Из породы белых журавлей

Евгений Молчанов 3
"Наука - дело таланта и призвания, а также дело коллективное. Но все же среди ученых независимо от званий и должностей есть категория людей, одержимых страстью к науке, талант которых лишь изредка доставляет им радость, но причиняет постоянную неудовлетворенность достигнутым. Именно на них подчас держится успех того или иного научного начинания. Они обычно непрактичны, легкоранимы - их нужно беречь, они - "белые журавли".

Дмитрий Иванович Блохинцев

Среди многих научных форумов, организуемых Институтом, этот занял свое, особенное место. Потому что непосредственно связан с памятью об ученом, который оставил глубочайший след в истории нашего Института, Дубны и мировой науки. Приведенная в качестве эпиграфа цитата из статьи Дмитрия Ивановича Блохинцева "Две ветви познания мира", опубликованной в 1982 году в журнале "Техника - молодежи", в сегодняшние времена продолжена одним из его учеников: "Теперь эти "белые журавли" исчезают у нас как вид, либо улетая в "теплые края", либо, не получив поддержки, ищут себе другое поле деятельности." И все же, продолжаю цитировать профессора Б. М. Барбашова, - "общение с этим человеком, остроумным собеседником, сочетавшим одновременно спокойствие и оптимизм в любых условиях и кипучую творческую энергию, - это вдохновляло, доставляло радость и веру в собственные силы. Лучшей памятью о нем будет наша творческая работа в поисках истины ("Дмитрий Иванович Блохинцев", Дубна, 1995).

Она, эта память, передавалась на конференции из уст в уста от учеников и сподвижников сегодня уже легендарного Д. И. ученикам учеников, как бы напоминая о многовековых традициях преемственности знаний, по Блохинцеву, "способности к накоплению и распространению знаний, как в пределах одного поколения, так и от поколения к поколению в расширенном объеме, что не наблюдается никогда у других живых существ на Земле..."

Конференц-зал ЛТФ. Открытие конференции. На пленарном заседании, посвященном 90-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича, выступили академик Д. В. Ширков, профессор О. Д. Казачковский (Обнинск), профессор В. Л. Аксенов, профессор В. Г. Соловьев. В докладе В. Л. Аксенова было показано, что несмотря на трудные для науки времена, зерна, посеянные в свое время Дмитрием Ивановичем, дали дружные всходы - физика твердого тела и физика конденсированных сред, развиваемые на базе реакторов ЛНФ, инициатором создания которых был профессор Блохинцев, привлекают сегодня ученых и специалистов из многих лабораторий мира.

Обнинскому периоду жизни Дмитрия Ивановича посвятил свое выступление профессор Олег Дмитриевич Казачковский. Он впервые встретился с Блохинцевым в 47-м году на объекте "В", или "Механическом заводе", как именовался тогда будущий Физико-энергетический институт, в то время находившийся в ведении всемогущего МВД. В архиве обнинского отдела кадров не удалось найти ни одного документа, касающегося этого периода деятельности Блохинцева (1947-51 гг.). Наверное, их там просто и не было... А одной из причин "патронажа" Министерства внутренних дел было то, что в тот период в Обнинске работали немецкие специалисты, вывезенные после войны из Германии, которыми занималось специальное управление МВД. Три ярких звезды сияли на закрытом научном небосклоне Обнинска тех времен - Блохинцев, Лейпунский и Позе. Да, тот самый профессор Гейнц Позе, имя которого носит одна из аллей ОИЯИ. А именем Дмитрия Ивановича названа одна из обнинских улиц, она - на мемориальной доске того здания в Обнинске, где он работал, на территории института установлен его бюст... Но, наверное, более чем вещественные доказательства памяти об ученом, ценны для нас сегодня воспоминания, увы, уже немногих его коллег о том, каким он был увлеченным и умеющим увлечь за собой молодежь, каким ярким и разносторонним был его талант естествоиспытателя, философа, художника...

Об этих свойствах глубокой и богатой натуры говорил в своих воспоминаниях профессор Вадим Георгиевич Соловьев. Большой заслугой Дмитрия Ивановича - первого директора ОИЯИ - он считает формирование основ структуры Института как международного научного центра, открытого всему мировому сообществу. А начался этот процесс еще до момента создания ОИЯИ - уже в 1955 году на семинарах Ландау в Дубне (тогда Ново-Иваньково) звучала английская речь... Традиции, заложенные Д. И., живут и развиваются и поныне - его заслугой было не только привлечение в Дубну выдающихся ученых, основателей нынешних лабораторий, но и создание современной учебной базы, филиала НИИЯФ МГУ, ставшего ныне основной Учебно-научного центра ОИЯИ.

Конференц-зал НИИЯФ МГУ.

Во вторник вечером здесь продолжалась работа секции, посвященной деятельности Дмитрия Ивановича. Представлял докладчиков профессор В. Л. Аксенов.

Профессор Владимир Германович Неудачин - главный научный сотрудник НИИЯФ МГУ, в прошлом аспирант Дмитрия Ивановича Блохинцева, в 1955 году защитил под его руководством кандидатскую диссертацию. В его докладе "Современная версия Московского потенциала" содержался рассказ о том, что начиналось еще в обсуждениях с учеником и руководителем

Профессор Г. В. Ефимов, один из дубненских учеников и продолжателей дело Блохинцева, (ЛТФ ОИЯИ) рассказал о развитии идей Дмитрия Ивановича в своем докладе "Нелокальная теория КХД: вчера, сегодня, завтра".

Заслуженный профессор Московского университета, лауреат Государственной и Ломоносовской премий, Анатолий Филиппович Тулинов около 20 лет заведовал кафедрой физики атомного ядра физического факультета МГУ, около 30 лет работал вместе с Дмитрием Ивановичем на физфаке. Он сделал доклад "Дмитрий Иванович Блохинцев - профессор Московского университета. Педагогическая деятельность и создание филиала МГУ в Дубне".

Первое послевоенное поколение студентов, к которому принадлежит А. Ф. Тулинов, воспринимало Д. И. Блохинцева как блестяще одаренного лектора, не подозревая о той подводной части айсберга, которая была скрыта от их глаз, - его огромной напряженной научно-исследовательской и организационной работе в числе основной группы ученых, занимавшейся осуществлением атомного проекта. Как необычайно авторитетный специалист широкого профиля, хорошо знакомый с ооборонной тематикой, он был в числе ведущих разработчиков ядерного оружия, и, вместе с тем, одним из организаторов новых учебных направлений.

Вместе с Курчатовым, Петровским, Скобельцыным, Верновым Блохинцев провел большую работу по созданию в МГУ Отделения ядерной физики в составе пяти кафедр, которое стало главной кузницей кадров для отечественной ядерной физики. Он считал, что в деле подготовки высококвалифицированных специалистов очень важно их активное привлечение уже в студенческие годы к научно-исследовательской работе, и это убеждение легло в основу создания филиала МГУ в Дубне. В течение многих лет возглавляя кафедру теоретической физики, Дмитрий Иванович так, по словам докладчика, формулировал свои пожелания к студентам и аспирантам: умение работать в хорошо организованных научных коллективах, тщательно подобранных, с большим количеством молодежи, обязательно в атмосфере увлеченности и ответственности.

Он и сам был человеком увлеченным и творческим, о его разносторонности написано и рассказано немало. Но еще один штрих из его обнинского периода достаточно красноречив. За глухим обнинским забором "Лаборатории "В" МВД" была скрыта богатая и древняя история. Когда-то это была вотчина бояр Годуновых. А в 1911 году на месте будущего строительства Первой АЭС певцом Большого театра С. Т. Шацким и его женой дирижером Московской консерватории была организована народная школа, которая стала ярким явлением в российской педагогике. В послереволюционные года она была преобразована в школу-колонию "Бодрая жизнь", совершенно незаурядное по тем временам учебное заведение. Дмитрий Иванович живо интересовался этой историей, и работники обнинского музея могут долго и увлеченно рассказывать об этом, демонстрируя экспонаты, сохраненные не без участия Д. И. Блохинцева.

Завершая краткий газетный обзор мемориальной секции Международной конференции "Проблемы квантовой теории поля", скажу, что  мы планируем опубликовать газетный вариант доклада профессора П. С. Исаева о дубненском периоде жизни и деятельности Д. И. Блохинцева. А о пяти июльских днях в Дубне, плотно наполненных научными докладами и дискуссиями по самым горячим направлениям современной теоретической физики, расскажут организаторы конференции...

Дубна, 1998.