Если посмотреть на родословие первых людей, то что-то мне видится странным. Например, одинаковые, либо с небольшими отличиями, имена по родословиям Каина и Сифа:
« И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема»(Быт.4:17-22),
и
«…Сиф… Енос… Каинан… Малелеил… Иаред… Енох… Мафусал… Ламех… Ной, Сим, Хам, Иафет»(Быт.5:3-32).
Казалось бы, зачем называть детей недружественных кланов одинаковыми именами? Имён что ли мало?
Думаю, не мало, но дело видимо в том, что человек представляет собой двойственность: мужчина и женщина, Адам и Ева, и, следовательно, Каин и Авель. Но Авель убит. Каин должен быть уравновешен . И , действительно, в семействе происходит прибавление, рождается Сиф.
Далее родословие Сифа можно проследить до потопа, и в нём упоминаются имена, которыми уже названы потомки Каина. Я думаю, что линию Каина и линию Сифа надо совместить, и тогда можно получить, собственно, людей, которые должны быть двойственны. Потому что Сиф пришёл на место Авеля:
«У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа»(Быт.4:26).
От него идёт правая половина человека, а от Каина левая. Но, только соединив вместе, правую и левую половины, получается собственно человек.
Да, но родословия не точно повторяют друг друга?
Не столь важно. Да и за чем нам точное их повторение, ведь первая пара(или вторая) Авель и Каин тоже носили разные имена. Но зато имелась общность рождения:
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
И еще родила брата его, Авеля»(Быт.4:1,2).
Неточности с именами в поколениях Каина и Сифа могли возникнуть в связи с многократными переписываниями и редактированиями текстов. Но мы всё таки имеем дело с символическим повествованием, и точности или не точности этого повествования не совсем то что важно. Но даже неточности не могут уничтожить определённые символические признаки, которые можно увидеть среди всех «точностей и неточностей», что подтверждает мою идею. Вернее не мою, я только применила её к библейскому повествованию.
Из этой идеи можно понять, почему в семье праведника Ноя, вскоре после окончания потопа, вновь происходят нехорошие дела. Значит, каиниты не «утонули», но в составе диалектического человека благополучно пережили потоп. А как же иначе, ведь двойственность «системы «человек» пока не отменили. И дальше во многих библейских историях можно проследить взаимодействие, а именно борьбу и единство, но чаще борьбу, родных братьев: Исмаила и Исаака, Иакова и Исава. И Иисуса Христа и диавола, любого человека и диавола, потому что «диавол» означает второй, вторая половина, разделение, «брат» навек. Следовательно, исходя из диалектической картины мира, можно без мистики понять, откуда приходит антихрист, почему он царствует, и каким образом побеждается, ведь диалектическая пара «христос - антихрист» из того же ряда.
Прошу прощения, моя тема называется «неудачи духа», а меня опять «понесло» в диалектику. С другой стороны, как без неё, если она во всём, и не поймёшь, пока не «наговоришься». Поэтому, в свете диалектики и надо рассматривать все процессы жизни.
К неудачам духа я бы отнесла его безропотную гибель от руки брата Каина. Не стоило так подставляться. А всё почему? Потому что не научился он ещё владычествовать над своим животным(Быт.1:28), которое его и убило.
Не парадоксально ли, что христианская традиция объясняет убийство Авеля плохостью Каина. «Плохой он был, злодей, поэтому и убил…» - типичное христианское рассуждение.
И Иисуса Христа убил диавол, тоже потому что «плохой, злодей, человекоубивец» – такая же схема.
Однако, когда в жизни мы сталкиваемся с конфликтом, то нередко можно услышать, что «надо выслушать обе стороны, виноваты оба, надо искать взаимопонимание…» - следуют примерно такие рассуждения, хотя встречаются и попытки полного очернения одной из сторон.
Значит, сколько уже имеется неудач духа? Как минимум две. Хотя это всё символично, и схематично. После первого убийства духа(Авеля) происходит распространения цивилизации каинитов, и умножение зла на земле, что останавливается потопом. Второе поражение духа(Иисуса Христа) повлекло формирование царства антихриста, царства бездуховности. И тоже, это царство будет разрушено с появлением нового явления духа:
«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего»(2Фес.2:8).
И здесь, на оптимистической ноте, победой духа, библейское повествование заканчивается. Поэтому, назову свою тему «неудачи и удачи духа».
Но заканчивается ли на этом диалектическая борьба? Как человеку соединить свои «половинки»? Чья это будет удача… или неудача?
Фото из интернета.