Что я видел

Александр Матусов 2
               

                ЧТО Я ВИДЕЛ

Первая моя прочитанная вместе с моей мамой книжка называлась «Что я видел» Б.Житкова.
Она была иллюстрирована цветными  картинками.


К ВЗРОСЛЫМ
Эта книга — о вещах. Писал я ее, имея в виду возраст от трех до шести
лет.
Читать ее ребенку надо по одной-две главы на раз. Пусть ребенок листает
книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки.
Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живет в ней и
вырастает.
Еще раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала.
Автор
Вот такое предисловие!
. Это было открытие для меня мира вещей  и   мира. Я был как раз в возрасте главного героя- мальчика посетившего Москву. Б.Житков (1982-1938гг) отличный детский , сегодня почти позабытый, писатель. А в середине 40-х годов он был,как теперь говорят, лидером по продажам и  одним из самых почитаемых и читаемых детских писателей в библиотеках СССР. Вот  и я решил показать здесь вкратце,не вдаваясь  в детали(потому что там сам чёрт не разберёт) описать  то  что я видел в СССР в 40-х,50-х,60-х годах прошлого века.Это не мемуары,а некоторые цифры и факты из детства,отрочества и юности.


Телевизоров в середине 40-х ,слава Богу, ещё не было. Радиоприёмник — считался предметом роскоши. У многих стояли те самые «чёрные тарелки»- репродукторы  довоенного производства. На экраны выходило всего по 5-10 фильмов за год. И каждый новый кинофильм был событием года. Первый кинофильм .который я посмотрел назывался «В шесть часов вечера после войны».Потом была «Первоклассница», «Насреддин в Бухаре», «Кэто и Котэ»   «Чудо святого Иоанна» , «Отец Сергий»,  «Ленин в Октябре»,  «Ленин в 18 году», «Индийская гробница», «Броненосец Потёмкин»,«Александр Невский»,  «Пётр Первый»,немецкий  фильм «Петер» и трофейный сериал «Тарзан». Первый цветной фильм - «Малахитовая шкатулка» по сказам Бажова. Далее ,-  «Сказание о земле сибирской» с  хорошими песнями,  «Падение Берлина» со И.В.Сталином в главной роли победителя. а уже потом  и трофейный немецкий «Девушка моей мечты». С Марикой Рокк в главной роли. Каждый фильм смотрели по несколько раз. И ещё читали книги. И покупали тоже. Представьте,миллионы людей ходили не в белых штанах ,но зато с книгами по стране. И это было,как сказал бы Господь и В.В.Маяковский «ХОРОШО!». Даже очень хорошо для пишущих книги. Да и писателей  в СССР ,которые были на вершине популярности было не так много. Зато они были для нас почти небожителями. Теперь в Интернете чуть ли не два миллиона «писателей»,которые хотят быть услышанными хотя бы в нашей стране. Сегодня более 200 каналов телевидения и сотни радиостанций вещают на десятках языках. И что мы имеем с гуся? В битве за рубли книги оказались  не  при делах. Так что оптимизма в перспектив в издании книг для пишущих не  вижу.. Но всё равно  мы  строчим и строчим,как из пулемётов. А вдруг?

А ещё:
Я помню керосиновую лампу  под названием  «Летучая мышь».

Я помню лошадей- битюгов   на булыжной мостовой Ленинграда.

Я помню самовары и часы-ходики.
Я помню:  похоронные процессии на улицах Ленинграда были обычным делом в 40-х годах
прошлого века.
Я видел грузовики с газогенераторной колонкой,которая  питалась дровами. Кончились дрова,остановился,собрал валежник и поезжай дальше. Сейчас бы так!

Ну, конечно,и печи!Печами отапливалась вся наша МУЖСКАЯ  ШКОЛА №52 ,примерно до 1950 г.

До начала 60-х годов прошлого века  напряжение в домовых сетях было 127 вольт.Потом в городе по-районно  стали переходить на сегодняшние 220 вольт.

Я крутил ручки трофейных немецких радиоприёмников «Телефункен», «Нора»,  «Блю пункт».

Я  считал на счётах,логарифмической линейке, «Феликсе», «Вильнюсе», «Быстрице»  “Zeentron”,”Искре», «Электронике».

Я курил сигареты «Прима»,«Дукат»,»Астра»,»Новость»,  «Спорт», «Ту-154», «Витоша», «Diamant”,”Ява» , папиросы «Звездочка», «Казбек», «Север», и самый популярные «Беломор».

Автомобили : «ГАЗ М1»- «Эмка»,”Москвич  401»,  «ЗИС 101», «ЗИС -105»,  «ЗИС-110», «Победа»,»ЗИС -5», «ГАЗ -69», он же «Козёл», где только не работал : и в армии ,в милиции,в народном хозяйстве .Очень проходимый  получился для наших «дорог».
Автомобиль американской породы«Виллис» внешне похож на наш «ГАЗ-67».а скорее наоборот. Под этот «Виллис»,поставляемый Красной Армии из США во время Второй мировой войны 1941-1945 годах  я попал  16 апреля 1946 года ,когда перебегал Большой проспект к пожарной части,где играли мои друзья. Было мне тогда 7 лет. Попал в детскую больницу на Васильевском острове .Выписали меня в первой декаде мая. После этого мама года два не выпускала меня гулять одного гулять. А наш директор школы Иван Яковлевич Славнов стал называть меня «Автослучай».Отделался царапинами и сотрясом мозга , след от шины ,как татуировка, до сих пор храню на правой руке.
«ЗИС-155» городской автобус 1949-1957 годов работали до начала 70-х годов в Ленинграде.Автобус был всегда переполнен в часы пик.В 1958 году на работу  я ездил на троллейбусе. Очень часто задняя подвеска троллейбуса образца середины 50-х не выдерживала такого наплыва желающих поработать.Тогда в салон попадал синий дым от горящей резины и соответствующий ему запах.
Автомобиль «ГАЗ -АА» или «Полуторка».На нём мы переехали в 1943 году с мамой из села Абатского в г.Чистополь во время эвакуации летом 1943 года.,на нём  же ездили в г.Сочи из посёлка Лоо в 1950-1952 годах. Запомнил его одноглазым,т.е.с одной (для экономии ) фарой,которая сверкала на солнце всеми своими стёклами летом 1943 года. Мне было тогда  4 года .Последний раз я видел такой автомобиль в конце 80-х в городе Коканде Узбекской ССР. Он стоял при дворе Кокандского эмира ставшего музеем.
В Сочи мы ездили на гору Ахун и озеро Рица на  отечественном автобусе -кабриолет на базе АМО-4.До сих пор приятно вспомнить это открытый микроавтобус,как бы сейчас сказали. Он был голубого цвета,с запасным колесом сзади,которое в поездке пригодилось,потому что  какое-то из колёс не выдержало жары и перегрузки В Ленинграде на Петроградской стороне ,на площади ,где уже давно стоит памятник Н. Добролюбову, в 1946 и последующих  годах была стоянка такси.  Там  в центре площади был  павильон с буквами «М» и «Ж».Неподалёку от него на стоянке такси  располагались маленькие двухместные автомобильчики - тарахтелки. Они изрыгали из себя  клубы синего дыма от мотоциклетного   двигателя.Они были двухместные!
В СА  мы-солдаты  передвигались на грузовиках «ЗИС-151».
В леспромхозе Новгородской области,где я проходил практику перед защитой диплома в ЛТА им.С.М.Кирова  «Кресты», рабочие и итээровцы ездили на лесосеку с комфортом в огромном автобусе «ЗИС-16» даже 1971 году. На этом же автобусе 25 маршрута мы с мамой ехали к месту её работы в вечерней школе с Петроградской до Обводного канала  через парк М. Горького,Кировский мост, набережную Невы в районе Летнего сада,ул.зодчего Росси.
На грузовике «ГАЗ-49 в сентябре 1956 года будучи студентами ЛГМИ  ездили на  сельхозработы по лесным дорогам Карельского перешейка у финской границе. На нём же в конце 50-х работал от предприятия П/Я 570 в совхозах  Ленобласти,а уже в начале 70-х учился на шофёра на курсах в г.Ломоносове. Простой в обслуживание и надёжный   грузовик «ГАЗ-49» прослужил в Союзе более 30 лет. 
 
Москвич «401» был у меня в личном пользование в период 1985-1989 гг. Но проехал я на нём совсем мало. В основном  занимался поиском деталей и окраской.

А ещё я помню;
«Кафе -автомат» на Невском  проспекте.(бутерброды,напитки)

Автоматы-магазины,где отпускались вина в разлив  «Херес»,»Вермут», «Портвейн».Опустил жетон, и сто грамм вина  истекает в стакан.
Кондитерская «Норд»(«Север») на Невском. Здесь всегда стояла очередь из желающих полакомится самыми вкусными в городе пирожными.
Автомат «Пышки» в Филипповской булочной на большом проспекте близ ул.Введенской был наиболее популярен у молодёжи 50-х.   Пышка стоила 5 коп.
Там же батон белого хлеба 13 коп.-22.коп. каравай чёрного -14 коп,слойка 12-коп, «Французская  булка»- 7 коп.
Другие продукты и прочее  стоили:
:спички -1 коп;разговор по телефону на улице- 2 коп, ,стакан газировки- 3 коп.,трамвай- 3 коп. ,троллейбус- 4 коп,Метро - 5 коп,20 коп за 1 км- такси;газеты 2-5 коп.; квас 3 коп. кружка;мороженное 7-25 коп;пирожное-22 коп.;молоко 24 коп.за 1 литр в разлив,16 коп. упаковка 0,5 литра ; колбаса от 2,20 за кг.

Сахар  продавался кусковой ,т.е. в каждая семья должна была иметь  специальные щипцы,которые и ломали сахарные куски на более мелкие детали.
А икра в 40-е годы продавалась только развесная .Бумаги хорошей для упаковки тогда не было.Была грубая обёрточная  бумага,на которую продавцы накладывали продукты  питания.

Я увлекся фотографией,когда мама  в 1958 году подарила на день рождения фотоаппарат «ФЭД-2».Я даже сделал несколько цветных снимков,что было  в то время большой редкостью
Уже на службе в СА  я фотографировал  фотоаппаратом марки «Смена-2».Фотоаппарат  Ленингадского  завода «ЛОМО»  был очень надёжный ,лёгкий, недорогой по цене и малогабаритный по размерам,в отличии от тяжёлого «ФЭД-2». В 70-е годы был у меня фотоаппарат  «Вилия-Авто»,  а потом , «Зенит» и «Зоркий-4».Последний сохранился до сего времени.
В конце 60-х  я увлёкся кино. Купил  любительскую кинокамеру «Аврора» и киноаппарат для 8 мм. Плёнки «Луч-2».Для просмотра слайдов был у меня и проектор «Экран».




У моих товарищей  были радиоприёмники «Нева»,комбайн «Ленинград», «Рекорд», «Рига-6»,»Рига-9», «Мир», «Звезда»,«Фестиваль», «Муром»,»Москвич», «Кама». лично у меня- «Балтика»; магнитофоны «Эльфа»,»Яуза», «Днепр»,"Нота". В продаже были радиолы «Латвия»,  «Эстония», «Чайка», «Даугава» В начале 60-х портативные транзисторные приёмники; «Турист»,«Гауя»,»Спидола».Это только то что я вспомнил. Телевизоры: «КВН-49», «Заря»,«Авангард», «Рекорд»,»Волхов»,«Неман», «Фотон», «Электроника»,»Рубин»,«Радуга», «Славутич», «Витязь», «Шауляй» «ВЛ-100»самый портативный телевизор СССР на  конец 60-х. Расшифровывался «Владимир Ленин  100 лет»

У меня был один из первых  магнитофонов «Эльфа-6».Он представлял собой  проигрыватель пластинок ,сбоку  которого располагались дополнительно две магнитные головки. На диск надевались две огромные бобины. Можно было записывать звук и проигрывать записи ,но только свои. Ох,и намучился я с ним:постоянно магнитная плёнка закручивалась в кольца.
Был и радиоприёмник «Балтика»,вполне  классный для своего класса. Сосед  Эдик купил в это же время красивую,как ёлочная игрушка, «Звезду»,которая ни хрена не ловила.
А у одной рыжей девочки нашего двора был радио-комбайн «Ленинград».Вот тот ловил  и очень неплохо на коротких , выделенных  отдельно, волнах.
У Сашки Муромцева  было ,пожалуй,самая большая во дворе коллекция моделей радио приёмников и магнитофонов. Поскольку у него работал отец семья его считалась обеспеченной. У них была отдельная 3-х комнатная квартира. Единственным обладателем  велосипеда харьковского завода в начале 50-х был он. Помню, его так и представляли знакомые парни одной девочке : «Это Саша М., у него есть велосипед!»Потом отец умер,но  Сашка уже окончил школу и начал работать  в  рентгеновской лаборатории судостроительного завода. На такую работу брали только по блату.  Даже поговорки были такие: «Блат выше Наркома!»,"Блат не сват,но помогает!".

А у приятеля по соседней квартире Волика  отец ,инвалид войны, в начале пятидесятых пользовал  радиоприёмник  довоенного производства  огромного размера с крошечными возможностями.Это был своего рода динозавр отечественного радиопрома. Впоследствии такие аппараты переделывались под проигрыватели,потому что  они ничего ,кроме шумов и помех,не ловили. Как-то я видел подобное изделие летом в соседнем дворе. Парни устроили танцы .
Мой одноклассник Лёва Шапиро был обладателем  самого продвинутого на тот момент радиоприёмника «Мир».По нему мы и слушали джаз радиостанции «Голос Америки» почти без  помех «глушилками».
Другой школьный мой товарищ Алик,приносил иногда в школу первый   портативный ламповый радиоприёмник ,который я увидел, взятый в качестве трофея его отцом из города Берлина. Он  назывался «Блю пункт» ,что в переводе с немецкого «Голубая  точка»,у него был и проигрыватель «Юность».
А у Толика Вишнякова был патефон довоенного образца и пластинки тех же времён,когда джаз ещё не был запрещён. Какие же там были записи 30-х годов!: «Девушка в красном»,  «Моя красавица»,  «О Джанева!», «Кукарача», «Оксфордский цирк», «Инес»и т п.До конца 50-х патефон у молодёжи был в качестве переносного  звукопроигрывающего устройства.
А у соседки  за стенкой  патефон играл « Куплеты Курочкина», песни Леонида Утёсова и его дочери Эдит.У  Игоря Савельева ,соседа с другой стороны,будущего командира подводной лодки, на нём же слушали «Песня Индийского гостя» в исполнении знаменитого Пирогова,  «Пляшут пьяные у бочки» и «Улица» исп.Б.Гмыря, «В лесу прифронтовом»,  «Соловьи»,оперных В  60-х мы уже сами покупали пластинки с записями всемирных классиков Карузо,Джильи, Гобби,Марио дель- Монако, Марио Ланца,Мария Каллас,Руффо,Скипо.
Классикой увлекался сосед напротив ,будущий гуру-экскурсовод и  преподаватель Академии туризма Валентин Навара.
В Армии мой питерский земляк Слава Марусин переделал   проигрыватель  в  информационную карту таким образом ,что на карте  показывались  обычные маршруты бомбардировщиков  вражеских  военных блоков,причём лампочки мигали разными цветами. Эта карта потом использовалась на всех учениях полка. Кстати, мы с ним  провели и  громкоговорящую связь между солдатами- планшетистами  и командованием. Странно, что парню не дали за это даже звание ефрейтора,хотя он мог сам сделать или починить любой транзистор иди часы. Так и закончил срочную службу рядовым. 
А в конце 60-х в гостинице «Москва» в Москве(ныне разрушенной) в нашем номере стоял допотопный даже по тем временам телевизор «Москвич» с крошечным экранчиком. Меня этот факт в то время  немало удивил,потому что я таких телевизоров никогда раньше не видел.Радиоприёмник "Москвич"   в 1962 году  был в нашей комнате в посёлке Африканда 431 авиаполка.Я в эту зиму три месяца служил там в качестве кочегара при   Учебном центре на аэродроме.Полк расформирован в начале 21 века.
В  части ПВО ,где я проходил службу в г.Полярный на КП полка  имелся огромный магнитофон "Тембр",а в казарме у Саши Иванова,нашего киномеханика и специалиста  по связи был магнитофон "Чайка".

В нашем подъезде на Большом пр 18, на четвёртом этаже находится до сего времени Юношеская библиотека им.А.Гайдара.Сын заведующей библиотеки  был мой приятель. Любимое наше с ним занятие было  смотреть и обсуждать карикатуры КУКРЫНИКСЫ и листать журнал «КРОКОДИЛ».
В одном из шкафов библиотеке находились сказки. Со второго по пятый класс я читал только этот шкаф. Потом уже читал там и брал домой книги Ж.Верна,М.Твена,В.Гюго,В.Скотта,
Д.Лондона,Ф.Рабле,Т.ДрайзераА.Дюма.Из советских русских детских писателей:- Наиболее популярные книги у детей в то время была трилогия «Зелёные цепочки»,  "Тайная схватка» и «Тарантул» Г.Матвеева, - книги "про шпионов" времён недавней войны причём действие  повестей происходит в Ленинграде,и даже на этом же Большом проспекте ,где находится Библиотека им.А.Гайдара. Зачитывали до дыр  «Это было под Ровно» Д.Медведева, «Три мушкетёра» А.Дюма,рассказы Л.Пантелеева,  и разумеется, книги самого "Аркадия Гайдара: «Тимур и его команда», "Военная тайна", «Чук и Гек», «Голубая чаша» и другие.Книги Э.Войнич "Овод" и Г.Бичер Стоу "Хижина дяди Тома" были  самыми востребованными в библиотеках в начале 50-х,по ним снимались книги и ставились спектакли.
А настольными моими книгами были рассказы  А.П.Чехова и А.М.Горького.

В  этом же колобовском доме на Большом на  пятом этаже находились Средняя школа №52,Медицинское училище и Техникум книжной торговли.На улице Лизы Чайкиной угол Пушкарской улице работала фабрика по изготовлению школьных тетрадей "Светоч",до революции "Фабрика конторских книг Отто Кирхнера".Недалеко от этого здания находился "Клуб фабрики Светоч",где проводились наши школьные мероприятия.Наша школьная пионерская дружина под знамёнами ,с горнами и барабанами с пионерскими галстуками на груди торжественным маршам  проходила по Большому проспекту в этот клуб.



Посещал я и ТЮЗ расположенной на Моховой. Крошечный театрик ,который в семь лет казался вполне нормальным ,если других не видел. Запомнил толстых тётенек-актрис ,которые вызывали смех,когда играли роли маленьких пацанов. Из артистов наиболее запомнился Михаил Шифман. Все ребята были всегда в восторге ,когда он своим скрипучим голосом  озвучивал роль Старика Хоттабыча. Когда на сцене играли спектакли «про войну»,многие зрители вынимали рогатки и обстреливали «немцев» проволочными пульками. Играть было опасно для здоровья,о чём иногда  зрителей предупреждал сам А.Брянцев ,имя которого теперь носит театр.
Была тогда ,по-видимому, на вершине слава запомнившихся мне артисток ТЮЗа Н.Мамаевой и Л.Жуковой.





Кажется в 1953 году мама достала абонемент на двоих в Театр оперы и балета им.С.М.Кирова (Мариинский театр).
Запомнился тогдашний тенор театра н.а. РСФСР  И.Бугаев ,тогда он был ещё з.а.РСФСР Мы посмотрели за сезон 12 опер и балетов. Среди опер были: «Евгений Онегин»,»Пиковая дама», «Князь Игорь», «Борис Годунов»,"Иван Сусанин",а также балеты: «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
А недавно совсем я узнал из того же Интернета,что я оказывается был лично знаком с Председателем Союза  Кинематографистов  и Председателем Союза Писателей Ленинграда-Санкт-Петербурга. С первым я учился  в Ленинградском в одной группе Гидрометеорологического института на 1 курсе. Это Евгений Татарский. Второй - Михаил Чулаки .С Михаилом Чулаки я и познакомился  тогда на одной из опер этого абонемента. Поскольку он был сын  широко известного в Союзе композитора,директора Большого театра в Москве, достать билет на любой спектакль у Михаила не было проблем.Мне он показался тогда из-за его роста и солидной фигуры старше меня.На самом деле он был моложе меня на год. А познакомил меня с ним  мой друг детства Юра Понаморёв .Кажется, они учились в одной школе.И вот буквально сегодня я узнал из "Википедии",что Миша Чулаки  в 1992 году был избран Председателем Союза писателей   Санкт-Петербурга. Я читал его произведения в середине 80-х и они мне тогда очень понравились.Большой  писатель. Он успел за 61 год и закончить мединститут и поработать врачом 6 лет. Написал более 30 повестей и романов!!! Я знал,что Михаил трагически погиб в 2002 году. Также трагически погиб и Евгений Татарский  В 2015 году. Он был режиссёром популярных в 70-х годах фильмов «Золотая мина» и «Приключения принца Флоризеля».
С тех пор  наши пути никогда не пересекались.

В Юсуповском дворце в те годы располагался "Дом  учителя".Там на Рождественских каникулах организовывали "Ёлки"!Я по пригласительным билетам несколько лет вместе с мамой посещал представления в театре дворца,потом хороводы у ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой.Возвращались домой с подарком.А в Аничковом дворце был "Дом пионеров".Там проходили военные игры нашей пионерской дружины.

В цеху судостроительного завода №570 ,(ныне ПО «Алмаз»)где я начал работать учеником слесаря-котельщика в цехе №4, в 1957 году пол был  покрыт деревянными  шестиугольными  торцами  .Это были те самые торцы ,которые поплыли  после наводнения 1924 года на набережных Невы. После  этого их уже не применяли.

Самое сильное наводнение .которое было на моей памяти в Ленинграде произошло осенью 1955 года -около  трёх метров выше ординара.В это время с дружеским визитом в Неву вошли несколько военных кораблей стран НАТО,в том числе  благодаря высокой воде прошёл британский авианосец "Триумф".С грузовика МАЗ,который организовало руководство Ленинграда для спасения  граждан от наводнения, нам удалось наблюдать  как этот гигант  болтало на волнах разбушевавшейся Невы буквально в пару десятков метров от строений, которых он превосходил в размерах.
Такого же масштаба событие была и смерть И.В.Сталина 5 марта 1953 года, тогда тоже мы ездили по городу на грузовиках с траурными  знамёнами.

Я застал паровозы . Красивые гиганты запомнились мне летом 1948 года в посёлке Красные Струги Псковской области.Гулять ходили на станцию,больше некуда,кругом всё ещё было заминировано после войны. Модели были такие: самый популярный СУ,иногда , СО (Сергей Орджоникидзе),ФД (Феликс Дзержинский и совсем редко ИС (Иосиф Сталин).Да,чуть не забыл здесь упомянуть маневровый паровозик с буквой "О" на борту под названием "Овечка".У каждой модели был свой тон гудка в зависимости от величины и веса: от фальцета у "Овечки",до баса у "ИС".
Однажды ,когда я по обыкновению торчал в открытом окне пригородного поезда наблюдая пейзаж , кусочек сажи из трубы паровоза  залетел мне в глаз. Дня три я никак не мог от него избавиться. Было очень больно. Кстати, возле окна вагона снаружи  были предусмотрены специальные защитные щитки,но они мне не помогли. В вагоне  возле тамбура стояли железные печки. которые зимой отапливались углём. В составе поезда  всегда находилось несколько вагонов с надписью «ДЕТСКИЙ».Они были разрисованы внутри сюжетами из сказок ,на окнах - нарядные занавески. В остальных вагонах поезда разрешалось курить.В детский вагон пропускали только с детьми,да никто из бездетных даже не пытался туда зайти.Все понимали: дети-это святое!

Я застал очереди на чтение  журналов с новыми произведениями известных писателей в библиотеках города. Я покупал книги! Я помню огромную очередь возле книжного магазина за каким-то бестселлером. Я сдавал 10 кг. макулатуры, чтобы купить романы Лажечникова,Данилевского,Яна. Пикуля   было можно купить только у спекулянтов .Я его называл поэтому не иначе ,как Спикуль!
Книжный развал находился за железной дорогой в районе Метро «Проспект Ветеранов» Туда и съезжались жители города в выходные дни. Это место уже не считалось городской территорией и милиция почти не гоняла  желающих обменять,купить или  продать книги.

Судьба литературы!?

А у меня на полочках,
(И я за них в ответе)
Стоят себе книжоночки
Времён  ушедших дети.


Стоят мои ровесники,
Не читаны давно;
Их,  как слова из песенки,
Не выбросишь в окно.

Я собирал их истово,
(Была на книги мода)
И тратил рупь единственный,
Который был мне дорог.

Всего пол-ста лет минуло,
Как пули пролетели,
И старое всё сгинуло,
А книги уцелели.

А нынче  в телефончиках
Вся жизнь у человека.
Играют на смартфончиках
Сыны иного века.

Здесь все энциклопедии.
Здесь фильмы,фонотека,
Картины  ,бюсты гениев,
Здесь вся библиотека.

А вот на сайтах  веруют:
Есть будущее  книжке!
И конкурсы там делают,
Турниры за рублишки.

А  вы возьмёте у меня,
Возьмёте за бесценок
Рабле,Дюма и Ельцина,
Гюго и Авиценну?

18.07.2019 г.


 


Я застал наших вождей.... Впрочем.это уже совсем другая история.





9.10.2019 г.





Послесловие.
СОВСЕМ  ДРУГАЯ ИСТОРИЯ.

Подобно поэту П.Вяземскому могу сказать:  «Я пережил и многое и многих.»
Я успел застать диктатуру Вождя и Государства при правлении И.В.Сталина,когда человека могли посадить на большой срок за анекдот,косой взгляд,по доносу, когда сажали за «тунеядство», «колоски»,спекуляцию,а за валютные махинации даже и расстреливали.В начале 50-х Была борьба с "безродными космополитами".Потом с писателями А.Ахматовой и М.Зощенко, евреями,которые "травили" наших вождей и наровили улизнуть за "железный занавес".Менялись вожди....
А в 1985 М.Горбачёв приступил к развалу  Государства СССР под лозунгом «То что не запрещено,то разрешено».Началось время так называемой «Перестройки».Гайки окончательно ослабли,а потом и сняли вовсе .Под видом «Гласности»,  «Свободы слова» и «Демократии» СМИ стали публиковать  материалы очерняющие саму советскую власть,которая формально ещё оставалась в стране. Власть растерялась  и начала сматывать удочки.
Появился новый лозунг вместо «Пролетарии всех стран ,соединяйтесь!» стал: «Пролетарии всех стран,обогащайтесь!».
И стали разворовывать страну снизу - доверху.И те кто сидел у кормушки,и те кто был на дне общества. Под лозунгам «Деньги не пахнут!» возникли финансовые пирамиды типа «МММ», "Властелина»,  «Хопёр-инвест»,»Русский дом селенг»  и т.п.
Возникли кооперативы, через которые  госсобственность переходила в частные руки.
Как грибы после дождя ,появились видеосалоны. Даже в указанной мной выше юношеской библиотеке им.А.Гайдара в 80-е годы можно было посмотреть порно-фильм!А в начале 90-х порно-фильм Т.Брасса "Калигула" уже показывали  в самых больших кинотеатрах на большом экране.
На улицах городов и весей беспредельничали  бандиты и хулиганы. Всё это описано и показано и в кинофильмах,и романах  того времени.В каждом городе страны  на кладбищах лежат ,как жертвы гражданской войны , блокады Ленинграда, политических репрессий  -  «Жертвы горбачёвской «перестройки».
Пора уже ввести такую категорию в реестр  льгот. социального обеспечения.
,чтобы каждый гражданин .чьи родственники погибли в период 1985-1999 годов мог потребовать и получить от государства компенсацию.Глядишь,и меньше станет нынешних любителей бардака и анархии  на постсоветском пространстве.
 
Помню время .когда я ездил в Москву в вагонах с разбитыми окнами. Били стёкла даже в больницах.Даже сериал такой был "Улица разбитых фонарей".
В газетах давали объявления об услугах наркоманы,проститутки,гомосеки,мошенники всех мастей.(сейчас всё это перешло в Интернет) Судьи и милицейские прекращали дела  после получения мзды. Никакой власти уже не было. Новые хозяева жизни правили бал по своим понятиям. Мы помним и талоны на продукты первой необходимости, и торговлю заграничными товарами только за У.Е. Народ  не забыл!Он уже наелся и первого ,и второго.Дайте ему спокойно выпить компот!
И пусть «Эхо Москвы»  не мутит неокрепшие души молодёжи. которая не  испытала   всё это «препохабие» первоначального накопления капитала на своей шкуре,ибо как сказал поэт:

               
                «О,бурь уснувших не буди,
                Под ними хаос  шевелится».

               
                Ф.И.Тютчев

11.10 2019 г.