Игорь-неофит

Афанасий Ботяновский
18 рассказов-юморесок

Вступительное слово

Дорогие читатели, перед тем как начать читать эти рассказы-юморески, в обязательном порядке ознакомьтесь с этим вступительным словом. Хочу сразу заметить, что я не писал эти рассказы с целью высмеять религию как таковую. Нет, в них я высмеиваю не религию, а религиозный фанатизм и ограниченность мышления, присущие так называемым неофитам, то есть новоначальным верующим.

Мало кто из православных христиан избежал искушения неофитством. Когда-то и я был неофитом. Поэтому рассказы об Игоре — это отчасти и обо мне.

Неофиты и мыслят, и ведут себя странно, однако само по себе неофитство явление нормальное, если только оно быстро проходит. Но затянутое неофитство, длящееся годами, сродни болезни. Адекватные священники и верующие осуждают это явление, ибо оно дискредитирует религию и самим неофитам приносит вред. Именно об этом мои рассказы.

Что касается главного персонажа, Игоря, то он списан с натуры, многие фрагменты наших диалогов приведены почти дословно.

Рассказ №1. Короткая молитва
 
 – Привет, брат.
  – Привет, Игорь. Как дела?
  – Я звоню, чтобы сказать тебе: все работает.
  – Что работает?
  – Религия. Мне знакомый посоветовал прочесть один отрывок из Послания к Ефесянам, я пришел домой и открыл Библию прямо на том самом месте.
  – И что?
  – Как «что»? В этом виден божий промысел. Бог мне помогает.
  – Вот бы Бог так студентам на экзаменах помогал. Или он помогает только в мелочах, а в важных делах бездействует?
  – Не знаю. Ну ладно, я пошел, мне еще помолиться надо.
  – А как долго ты молишься?
  – Минут 20-25.
  – Своими словами?
  – Нет, читаю молитвенное правило.
  – На русском?
  – Нет, конечно. На церковнославянском.
  – И ты что-то понимаешь на нем?
  – Немного.
  – Странно.
  – Что «странно»?
  – Странно, почему нельзя молиться своими словами и на русском языке.
  – Можно и своими, можно и на русском. Но батюшки не рекомендуют, потому что это уже на протестантизм похоже.
  – А как Христос советовал молиться, знаешь?
  – Как?
  – Коротко. Молитва «Отче наш», которую он дал нам, – короткая молитва. Это единственная молитва, которую Бог дал человеку, если, конечно, считать Христа Богом. А почему Христос дал лишь одну молитву и при том короткую? И почему все эти бородатые дядьки заменили ее на кучу длинных молитв собственного сочинения? Не понятно.
  – Ну, молитву «Отче наш» никто не отменял. Можно и ею молиться, никто не мешает.
  – А как ты думаешь, почему Христа спросили, как нужно молиться?
  – Не знаю.
  – А потому что во времена Христа стояли те же проблемы, что и сегодня. В том числе и проблема молитвы. Молитв было много, и были они наверняка длиннющими, потому Христос и дал человечеству всего одну небольшую молитву.
  – Ну, это вопрос богословский. Пусть его богословы обсуждают. Наше дело в храм ходить.
  – Но ведь и нам, простым смертным, необходимо думать.
  – Думать лишнее не нужно. Нам надо молиться, ходить в церковь и исполнять, что священники скажут. Послушание прежде всего.
 

Рассказ № 2. «С воскресным днем!»

 – С воскресным днем тебя!
 – Спасибо, Игорь, а я только из костела.
 – Откуда?
 – Из костела.
 – А может ты еще и в синагогу ходишь?
 – Нет, пока не приглашали.
– А в костел приглашали?
– Да, надо было по работе быть: играл там на скрипке.
 – А, тогда можно. Вообще, говорят, если ты находишься заграницей и нет поблизости православного храма, тогда можно и в костел помолиться зайти. Считается, что это не грех. А вот к протестантам заходить не рекомендуется: грешно.


Рассказ №3. Звонок с «иного света»

Сегодня, в воскресение, ближе к вечеру мне позвонил Игорь. Вначале как всегда он похвастал своим благочестием (сказал, что утром был в храме на исповеди и причастии), а затем спросил меня, что бы я ему посоветовал почитать о Николае Васильевиче Гоголе.

 Я ответил:

  – Лучше почитай что-нибудь из самого Гоголя.
 – А мне Гоголь не нравится.
 – Почему?
 – Он описывал то, что можно было бы и не описывать.
 – То есть жизнь? Но на то он и писатель, чтобы ее описывать. Это его задача. Заниматься морализаторством всегда легче, чем рассказ толковый написать. Почитай самого Гоголя.
 – Я уж лучше почитаю Игнатия Брянчанинова.
 – А чем Гоголь хуже?
 – Ну, просто я теперь на такой ступени развития, что мне Гоголь уже не нужен.
 – Скромно, конечно. Но неужели ты думаешь, что Гоголь был менее духовен, чем ты, и хуже тебя разбирался в религии? Или ты уже святой и все знаешь?
      Игорь рассмеялся.
      «Смех сумасшедшего», – подумалось мне.
   – А что ты вообще читаешь?
 – Я теперь читаю только духовную литературу.
 – А что ты подразумеваешь под духовной литературой? Феофана Затворника? А Гоголь какой, по-твоему, писатель?
 – Мирской.
 – А ты сам разве не мирской? Разве ты не часть мира? Ты что ни газет, ни светских книг не читаешь?
 – Нет. Они мне не интересны.
 – Ну, не знаю. Мне, например, постоянно необходима пища для ума. Без нее лично я начинаю тупеть.

На том и распрощались.
   
Зачем мне звонил Игорь? Чего хотел? Чего он вообще хочет от жизни?

Странный Игорь человек. Он сознательно суживает круг своих интересов. Он борется со своими "мирскими" привязанностями и пристрастиями. Он борется со своими эмоциями, думая, что борется со страстями. Он запрещает себе некоторые чувства и мысли, бежит от светского общества, боясь греха.

Вот с этого всё и начинается!

Вначале человек отказывается от телевизора, от интернета. Потом перестает читать светские книги. Потом замыкается в четырех стенах. Перестает бриться, мыться, следить за собой. Человеку становиться ничего не интересно кроме церковного и "духовного". Потом ему вообще ничего не интересно, даже духовное. Он становится ко всему равнодушен, ему вообще ничего не надо. Бесстрастие его перерастает в апатию и пофигизм. Перестав мыслить самостоятельно, этот человек постепенно тупеет. Потом он начинает бояться общества, думать, что за ним следят. Или начинает слышать голоса и видеть ангелов. А затем психиатры ставят ему какой-нибудь нехороший диагноз.

Игорь, остановись!

 Рассказ №4. Звонок Игорю

 – Привет, Игорь.
 – Привет.
 –Ты где сейчас?
 – На кладбище.
 – На кладбище? А что случилось?
 – Ничего. Просто так. Хожу между могилами.
 – Между могилами родственников?
 – Нет, между чужими. Моя родня здесь не похоронена.
 –Тогда зачем ты на кладбище пошел?
 – Я занимаюсь трезвлением.
 – Чем?
 – Трезвлением. Святые отцы советуют ходить на кладбище, чтобы стать трезвым и не грешить.
 – Понятно. Так ты там молишься?
 – Нет, газету читаю – «Аргументы и факты».
 – Ну что же, понятно. Потом созвонимся.
 – Пока.

 Рассказ № 5. Книга

        Я дал Игорю почитать одну книгу. Прошел месяц, Игорь позвонил мне, и я между делом спросил, как она ему понравилась.

 – А я ее еще и не начинал, – ответил Игорь.
 – А собираешься читать в ближайшие дни? Просто один друг попросил ее на время.
 – Нет, читать не буду, ведь сейчас пост.
 – Понятно. Может, тогда приедешь, отдашь?
 – Не могу пока что. Давай после поста.
 – Ладно.

       
       Прошел пост. Я позвонил Игорю:

 – Ну как книга? Прочел?
 – Нет. Наверное, я ее вообще читать не буду.
 – Значит, она тебе совсем не нужна?
 – Нет.
 – Хорошо, отдашь при встрече.

        Договорились о встрече.

         Встретились, прогулялись. Игорь рассказал мне про какого-то молодого священника, которому после воскресной службы стало так плохо, что он разрисовал Библию свастикой.

 – С ума, бедняга, сошел, – посочувствовал я.
 – За грехи сошел с ума, – наставительно сказал Игорь. – Возможно, в юности какой-нибудь магией увлекался.
 – Ну что ты во всем ищешь грех? – спросил я Игоря. – Может просто человек переутомился. Устал от духовной нагрузки. Кстати, книгу принес?
 – Забыл.
 – Блин. Мы же ради этого, в общем-то, и встретились.
         
Встретились мы снова только через месяц. Прогулялись по традиции. Поговорили. Под конец прогулки я спросил Игоря:

 – Ну принес, наконец, книгу?
 – Я не взял.
 – Опять? Ну, ты даешь! Разве так можно! Полгода не можешь отдать мне книжку! И после этого ты считаешь себя христианином?

      Игорь, наверное, решил, что лучшая защита – нападение, потому сказал:

 – А я ее нарочно не взял.
 – Зачем???
 – Затем, что ты слишком привязан к земным вещам.
 – И поэтому ты решил не отдавать книгу?
 – Да, я решил тебя проверить.
 – А кто ты такой, чтобы надо мной ставить опыты?!
 – Ну, я все-таки дольше, чем ты, нахожусь в Церкви.
 – Вот по этой-то причине ты и должен был отдать мне книгу вовремя, а не оправдывать свою рассеянность заботой о моем духовном здоровье. Если ты христианин, то ты должен быть ответственным, а не пофигистом. Бесстрастие и пофигизм – это разные вещи.

Игорь сделал вид, что не расслышал, и свысока бросил:

 – Тебе пора на исповедь. Когда был в последний раз?
 – Давно. А ты?
 – В прошлое воскресенье.   
 – Ну и где твой духовный рост? Лучше бы ты не на службу пошел, а книгу бы чужую вернул!
         
Мы распрощались.  Я пошел домой и по дороге стал размышлять. Вот одно из главных отличий верующего от атеиста: если атеист в гневе посылает кого-то на три буквы, то верующий – посылает на исповедь. Чем тогда отличается поведение верующего? Оберткой.

Я шел и думал: почему люди любят так делать: вместо того, чтобы признать свою вину переводят стрелки на того, перед кем виноваты? И почему некоторые верующие – в их числе?

Я не в обиде на Игоря, но книгу необходимо забрать.  Не люблю, когда мои вещи лежат не на месте. Мне тогда не по себе.
       
Или Игорь прав?  И я на самом деле слишком сильно привязан к земному?


Рассказ №6. Пост
               
На звонок Игоря я вчера не ответил.  Решил перезвонить сегодня. Игорь взял трубку, и я спросил, зачем он вчера мне звонил. Игорь ответил что-то непонятное: мол, хотел обсудить один фильм и книжку, но сегодня они ему уже не интересны. Мы распрощались.
         
После нашего разговора я долго ломал голову над вопросом, почему Игорь не решился сегодня обсудить фильм и книгу. И вдруг меня осенило: с сегодняшнего дня начался пост! Вот и причина! С этой поры до самого Рождества ни светских книг, ни фильмов для Игоря больше не существует.
         
Бог в помощь, Игорь! Главное, чтобы кто-то потом оценил твои благочестивые порывы и аскетизм. А я пока пойду почитаю Достоевского. Тоже полезно для души.

 Рассказ №7. С Новым Годом!

 Звонит Игорь:

 – Привет. Что делаешь?
 – Читаю Сенеку.
 – Сенеку? Он же не христианин.
 – Ну и что с того?
 – Один батюшка говорил, что Сенека плохой философ и его лучше не читать.
 – Ну, мало ли что говорят люди. Не всем нужно верить. Надо своим умом жить. А ты сам читал-то Сенеку?
 – Нет.
 – Как же ты можешь ругать философа, книгу которого даже не открывал?
 – Ну, я лучше Евангелие почитаю…Кстати, с наступающим тебя Рождеством!
 – Так ведь до Рождества еще четыре дня.
 – И с наступающим Новым Годом!
 – Так ведь праздник уже прошел.
 – Нет, еще будет.
 – Ну, знаешь, я живу по новому стилю, как и все нормальные люди. И вообще Рождество давно пора перенести на 25 декабря и начать праздновать его вместе с католиками, чтобы потом, как все нормальные люди, с чистой совестью отмечать Новый год. А то у православного человека развивается комплекс неполноценности: все празднуют, а он – нет. Или бывает и так: все мирские люди празднуют, верующий – тоже, но у него возникает чувство вины: он нарушает пост, он согрешает, за что Бог обязательно потом его накажет. Почему бы православным действительно не начать праздновать Рождество вместе с католиками?
 – Нельзя, православным не даст это сделать их вера.
 – Их вера? А может, их косность и гордыня?


 Рассказ № 8. О психологии и не только

 Звонит Игорь:

 – Привет. Что делаешь?
 – Читаю учебник по психологии.
 – По учебе или просто так?
 – Просто так. Для собственного развития. А что?
 – Ну, есть мнение, что все психологи – это современные ведьмы, а психология – это новая религия.
 – Ну, зачем так категорично заявлять? Разные есть и психологи. Я считаю, что в деле спасения души без психологии не обойтись. Современные батюшки должны хорошо знать и медицину, и психологию. Я не хочу идти на исповедь к такому священнику, который отрицает психологию. Не стоит доверяться такому коновалу!
А вообще я не считаю психологию религией и читаю книги по психологии просто для расширения кругозора. Никакому психологу я слепо не доверяюсь.  Считаю, что жить нужно своим умом и что личный опыт ничто и никто не заменит.
 – А я вот не решаюсь жить своим умом. Так можно и в прелесть впасть. Я живу так, как советуют святые отцы. И за всяким советом иду к батюшке.
 – И все делаешь, как батюшка говорит?
 – Да. Есть послушание, а есть ослушание. Я выбираю послушание.
 – Конечно, жить чужим умом легче, чем своим. Легче жить, когда за тебя все решают. Однако быть верующим еще не означает быть зомби. Я лично считаю, что нужно идти своей дорогой, жить своим умом. Так умнее. И так честнее.
 – А ты стихи еще пишешь?
 – Пишу. С чего это бы я должен бросить это занятие?
 – А кому нужны твои стихи?
 – Людям. И прежде всего мне.
 – Это в тебе тщеславие говорит.
 – А в тебе говорит зависть! Что за глупая привычка у православных замечать во всем лишь дурную сторону!
 – Тебе пора на исповедь.
 – А тебе?
 – Спаси тебя Господи!
 – И тебя тоже.


Рассказ № 9. Постное меню

 – Привет, брат.
– Здравствуй, Игорь.
– Можешь что-нибудь посоветовать мне из светской музыки?
– Ого, ты уже светское начал слушать.
– Ну, я имею в виду классическую музыку.
– Я могу посоветовать тебе Вивальди.
– Нет, я не хочу слушать католической музыки.
– Ну, тогда Баха. Он стопроцентный гений.
– Я не сторонник кальвинистов.
– Ну, тогда и не знаю, что посоветовать. А что ты слушал последнее время?
– Песни иеромонаха Романа, в основном.
– Это действительно достойный автор. Он и мне нравится. Может, послушай тогда Скоблю или Бичевскую?
– За последние полгода я почти все их песни наизусть выучил.
– Целых полгода их слушал?
– Ну да. Утром – Скоблю, днем – Бичевскую, а вечером – проповеди батюшек.
– А что же ты читал все это время?
– Игнатия Брянчанинова.
– А Библию?
– Библию я уже год как не открывал.
– Странно, зачем читать второстепенных авторов, которые трактуют главную для христиан книгу – Библию, а сам первоисточник – игнорировать. А кино какое ты смотришь?
– В основном я духовные передачи смотрю. А из фильмов в последнее время видел… православный сериал «Спас под березами».
– Понятно. В общем, перешел ты на всё духовное.
– Да, на православное.
– Может, тогда мне тебе Рахманинова с Чесноковым посоветовать? Или Чайковского? Они тоже религиозным увлекались.
– Может быть, их и послушаю. Ладно, до свидания.
– Пока.

В общем, Игорь в раздумье: что бы ему такого светского послушать, но при этом не оскоромиться? Что-нибудь да выберет. А пока у Игоря такое меню: православие на завтрак, обед и ужин. И никакого там тебе Вивальди или Баха…

Рассказ №10. О дружбе в православной общине

Сегодня я сам позвонил Игорю.
  – Здравствуй, Игорь!
 – Здравствуй, здравствуй.
 – Слышишь, я недавно встречался с Вадимом Соболевским. Он ходит в ту же общину, что и ты. Ты его знаешь?
  –Я не знаю никакого Вадима.
  – Ну, он дружит с Сашей Воробьевым.
 – Я и Воробьева не знаю.
 – Не знаешь ни Вадима, ни Сашу? Они же вместе с тобой к причастию ходят!
 – Нет, не знаю.
    Вот такой получился разговор. Что же это за православная община, где братья по вере не знают друг друга?


Рассказ № 11. Планы на лето

– Привет, брат.
– Привет, Игорь. Как твои дела?
– Нормально, вот недавно из церкви пришел. А ты был сегодня на службе?
– Ну, я же давно тебе сказал, что я деист и в церкви бываю редко. Или ты забыл?
– Да, да, понятно… А ты сейчас в отпуске?
– Нет пока.
– А как собираешься лето проводить?
– Не знаю, в Европу поеду, наверное.
– В Гейропу?
– Ну зачем ты так?
– А что? Что там в Европе хорошего?
– Да много чего. Природа, музеи, дворцы…А что хорошего в церкви?
– Там хотя бы геев нет.
– Ну, это спорный вопрос. Хотя дело в другом. Мне среди европейцев как-то уютней, чем среди наших. В Европе все-таки много воспитанных и культурных людей. Они не подойдут к тебе на остановке, не обматерят и не набьют морду как наши гопники. А ты куда собираешься этим летом?
– Я? Я в монастырь поеду.
– М-да, фантазия у верующих ограничена…
– Что, что?
– Я говорю, что в твоей жизни и так много религии, зачем тебе монастырь?   
– Монастырь – это святое место, там монахи живут.
–  Знаю, что монахи живут. Но зачем тебе они?
–  Как зачем? Ты вот в театры ходишь, на актрис смотришь, а они все блудницы; поэтов читаешь, а они все алкаши. А я все-таки в святое место еду.
– А разве какое-нибудь место может быть святым?
 – «Какое-нибудь» – нет, а монастырь – может.
  – И какая польза обществу от твоих монахов?
– На молитвах монахов Земля держится, без них мир рухнет.
– И так всегда было?
– Всегда.
– Ну, не скажи. Христианские монахи существуют максимум 2000 лет, а возраст планеты – миллиарды. Миллионы лет люди жили без всяких монахов, жили и не тужили. Значение монашества для мира церковью явно преувеличено… хотя надо же чем-то оправдывать их существование.
– Монахи вообще-то святой жизнью живут.
– А что значит «жить святой жизнью?»
– Ну, не есть мяса, не пить водку, не общаться с женщинами…
– Хм, тогда мой питомец кролик тоже свят: не ест мяса, не пьет и с крольчихами не общается.
– А может, он еще и причащается?
– Нет, это ему ни к чему.   

Рассказ № 12. Разные духовные школы

 – Привет, брат.
– Привет, Игорь. Как твоя духовная жизнь?
– Ну, о духовной жизни не говорят – ею живут.
– Я имел в виду, в какой храм ходишь? К отцу Александру Совельчику?
– Нет, я давно уже хожу в другой приход: к отцу Совельчику слишком далеко ездить.
– А к отцу Кораблеву на беседы ходишь? Они еще проводятся?
– Да, хожу. И я пришел к выводу: есть разные духовные школы. Например, отец Совельчик пропагандирует сельский образ жизни, кабанчиков любит, а отец Кораблев больше наукой и искусством интересуется, считает, что Бога нужно познавать через познание мира. Разные школы.
– И разное воспитание, разное образование.
– Да, да. Отец Совельчик на селе родился, а отец Кораблев в столице…Я еще вот что заметил: к отцу Совельчику иногда столичные габрейки приходят: такие, с орлиными носами и с глазами, черными, как маслины. Он им тоже сельский образ жизни проповедует, но они от него уходят, как правило…
– Почему?
– Наверное, потому, что кабанчиков не любят. Или потому что слишком жадные, ищут где выгоднее…А Саша-архитектор случайно не габрей?
– Да нет, а что?
– Он вроде неплохо зарабатывает, а раз зарабатывает хорошо и умный, значит, габрей.
– Ну, это совсем не обязательно.
– А вообще габреи любят деньги, любят хорошую жизнь, а о Боге забывают…
  – Игорь, ругая евреев, ты все же не забывай, что и Христос, и апостолы – все были евреями.
  – Ну, так это совсем другие евреи были.

 
Рассказ №13. Братья наши меньшие

 – Привет, Игорь Владимирович.
 – Да, вечер добрый, Афанасий Леонидович.
 – Я хотел спросить: тебе не нужна клетка?
 – Клетка? Какая клетка? Для чего?
 –  Клетка для попугаев; ты ведь сам говорил, что у тебя дома попугайчики живут.
 – А…Нет, не нужна: у меня уже давно нет попугаев.
 – Как «давно нет попугаев»? Умерли? Так быстро?
 – Почему умерли? Живут. И довольно неплохо, наверное. Просто не у меня. Я их знакомым отдал.   
 – Отдал? Как? Ты ведь в них души не чаял! Они ведь разговаривали!
 – Вот в этом все и дело. Этот Саша (сын моей жены) в Бога не верует, в церковь не ходит, молиться не любит, вот черт его и дернул обучить птичек разным нехорошим словам. Мы утром и вечером молимся, а попугаи матерятся: разве допустимо такое в доме христианина? Пришлось отдать.
 – Ну, с моим кроликом проще, он, слава Богу, говорить не умеет.
 – С кроликом? У тебя ведь хомяк был.
 – Умер хомячок, полтора года назад.
 – Ну, завел бы нового. Зачем тебе кролик?
 – Как зачем? Хороший, милый, пушистый зверек, пусть живет.
 – Ты разве не знаешь, что кролик – это символ разврата? Получается, ты разврату поклоняешься?
 – Ну, во-первых, я никому и ничему не поклоняюсь, я просто люблю животных, во-вторых, лично мой кролик – существо невинное, чистое; он девственник, между прочим: кроме своей матери-крольчихи иных крольчих он в глаза не видел.
 – Ага, ты еще скажи, что твой кролик – верующий.
 – Да, он верит.
 – В кого?
 – В большого и доброго Кролика.   

Рассказ №14. «Зачем ходить в церковь?»

 – Привет, Игорь.
 – Привет.
 – Хотел тебя спросить: а как там сестра Людмила?
 – Хм, какая сестра Людмила?
 – Ну, историк.
 – А, понятно: вроде она теперь второе высшее получает. А зря.
 – Почему «зря»?
 – А потому что образование, тем более высшее, отдаляет от Бога.
 – От Церкви, ты хочешь сказать?
 – Это одно и то же.
 – Почему?
 – Потому что «для кого Церковь не мать, для того Бог не отец», слыхал? А также говорят: «Вне Церкви нет спасения».
 – А ты в курсе, что все сектанты именно так и мыслят: «вне нас, вне нашей группы людей, нет спасения»? Получается, Церковь сама подпадает под определение секты, хотя и борется с сектантством? 
 – Ну, это какие-то интеллигентские мудрствования, я человек простой, мне они не понятны.
– Не понятны или не близки?
 – Хм, я знаю одно: в церковь нужно ходить, и ходить не раз в год, а каждое воскресение.
 – А зачем? Разве от хождения в храм в человеке хоть немного прибавится ума, здоровья или таланта?
 – А в церковь не за этим ходят. Ум, талант, здоровье – всё это имеет второстепенное значение для христианина, главное – мир в душе.
 – Но ведь все связано! Разве состояние души человека не зависит от его, человека, здоровья, способностей и ума?
 – Я тебя не понимаю, поясни.
 – Ну, хорошо. Вот уныние…это грех?
 – Да, конечно, это смертный грех.
 – А разве человек, которому не хватает по жизни ума, способностей или здоровья, не впадает от всего этого в уныние? Разве он не теряет покой в душе? Да, он может зайти в храм, помолиться, почувствовать на недолгий срок теплоту в груди, но ведь это всех его проблем не решит.
 – Ну, это у кого как.
 – Не знаю. По мне, сколько в церковь не ходи, Бог тебе не даст ни ума, ни таланта, ни здоровья, если тебе всего этого не дано от рождения, от мамы с папой.  Вопрос: зачем тогда ходить в церковь? А кто-то другой, кстати, и в церковь не ходит, и матерится, и пошлости говорит, а все у него хорошо: и соображалка работает, и здоровьем он пышет…Где справедливость?
 – Ну, ты слишком много придаешь значения этой бренной жизни.
 – Но ведь это моя жизнь, единственная, другой не будет.
– После смерти – будет.
 – Надеюсь. Надеюсь, все, что Бог не додал человеку в этой жизни, он додаст ему в следующей.
 – Ты хочешь сказать, что Бог такой прижимистый и несправедливый, раз одаряет всех от рождения не одинаково? Как говорят в народе: «Бог не ровно делит»?
 – Народ говорит как раз-таки правильно.
 – Но это ропот.
 – Ропот, следовательно, грех? Я как посмотрю, человек (человек вообще) кругом виноват: Бог ему от рожденья не додал чего-то, человек возмущается – всё, это ропот, это грех. Человек спрашивает: а почему ты, Боже, помог не мне, верующему, а ему, атеисту? Всё, это зависть, тоже грех. Человек ходит в храм, просит Бога о чем-то, а Бог дает не ему, прихожанину, а тому, кто в храм не ходит. Человек недоумевает: почему так, где логика? А ему: продолжай ходить в храм, молись, не будь маловерным.
 – Да, трудно человеку спастись.
 – А нужно ли? Может, лучше просто жить?
 – Ну, ты теперь сам говоришь, как маловерный.
 – Да, Игорь, я маловерен, я стал таким, хотя раньше верил. Я теперь циник, потому что раньше был идеалист. Знаешь, кто такой циник? Это разуверившийся идеалист.
 – И чем ты отличаешься от атеистов? Ты, как и большая часть населения, не имеешь веры.
 – Почему? Я верю в Бога, но по-своему… Вот ты упрекаешь атеистов в неверии. А знаешь, в чем атеисты обычно упрекают верующих?
 – В чем?
 – В отсутствии мозгов.
 – Ну-ну.

Рассказ № 15. Соринка в чужом глазу

 – Привет, брат.
 – Привет, Игорь. Как дела?
 – Да вот с работы только что пришел, работы много.
 – Понятно, я пришел час назад, хотя у нас тоже пора горячая. Чем занимаешься на досуге? Рисуешь акварелью, как раньше?
 – Нет, не рисую теперь, времени свободного мало.
 – Читаешь что-нибудь, фильмы какие смотришь?
– Нет, ничего не читаю и ничего не смотрю, сейчас ведь пост.
– Всей семьей поститесь? И жена? И Саша, сын жены, тоже?
– А Саша уже давно из церкви ушел. Сказал, надоело. Я вообще заметил, что он чревоугодием страдает; полюбил сыр, причем не простой, а заграничный. Жить без него не может, такая вот у него привязанность к сыру образовалась, зависимость, можно сказать.
– Ну, все мы зависимы от чего-то. Если человек не может без церкви, без причастия обойтись – это ведь тоже зависимость, духовная только. А как Саша вообще, на каком он курсе?
– А он уже второе высшее получает, экономическое. Работает и учится.
– Так он молодец получается. А ты его ругаешь. По высшей математике он как?
– С репетитором занимается.
 – А ты чего ему не поможешь, ты ведь в этом деле вроде соображал?
– А пусть сам учится, почему я должен ему помогать? Мне никто не помогал в мое время.
– Никто не помогал, потому что христиан рядом не было. А ты христианин и должен помогать ближнему, а не ругать его из-за сыра какого-то.

…Да, таковы некоторые христиане: на хорошее в человеке внимания не обращают, а на небольшие недочеты – пристально глядят. Игорь обращает внимание на то, что его пасынок любит полакомиться сыром, и благополучно забывает о том, что тот учится и работает и что ему очень нужны помощь и поддержка.

Рассказ №16. Несостоявшаяся встреча

Мы договорились с Игорем встретиться в пятницу в 6 часов вечера у меня дома. Я отменил все встречи, поменял все планы: мы давно не виделись с ним. В пятницу полпятого я на всякий случай набрал Игорю – тишина. Набрал в пять – то же самое. Я звонил каждые 20 минут, и лишь полседьмого Игорь мне ответил.

  – Алло, слушаю, – как всегда торжественно и не спешно ответил Игорь.
   – Игорь, ты где? Почему не отвечаешь?
 – А я мобильный дома забыл. Вот приехал с работы, с тобой говорю.
  –Хм, так ты когда приедешь?
 – А я, наверное, и не приеду сегодня.
 – Ну ты даешь! А это ничего, что я все свои планы поменял и весь вечер под тебя подстроил?
  –А знаешь, и без мобильника неплохо жить можно.
  – Значит, сегодня ты не сможешь? А завтра?
 – Завтра вечером могу. В пять часов наберу тебе.
  – Хорошо, подъезжай тогда к шести ко мне домой.
Назавтра Игорь набрал полшестого и сказал мне:
  – Знаешь, я в городе, давай встретимся в центре.
  – Но я не могу в центре, я только час на дорогу потрачу.
 – Ну, тогда встретимся в другой раз.
  – Игорь, ты извини, но ты свинья.
  – Что, что?
 – Игорь, ты не христианин.
 – Почему?
 – Потому что ведешь себя безответственно, не порядочно, не держишь слова, а это грех.
 – Ну и ты сейчас грешишь: впадаешь в грех гнева.
 – Это праведный гнев. И потом, зачем ты переводишь стрелки? Зачем оправдываешь свой грех моим?
 – Я не оправдываю. Просто ты обижаешься, а православные не должны обижаться.
 – Да, я обижаюсь. И это нормально. Или ты считаешь, что обижать – норма, а обижаться – грех? В общем, запомни: если еще раз такое повторится, можешь больше мне не звонить. Пока.

И я положил трубку.

Я не судья, но право на собственное мнение имею. И вот оно. Мне не нравится, когда верующий человек покрывается этаким духовным жирком: начинает свысока смотреть на обычных людей, ставит себя в сторонку от других, начинает многое себе прощать, в том числе лень и безответственность. Не люблю, когда верующий смотрит на обычных людей со снисходительной усмешкой: вот, дескать, вы все бегаете, нервничаете, суетитесь, впадаете в разные эмоции, а я спокоен, нетороплив, действую размеренно, потому что знаю истину...
   
Такой верующий не понимает, что человек как раз-таки должен порой и нервничать, и суетиться, и злиться, и не только потому что иначе в обществе не выжить, а потому что он живой человек. И агрессия, и злость тоже необходимы, в том числе и по отношению к себе: иначе заплывешь псевдодуховным жиром.
   
Впрочем, может быть я ошибаюсь? И прав не я, а Игорь? Я погряз в суете, а Игорь постиг православный дзен?

 Рассказ №17. Великий пост и великий постник

Сегодня в метро я встретил Игоря. Игорь, увидев меня, шарахнулся в сторону. Я все же подошел к нему и поздоровался.  Игорь был бледным, осунувшимся, с кругами под глазами, взгляд его казался испуганным и диковатым. Я задал Игорю несколько вопросов, и он ответил мне таким слабым голосом, что я ничего не понял. Мне стало жаль Игоря, так как у него был вид замордованного человека. Зная, что мой друг верующий и сейчас идет Великий пост, я пришел к выводу, что Игоря замордовал никто иной, как сам Игорь.
         
И зачем Игорь постится, ведь у него язва?  Как человек больной, Игорь имеет полное право нарушить пост. Между тем он отчаянный постник.  Для чего мой друг так яростно соблюдает посты? Он таким способом искупает свои грехи или просто так самоутверждается?
         
Придя домой, я предался размышлениям. Что вообще такое пост? Пост — это самоограничение. Причем, как я понимаю, не только в еде, но и в удовольствиях, в развлечениях. Если так, то разве жизнь взрослого трудоспособного человека не есть непрекращающийся пост? Разве он постоянно не занимается самоограничениями?
         
Человек, который рано встает на работу, ограничивает себя во сне. Человек, тратя на работе время, ограничивает себя в развлечениях, в отдыхе. И так далее.  Если человек и так вынужден себя ограничивать из-за обстоятельств собственной жизни, то зачем ему ограничивать себя сверх положенной меры? Иными словами, человеку хватает ограничений на работе и в быту, поэтому зачем ему создавать себе лишние ограничения?  В жизни людей и так много трудностей, зачем же придумывать себе дополнительные трудности? Или некоторым просто нечем заняться, у них много свободного времени и физических сил, вот они и занимаются разными благочестивыми упражнениями?
         
Господа верующие, пожалуйста, ограничивайте себя во всем, перегружайте себя, тратьте свое здоровье на борьбу с ветряными мельницами, если вам это так нравится.  Поститесь, молитесь, ходите каждое воскресение в храм. Только не для всех полезны эти вериги. Для большинства людей ваши церковные нормы являются, говоря словами Христа, «бременами неудобоносимыми». Господа постники, пожалуйста, ограничивайте и истязайте себя, но не берите на себя наглость заявлять, что ваш путь к Богу — это единственно правильный путь. Так говорить, по меньшей мере некрасиво.
         
Пост — это развлечение для людей крепких и здоровых.  И для пенсионеров.  Потому что пенсионеры — это люди, у которых вся жизнь позади, у которых масса свободного времени и которые могут заниматься чем угодно, в том числе и усиленно поститься. Может, и я на пенсии буду соблюдать строжайший пост, но пока моя задача в жизни самая простая и обыкновенная: выжить. Чем я и занимаюсь.
      
 Рассказ № 18. Грустно

   
Сегодня Игорь меня расстроил. Позвонил мне вечером и сказал примерно следующее:

 – Доброе утро, я хочу сказать, что на той неделе хотел тебе позвонить, но не смог. И хочу сказать, что позвоню на следующей. Ну ладно, все...
      
Признаться, я склонен подшучивать над Игорем, но после таких слов мне стало грустно. Над такими вещами не смеются. Это уже болезнь. А болезнь надо лечить. Опять Игорь переусердствовал: перемолился, перепостился, вот и заговариваться начал. А ведь человек с высшим образованием. Жаль беднягу. Неужели он не понимает, что ему с его слабым психическим здоровьем (недаром он состоит на учете у психотерапевта) следует быть поосторожней со всякой духовной практикой? Пусть другие молятся и постятся: пост и молитва – это развлечение для здоровых. Но Игорю надо себя беречь, чтобы крыша окончательно не поехала. Неужели в мире нет ничего прекраснее религии? Неужели нет иных ценных дел кроме молитвы, поста и стояния в храме?

Игорю, как и всем нам, как и мне, надо больше работать над собой: заниматься спортом, решать шахматные задачи, развивать интеллект. Тогда он, может быть, выкарабкается. А так жить, как он (затуманивая сознание молитвами и православными песнопениями) – чревато последствиями.

Самое страшное, что, если Игорю станет совсем плохо, никто его не спасет: ни батюшка, ни церковь, ни прихожане-знакомые. Останется Игорь со своими проблемами, со своей бедой наедине, ибо правда жизни сурова: никто за тебя твою жизнь не проживет, и никто твои проблемы за тебя не решит.
      
Да, советы как жить, дают все, кому не лень, а реально помочь способны единицы. Никто Игоря не спасет кроме него самого – вот в чем соль. Ну а если человеку суждено самого себя спасать, то к чему тогда ему разные советчики и батюшки? Лучшие советчики и батюшки — это те люди, которые могут помочь. Помочь реально, а не болтовней.
      
Возможно, поститься, молиться, ходить в храм – полезно. Но, как показывает жизнь, это полезно не для всех. По крайней мере таким людям, как Игорь, религия пользу не приносит.
      
Да, Церковь помогает только кающимся и искренним верующим, но, увы, далеко не каждому из них она помогает на самом деле.  А если она помогает далеко не каждому, если она не всем дает сил (бывает и наоборот: не дает, а забирает: как время, так и здоровье), то значит, Церковь не есть Истина. Если бы Церковь была Истиной, то она действовала бы одинаково, на всех и каждого, как физический закон – как, к примеру, закон притяжения. А если Церковь кому-то из верующих дает, а у кого-то забирает, то какой это Закон и какая это Истина?
      
Если Церковь не приносит пользы, то лучше в храм и не ходить вовсе, лучше идти к Богу собственной дорогой. Лично я в Бога верю, а в Церковь – нет. Лично для меня Бог и Церковь — это разные вещи.
      
Думаю, Всевышний не осудит Игоря (и подобных ему людей), если он в целях самосохранения отойдет на время от религии и поживет обыкновенной человеческой жизнью, займется собой, своим здоровьем. Уверен, Бог будет только за. Ведь Бог желает нам добра, не так ли? Или Ему интересны только наши многочасовые стояния в храме и прочие истязания души и тела?

 2012-2014-2021