Мыльные пузыри цивилизации

Виктор Попов 7
      Кто такая Ксения Собчак?
      Телеведущая? Журналистка? Общественный деятель? Актриса? Политик?
      Или всё вместе взятое?
      Если внимательно приглядеться, то можно увидеть мыльный пузырь под названием "ксения собчак". И раздуваем этот пузырь мы с вами, когда нажимаем на кнопки своих пультов и смартфонов.

      Человеку свойственно создавать себе кумиров (как положительных, так и отрицательных), чтобы в дальнейшем их развенчать, очередной раз убеждаясь, что "король-то голый".
      Например, бренд под названием "сталин". Вначале из человека с именем Иосиф люди сотворили себе вождя, потом выкинули его на помойку, теперь пытаются реставрировать этот образ. Каким же человеком был Иосиф Виссарионович не знает никто, но легенда уже создана. И эта легенда ничего общего не имеет с реальным человеком, совершавшим реальные поступки. Легенда (мыльный пузырь) живёт своей жизнью, у этой легенды свои задачи, своя правда и, как у литературного образа, своя логика поведения.

      Признать за собой обманутых ловким иллюзионистом зрителей мы готовы на каждом шагу, обвиняя кого угодно, но только не себя, в рукотворном создании и финансовых пирамид, и мифов, и фейковых мистификаций, одним словом, - мыльных пузырей.
      Нужно обладать большой самокритичностью, граничащей с самоедством, чтобы признать в себе тягу выдавать желаемое за действительное и согласиться М.Ю. Лермонтовым:

Мы пьем из чаши бытия
с закрытыми очами,
златые омочив края
своими же слезами;

когда же перед смертью с глаз
завязка упадаёт
и все, что обольщало нас,
с завязкой упадает;

тогда мы видим, что пуста
была златая чаша,
что в ней напиток был - мечта,
и что она - не наша!

      Но почему Михаил Юрьевич решил, что "с глаз завязка упадёт"?  Логика поведения литературного героя, логика легенды, логика мыльного пузыря этого не допустит.
      В противном случае случится революция - тогда пожалуйста, делайте что хотите.

      Как бы ни было, но необходимо признать, что мыльные пузыри мы раздували, раздуваем и будем раздувать.
      Пускать настоящие мыльные пузыри - куда ни шло. Занятие безобидное, увлекательное и завораживающее. Есть соответствующее шоу мыльных пузырей.
      Но раздувать мыльные пузыри, как некий образ, в практической жизни - это занятие вредное. Порою очень вредное.

      Зачем люди курят?
      Нет ни одного человека, который бы не знал о вреде курения.
      Однако молодёжь начинает курить потому, что в обществе раздут мыльный пузырь "курение", мимо которого проскочить не так просто.

      Мыльный пузырь "употребление алкоголя" известен с незапамятных времён и успешно продолжает раздуваться, используя человеческие слабости.

      В противовес мыльному пузырю "религия" успешно раздут мыльный пузырь "атеизм". Но здесь цена процесса раздувания - миллионы человеческих жизней, а не только здоровье человека.      

      Реклама - двигатель торговли.
      Плата от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ - до 80%!
      Мировые затраты на рекламу в 2019 году составят 625 миллиардов долларов. (Для сравнения, бюджет России равен 304 млрд.)
      Поскольку мир переходит на цифровую экономику, реклама находиться в центре изменений. Реклама призвана информировать, образовывать, социализировать и развлекать. Она оказывает влияние на формирование представлений и установок  аудитории, а так же воздействует на её поведение.
      Однако сегодняшняя реклама настолько агрессивна, что от неё спрятаться невозможно. Мало того, что она навязчива, беспардонна, зачастую лжива, так ещё реклама разжигает низменные страсти, становясь в обществе потребления идеологическим оружием. В политике - реклама, в здравоохранении - реклама, в спорте - реклама, в организации отдыха - реклама, имидж - в большей степени реклама.
      Почему это стало возможным?
      Потому что все мы участвуем в раздувании мыльного пузыря "реклама".

      Искусство.
      "Красота спасёт мир".
      Искусство как один из способов познания мира оказывало и оказывает решающее влияние на формирование мышления человека, превращая эмоцию вначале в подсознательную абстрактную идею, а затем в материализованное направление движения этой идеи.
      Потому-то люди готовы выложить огромные деньги за созданные шедевры. Причём станет или нет произведение искусства шедевром совершенно не понятно, так как новизна вектора развития нам не ведома.
      Тем не менее мыльные пузыри от искусства продолжают обескураживать.
      Пресловутый "Чёрный квадрат" Казимира Малевича "освободив искусство от балласта субъективности" должен всех нас возвысить до "блаженного чувства освобождения", поместив в "пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства". Художественная революция Малевича стала отправной точкой в изобразительном искусстве, которое нам твердит: "Эмоции, которые зажигаются в человеке, сильнее, чем сам человек".
      Французский художник Марсель Дюшан купил обычный фарфоровый писсуар, сфотографировал его в перевернутом виде и предложил для выставки. Это было в 1917 г., но по достоинству оригинальность этого экспоната оценили только в 2002 г., когда продали на аукционе более чем за 1 млн. долларов. Эта модель признана иконой концептуального искусства.
      Неубранная постель, вокруг которой разбросан мусор, названа "инсталляцией" и продана на аукционе за  4 миллиона долларов.
      Масса подобных примеров наводит на мысль: "Может идёт деградация человека?"
      А какие ещё варианты? Атавизм?
      Атавизм - это появление у особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших. Наука эти признаки фиксирует, как физиологические: повышенный волосяной покров, лишняя пара молочных желез, развитие хвостовидного придатка. Но может атавизм проявляется при возврате животной эмоции?

      Человек живёт во власти эмоций!
      Человек - раб своих эмоций!
      Надо жить страстями?
      Идея не нова.
      Чем не вариант объяснить необъяснимую тягу человека к безрассудствам.
      Не потому ли вместо правды жизни мы всегда получаем или её суррогат или откровенную ложь?

      "Если убрать из истории всю ложь, то это не значит, что останется только правда. В результате может вообще ничего не остаться". Это остроумное замечание Станислава Ежи Леца подтверждается ещё тем фактом, что одни и те же текущие события люди трактуют совершенно по разному. И результат: от бытовых ссор до военных конфликтов.
      
      Успех картины "Чёрный квадрат" нам не только диктует смысловые варианты произведения: "Отказ от содержания, кризис идей в искусстве, бунт  в искусстве, конец традиционного мышления художника, чистое творчество в целом", но и ставит эмоцию человека выше разумности его поведения.
      А из этого следует отрезвляющий вывод: "Мы не знаем своего назначения. Не знаем замысел Создателя (или конечную цель эволюции)".

      Но хотя бы должны понять неизбежность "мыльных пузырей" в своей жизни. Это во первых.
      Во вторых, если наша эмоция затмевает разумность, то необходимо каким-то образом её обуздать, а в дальнейшем контролировать. Вначале успешно с этим справлялась религия; потом шаманы, йоги, экстрасенсы - та же территория; с развитием науки - психотерапевты, психологи.
      В третьих, искусство. Началось всё с наскальных рисунков, как зачатков превращения эмоций в крупицы мыслеобразов. Далее песнопения и ритуальные танцы, "разумность" которых не слишком очевидна в животном мире. Но она, эта разумность, имеет место быть как у людей, так и у животных, она имеет глубокий смысл, как импульс творческого начала человека.

      Вернёмся к мыльным пузырям цивилизации.      
      Человек пришёл на телевидение в кроссовках с белыми подошвами, даёт интервью, говорит какие-то умные вещи. Зритель будучи заложником своих эмоций помнит белые подошвы, но не тему разговора.
      Мыльные пузыри на самом деле не такие уж мыльные, а вполне реально осязаемые. Их нужно уметь во время распознать, уметь использовать себе во благо. Или хотя бы не быть пострадавшей стороной в процессе их надувания.

      Михаил Булгаков устами профессора Преображенского давно предупреждал: "Никогда не читайте перед обедом советских газет". Сегодня мало кто читает газеты, их с большим успехом заменили каналы телевидения. Молодёжь нутром чуя пустоту в содержании многих передач ловится на свои, более развлекательные сайты, раздувая уже свои мыльные пузыри.