Неудачи и удачи духа

Людмила Возняк
Если посмотреть на родословие первых людей, то  что-то  мне видится  странным. Например, одинаковые, либо с небольшими отличиями,  имена  по родословиям Каина и  Сифа:

« И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема»(Быт.4:17-22),

и
«…Сиф… Енос…  Каинан… Малелеил… Иаред… Енох… Мафусал… Ламех… Ной, Сим, Хам, Иафет»(Быт.5:3-32).

Казалось бы, зачем называть детей  недружественных  кланов одинаковыми именами? Имён что ли мало?

Думаю, не мало, но дело видимо в том, что человек представляет собой двойственность: мужчина и женщина, Адам и Ева, и, следовательно,  Каин и Авель. Но Авель  убит. Каин должен быть уравновешен .  И , действительно,   в семействе  происходит прибавление, рождается Сиф.
Далее родословие Сифа можно проследить до потопа, и в нём упоминаются имена, которыми уже названы потомки Каина. Я думаю, что линию Каина и линию Сифа надо совместить, и тогда можно получить, собственно, людей, которые должны быть двойственны. Потому что Сиф пришёл на место Авеля:

«У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа»(Быт.4:26).

 От него идёт правая половина человека, а от Каина левая.  Но, только соединив вместе,  правую и левую половины,  получается собственно человек.

Да, но родословия не точно повторяют друг друга?

Не столь важно. Да и за чем нам точное их повторение, ведь первая пара(или вторая) Авель и Каин тоже носили  разные имена. Но зато имелась  общность рождения:

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
 И еще родила брата его, Авеля»(Быт.4:1,2).

 Неточности с именами в поколениях Каина и Сифа могли возникнуть  в связи с многократными переписываниями и редактированиями текстов. Но мы всё таки имеем дело с символическим повествованием,  и точности или не точности этого повествования не совсем то что важно. Но даже неточности не могут уничтожить определённые символические признаки, которые можно увидеть среди всех  «точностей и неточностей», что подтверждает мою идею. Вернее не мою, я  только  применила её к библейскому повествованию.

Из этой  идеи можно понять,  почему в семье  праведника Ноя, вскоре после окончания потопа, вновь происходят нехорошие дела.  Значит,  каиниты не «утонули», но в составе диалектического человека благополучно  пережили потоп.  А как же иначе, ведь  двойственность «системы «человек» пока не отменили.  И дальше во  многих библейских историях  можно проследить взаимодействие, а именно борьбу и единство, но чаще борьбу,  родных братьев:  Исмаила и Исаака, Иакова и Исава. И  Иисуса Христа и диавола, любого человека и диавола, потому что «диавол» означает второй, вторая половина, разделение, «брат» навек.  Следовательно, исходя из диалектической картины мира,  можно  без мистики понять, откуда приходит антихрист, почему он царствует, и  каким образом побеждается, ведь диалектическая пара «христос -  антихрист» из  того же ряда.

Прошу прощения, моя тема называется «неудачи духа»,  а меня опять  «понесло» в диалектику.  С другой стороны, как без неё, если она во всём, и не поймёшь, пока не  «наговоришься». Поэтому, в свете диалектики и надо рассматривать все процессы  жизни.

К неудачам духа я бы отнесла его безропотную гибель от руки брата Каина.  Не стоило так подставляться.  А всё почему? Потому что не научился он ещё владычествовать над своим животным(Быт.1:28), которое его и убило.

Не парадоксально ли, что христианская традиция объясняет убийство Авеля плохостью Каина. «Плохой он был, злодей, поэтому и убил…» - типичное христианское рассуждение.

И  Иисуса Христа убил диавол, тоже потому что  «плохой, злодей, человекоубивец» – такая же схема.

Однако, когда в жизни мы сталкиваемся с конфликтом, то нередко можно услышать, что «надо выслушать обе стороны, виноваты оба, надо искать взаимопонимание…» -  следуют примерно такие рассуждения, хотя  встречаются и попытки полного очернения  одной из сторон.

Значит, сколько уже имеется неудач духа? Как минимум две. Хотя это всё символично, и схематично. После первого  убийства духа(Авеля) происходит распространения цивилизации каинитов,  и умножение зла на земле, что  останавливается  потопом. Второе поражение духа(Иисуса Христа) повлекло  формирование  царства антихриста, царства бездуховности. И тоже, это царство будет разрушено с появлением нового  явления духа:

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего»(2Фес.2:8).

И здесь, на оптимистической ноте, победой духа, библейское повествование заканчивается. Поэтому, назову свою тему «неудачи и удачи духа».

Но заканчивается ли на этом диалектическая борьба? Как  человеку соединить свои «половинки»? Чья это будет удача… или неудача?


Фото из интернета.