Внешний вид Царь-Девицы. Сходство с Мадонной и Нат

Елена Шувалова
   Внешний вид Царь-Девицы. Сходство с Сикстинской Мадонной и Натальей Николаевной.

  Когда Иванушка видит в первый раз знаменитую Царь-Девицу, она ему совсем не нравится, - как и Лиза Муромская Алексею Берестову при его первом визите в дом Муромских.

«Хм! Так вот та Царь-девица!
Как же в сказках говорится, —
Рассуждает стремянной, —
Что куда красна собой
Царь-девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна-то и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка!
Пусть полюбится кому,
Я и даром не возьму».

  Интересно, что, как и Берестов, Иван обращает внимание на «ножонку» девушки. Но, - в отличие от Берестова, которого выставленная обдуманно обутая ножка Лизы примирила с её внешним видом, - Ивану и ножка Царь-Девицы не нравится.

  Странно ещё и то, что Царь-Девица, видимо, решилась на то, на что не смогла решиться нежная барышня Лиза, - а именно, - ходить босиком. Поскольку ведь на ногу цыплёнка может быть похожа только г о л а я нога!


  Босиком идёт по облакам Рафаэлева Мадонна… И ноги её, надо сказать, действительно схожи с цыплячьими (куриными), как, видимо, и вообще маленькие женские ноги…

   Но отчего Девица наша бледна и тонка?

   Такой же бледной и тонкой (худой) была и Татьяна – в глазах московских барышень:

Младые грации Москвы
Сначала молча озирают
Татьяну с ног до головы;
Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,..

  Татьяна бледная и худа, возможно, от своей неразделённой любви к Онегину (а может, просто от природы, поскольку она и до этого была, во всяком случае, бледной: «Татьяны бледные красы…»).

   Героиня повести «Метель» Марья Гавриловна так же «стройная и бледная» 17-летняя девица…

   Капитанская дочка Марья Ивановна станет бледной и худой после издевательства над ней низкого злодея Швабрина.

   Пушкин любил бледных и худых…  Во всяком случае, его любимые героини зачастую – таковы.

 
   Может быть, это должно подчеркнуть их «одухотворённость»? У Н.М. Карамзина в стихотворении «Странность любви, или Бессонница» о предмете любви героя говорится:

Не Венера красотою —
Так худа, бледна собою,..

  Может быть, Пушкину важно подчеркнуть вот это: «не Венера»… Не плотская красавица, то есть, а – духовная, Мадонноподобная. Такая, какой была и его супруга – Наталия Николаевна. И даже теми же словами, словами Ивана о Царь-Девице, скажет (умышленно или нет?) о жене Пушкина поэт Николай Доризо:

  Как девочка, тонка, бледна,...*
 

  Но и сам Пушкин придаёт Царь-Девице черты своей жены. В приведённом выше отрывке он словами Ивана говорит, что обхват девушки (в талии, видимо) - три вершка. Три вершка - это и рост Конька-Горбунка. Три вершка - 13,2 см. Ни такого конька, ни такой талии в природе быть не может, - хотя талия красавицы Наталии Николаевны и была баснословно тонкой, - но сантиметров сорок с чем-то всё же в ней было (в окружности)! Не говорят ли эти параметры о мифичности и того, и другого персонажа сказки? Если конёк - Гений Пушкина, то Царь-Девица - Муза его. Муза - не женщина из плоти и крови, у неё может быть талия неестественно малого размера...

  Но отчего Иван в разговоре с Месяцем Месяцовичем сетует на то, что Девица - "как спичка, слышь, тонка"? И надеется, что она потолстеет после того, как выйдет замуж? Подробно этот разговор мы разберём в своём месте. Здесь лишь только укажем на аналогию этих слов Дурака со словами письма Пушкина, обращёнными к Наталье Николаевне:"Вчера приехал Озеров из Берлина с женою в три обхвата. Славная баба; я, смотря на нее, думал о тебе и желал тебе воротиться из Завода такою же тетехой. Полно тебе быть спичкой".**





 


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/10/904



* Николай Доризо. Наталья Пушкина.
**Н. Н. ПУШКИНОЙ.

11 июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод.

Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/pisma/585.htm