О лжестарце из фильма Остров

Тимур Сергий Давлетшин
Многие православные христиане очень любят фильм Павла Лунгина "Остров". Этот фильм отличает очень талантливая игра актеров (Мамонова, Дюжева, Сухорукова), настолько талантливая, что большинство (в том числе и я) не поняли страшной подмены, того, что нам представили псевдоправославие и псевдоподвижника.

В чем подмена? Подмена в самом образе главного героя. Главный герой во время войны, попав в плен, струсил и выстрелил по приказу немцев в своего командира  После этого Анатолий попадает в монастырь, и далее безо всяких переходов нам показывают святого подвижника, да еще периодически обличающего своих собратий.

Человек струсил - это бывает. Бывший грешник стал святым - такое тоже бывает. Но для того чтобы стать святым, мало плакать и каяться о преступлении. Надо еще преодолеть грех, и стяжать добродетель, противоположную этому греху, в данном случае - победить трусость, ведь Анатолий стрелял в своего командира именно из страха за свою жизнь, а вовсе не ненависти или еще чего-либо. Но никакой борьбы с грехом, никакого преодоления греха в фильме мы не видим.

Ведь дело не в конкретном преступлении Анатолия - несостоявшемся убийстве командира. Дело как раз в трусости.
Само преступление... Во первых. неизвестно. как бы повел каждый из нас. Во вторых, по большому счету. отказ Анатолия все равно бы не спас командира - немцы все равно бы расстреляли, если, конечно, задумали это.

Гораздо отвратительнее, что Анатолий прятался после этого в монастыре, тогда, когда другие проливали кровь - т.е. само нахождение  монастыре в данный момент - это все то же проявление трусости. Не верю. что монахи бы стали прятать его. Максимум, что они могли сделать - это поставить его на ноги и отпустить восвояси. Ведь Православная Церковь тогда призвала православных к защите Отечества.

Мы знаем из Евангелия, что апостол Петр, когда арестовали Иисуса Христа, будучи вопрошаем некоей служанкой, отрекся от Спасителя: "Не знаю я этого Человека". Из жития апостола мы также знаем, что до конца жизни апостол Петр не только оплакивал свое малодушие, но также бесстрашно проповедовал Христа и принял за проповедь мученический венец. Знали ли о этом авторы и актеры фильма "Остров"? А ведь это чуть ли не первое, что должно было придти на ум.  Анатолий в фильме переживает за свое преступление, кается, но где преодоление того порока, который толкнул его на это преступление, а именно - малодушия? Где борьба с этим пороком, и где победа над ним? Ничего этого нет. Похоже, ни режиссер, ни актеры не догадались перед этим немного почитать аскетической литературы, св. Феофана Затворника хотя бы. Последний совершенно четко говорил, что, чтобы  победить грех, нужно приобрести добродетель, противоположную этого греху.  По логике, наш герой должен был кровью искупить свой грех, и фильм, начавшийся с того, что он стреляет в своего товарища, пытаясь спасти свою шкуру, должен закончится тем, что он жертвует собою, спасая других. Вот это и есть настоящее покаяние. Ничего этого в фильме нет. Так что даже настоящего покаяния нам не показали.

Допустим, покаяние пришло к герою не сразу, а после нескольких лет прятания в монастыре. Но когда, в какой момент? Что послужило толчком? И опять же, где преодоление греха трусости? Ведь грех-то никуда не девался.

Очень меня удивляет. что Анатолий обличает эконома (Дюжев), спрашивая его: "За что Каин Авеля убил?". Это явный намек на зависть эконома к Анатолию. Между тем Каин - сам Анатолий. Каин - не потому что завидовал. а потому что - убийца.  Я думаю, что если Анатолий действительно раскаивался, он бы ни за что бы не посмел обличать кого либо. Он бы боялся и глаза на людей поднять.

Возможно,сыгравший главного героя Петр Мамонов сам суперправославный, но вот тоже не увидел этой подмены и поучаствовал в этом, а ведь время разобраться у него было. За время съемок он мог задаться вопросом: "А в чем, собственно плоды покаяния у моего героя?". Мог бы ради спортивного интереса и повесть Соболева почитать, по которой фильм снят. Так вот там в конце герой говорит адмиралу:

"А про преступление свое никому не говорил, даже духовнику, боялся, вот как ты сегодня, что передадут куда надо…" http://profilib.com/chtenie/78273/dmitriy-sobolev-ostrov-13.php

 Получается, что НИКАКОГО ПОКАЯНИЯ НЕ БЫЛО, раз даже духовнику он об этом рассказал. Как был трусом, так и остался. Это очень важный момент, но в  фильм это не вошло, иначе православные сразу бы рога увидели. И вот эта повесть становится в основу культового православного фильма? Прям надругательство какое-то.


В общем, налицо самая настоящая профанация Православия. И вот почему актер Петр Мамонов, возможно, хороший христианин, не вызывает у меня никакого восхищения, какое , по-видимому, вызывает у очень многих православных, постящих в пабликах всякие православные картинки с его изображением. Впрочем, претензии тут не к нему, а к режиссеру П. Лунгину. Он себя, как я понял, позиционирует православным, но православие его на самом деле ложно.  - Как-то смотрел передачу, где шла полемика между защитниками и противниками гомосексуализма (речь шла о запрете пропаганды сего, а вовсе не об уголовном преследовании педиков как таковых). Так вот, наш "православный режиссер", как истинный поборник либеральных ценностей, в передаче участвовал и был на стороне защитников прав педерастов (вместе с ним были  Николай Сванидзе, капитан команды КВН Юлий Гусман, правозащитница Людмила Алексеева). А  со стороны противников пропаганды содомского греха в той передаче участвовал протоиерей Димитрий Смирнов(вместе с ним - Дмитрий Киселев,  чемпионка Европы по боксу Наталья Карпович, лидер "Сопротивления" Ольга Костина).  Передача состоялась  4 апреля 2012 года в прямом эфире на ТВ-канале "Россия-1" см. "Можно ли ущемлять права педерастов на растление детей" https://www.youtube.com/watch?v=pEJAtizo3_o .  Не правда ли, очень странно, что "православный" режиссер, снявший культовый "православный" фильм в столь принципиальном для христианской нравственности вопросе оказался по разные стороны баррикад с известным церковным деятелем?

Может ли гнилое дерево приносить добрые плоды?

P.S.  Моя критика фильма, конечно, весьма запоздалая, и обусловлена она тем, что фильм по прежнему многие считают суперправославным. Между тем, я далеко не оригинален в своей критике. Еще в 2007 г. , к примеру, на "Русской линии" была опубликована статья протоиерея Георгия Бирюкова «Остров Каина. К продолжению дискуссии о фильме П. Лунгина «Остров»». Рекомендую к прочтению.