Хранить вечно можно лишь то, что утрачено

Татьяна Воляева
                автор заглавия новеллы
                МЕТРОН  АРИСТОН  КЛЕОБУЛ  ЛИНДСКИЙ, VI в. до н.э.         



         УЧИТЕЛЬНИЦА начальной школы Мария Спиридоновна была не высокого роста, всегда красиво и элегантно одетая, волосы были убраны в пучок черных с легкими завитками волос... чем-то напоминала актрису Ермолову М.П. на картине Серова В.А.
         Говорила ясно, отделяя каждое слово, речь её струилась неспешно и от того легко проникала в глубины сознания. Ни разу не помню, чтоб Мария Спиридоновна повышала голос, хотя класс наш был многочисленный 42 человека - дети в основном заводских рабочих, где отцы работали у станков, в цехах и дома точно уж не говорили тихо или в полголоса. Дети копировали родителей и громко говорить было для них привычно.
 Воспитание хороших  манер в школе  было поставлено просто, как утро и вечер.

      К порядку приучали с 1 сентября 1-го класса,  заходили в класс двумя шеренгами:
девочки выстраивались вдоль стены, а мальчики стояли на три шага от стены  рядом.
Сначала проходила шеренга девочек, затем мальчиков.
С ранних лет прививалось правило: "пропускать девочку, девушку, женщину вперед". Уважение действием становилось привычкой.
Первомайский район, г.Москвы - рабочая окраина.

        Тогда в начале 70-х учительница в школе обязала вести тетрадь для записи понравившихся цитат.
Форма записи простая :
дата на полях - в центре строки автор - под ним  название книги - на новой строчке сама цитата, указание главы поощрялось.

При обсуждении вопросов, тем, классной дискуссии приветствовалось цитирование из прочитанного.
Разрешалось читать из тетради.

        Ведущий дискуссии менялся, это была Почетная должность. Её можно было получить, если в тетради за неделю было больше 5 новых цитат и по русскому языку оценки "4" и "5".
Время дискуссии - на классном часе - отводилось 20-30 минут.

Учительница Мария Спиридоновна, семьи не имела... из бывших... и было ей сильно за 65 лет.

Может быть, поэтому обучая нас, как учили прежде в гимназии, ОНА ОСТАЛАСЬ С НАМИ НАВСЕГДА...


***


Нам прожить дано в смятении Времён,
нам увидеть многое доступно:
и приходит час, когда со всех сторон смотрят дети будущего неотступно...
Что они сумеют передать?
Что смогли мы им отдать навечно?