрёк Верещагин, Александр Иванович готовьтесь к полётам, и они пошли на стоянку к своим самолётам. Посадку парой они осуществляли в дневное время, я внимательно следил, как они выполняли заход, выход на ближний привод и безупречно посадили свои самолёты. Мастерство не пропьёшь, непроизвольно проскочила мысль.
   09.10.2019г        Виктор     Тельпов