Н Гарин-Михайловский. Писатель и инженр. Глава 1

Доба Каминская
НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ
ИНЖЕНЕР-ИЗЫСКАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ
Николай Георгиевич Га- рин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в се- мье потомственного воен- ного дворянина Херсонской губернии – Георгия Ан- тоновича Михайловского. Георгий Антонович служил в уланах и во время Вен- герской кампании отличил- ся, остановив с эскадроном каре венгерцев. Герой дня, получивший лишь лёгкую рану, был награждён орде- ном Святого Георгия чет- вёртой степени.
После завершения вен- герской кампании он был представлен с «Образцовой командой» императору Николаю Первому, и государь зачислил его в лейб-гвардии Уланский полк. Позже император был воспреемником, то есть крёстным отцом всех старших детей Георгия Антоновича, включая и Николая. В свою очередь, Георгий Антонович крестил старших детей импе-
ратора, включая будущего императора – Николая Второго. 113
 



 Случайный пропуск- считать далее




Через несколько лет Г.А. Михайловский вышел в отставку в чине генерала лейб-гвардии Уланского полка.
Мать писателя, Глафира Николаевна Цветинович, была ро- дом из дворянской семьи
Цветиновичи – это знаменитая одесская семья. Прадед Глафиры Николаевны подполковник Ново-Сербского полка стал в 1760 году героем семилетней войны. Её дед в 1776 году был градоначальником приднестровского города Дубос- сары. Позже, в 1800–1810 годах он был судьёй и педводите- лем дворянства.
Детские годы Николай Георгиевич (в дальнейшем мы будем для краткости именовать его «Н.Г.») провёл в красивом курорт- ном городе Одесса, куда его отец переселился, выйдя в отставку. Он купил в Одессе дом и недалёко от города поместье.
По традиции дворянских семей начатки образования Коля получил дома, под руководством своей матери Глафиры Нико- лаевны, женщины образованной, отдававшей много сил и вни- мания воспитанию своих детей.
Затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, он поступил в Одесскую Решильевскую гимназию. Там подросток особенно увлёкся математикой и словесностью, много читал. В его классных сочинениях уже были заметны блёстки несомнен- ного литературного дарования.
Хотя Гарин родился в дворянской семье, он с детства тянулся к сверстникам – детям бедняков, ремесленников и рыбаков.
Полученные в детские годы наблюдения и переживания лег- ли в основу первой автобиографической книги Н.Г., которая позднее получила название «Детство Тёмы».
Эта повесть была подписана псевдонимом «Гарин». Интересна история появления этого псевдонима.
Однажды Н.Г. сидел у себя в кабинете со своим другом, раз-
мышляя, какой же придумать себе псевдоним.
Вдруг в кабинет зашёл его маленький сын – Гари. Он подо-
114

шёл к отцу, сел ему на колени и, обнял его, сказал: «Гарин папа, Гарин».
– Никто твоего папу не заберёт, – сказала ему мама и увела сына.
«Гарин, Гарин», – подумал писатель про себя.
– А может, взять такой псевдоним – Гарин? – спросил он дру- га. С этого момента он стал Николай Георгиевич Гарин-Михай- ловский.
В повести «Детство Тёмы» показано, как существующая порочная система семейного воспитания уродует и калечит личность ребёнка, как постепенно, с самого раннего детства, в нём вытравляются и искажаются присущие натуре ребён- ка положительные качества. Мальчик Тёма Карташов наде- лён многими чертами характера, которые, при естественном и правильном их развитии, сделали бы из него настоящего человека – деятельного, отзывчивого к нуждам людей. Ведь Тёма смел, активен, полон расположения и симпатии к окру- жающим. Бьющая в нём ключом энергия ищет выхода, про- являясь в выдумках и проказах. Но даже эти, такие естествен- ные в его возрасте порывы, являются источником серьёзных и даже тяжёлых для восьмилетнего ребёнка переживаний, первых разочарований в людях и притом в людях, самых близких. Отец Тёмы, генерал в отставке Николай Семёнович Карташов, – выученик николаевской армии, чуждый всяких педагогических тонкостей. Физическое наказание – порка, которой подвергает Тёму отец, вызывает у мальчика чувство панического страха перед ним, даже ненависти. Страх, от- чуждённость, первые поползновения к лжи и обману, как к средствам избежания строгого наказания – таковы следствия педагогической системы генерала Карташова.
Добрым гением семьи выступает в «Детстве Тёмы» его мать – Аглая Васильевна Карташова. Она умна, образованна, ребё- нок для неё – это маленький человек, который требует к себе внимания, уважения, ласки. Армейские приёмы мужа вызы-
115


вают у неё возмущение и не- годование.
«Детство Тёмы» написано так живо и непосредствен- но, что заставляет читателей переживать, эпизод за эпи- зодом, все моменты детской жизни его героя.
Продолжением повести «Детство Тёмы» стала по- весть «Гимназисты», в кото- рой писатель рассказывает о школьных годах Тёмы. В этой повести показано убий- ственное равнодушие школы к индивидуальности ребён- ка, заведомое желание ви- деть в ребёнке потенциаль- ного преступника – с этими
проблемами и столкнулся гимназист Тёма в свои школьные годы. В основу этих книг легли личные детские переживания Гарина-Михайловского.
В 1871 году, после окончания гимназии, Н.Г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. Провалившись на экзамене, молодой человек решил, что «лучше быть хорошим ремес- ленником, чем плохим юристом». Он бросил университет и в 1872 году поступил в Институт Путей Сообщения. Но и здесь он не слишком утруждал себя учёбой. Много лет спустя он признавался, что принадлежал к числу так называемых «об- лыжных» студентов, вторые видели цель обучения не в при- обретении прочных теоретических знаний, а только лишь в получении диплома, дающего право работать по специаль- ности.
 116



Досуг свой студент Николай заполнял преимущественно впечатлениями любви и дружбы. Общественно-политические вопросы были ему тогда чужды. Летом 1876 года на студен- ческой практике будущий инженер-путеец работал на желез- ной дороге в Бессарабии кочегаром и машинистом на паровозе. Непосредственное знакомство с людьми труда, с изнуряющей физической работой кочегара и машиниста принесло молодому человеку огромную пользу, способствовало его формированию как личности.
Годы студенческой жизни отражены в повести Н.Г. «Студен- ты». В ней описан отъезд Карташова в Петербург, видимые им перспективы вольной туденческой жизни. Эти мысли напол- няют Карташова предчувствием чего-то радостного и необык- новенного. Надеждой на то, что он станет другим человеком. Но... неподготовленный к упорному систематическому труду и к самостоятельному мышлению, Карташов вскоре переста- ёт посещать университет. Моральный тупик, отказ от идеалов юности, мучительное осознание своей душевной неприкаянно- сти и, вместе с тем, бессилие изменить что-либо – таков итог пути Карташова, описанный Н.Г. в повестях «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты». Но в дальнейшем, в незакончен- ной повести «Инженеры», Н.Г. наделит Карташова стремлени- ем к моральному самоусовершенствованию и нравственному очищению. Писатель предполагал продлить описание жизнен- ного пути Карташова до современной ему действительности, но смерть Н.Г. помешала осуществлению этих планов.
Последний год учёбы в институте совпал с крупным исто- рическим событием: Русско-турецкой войной. Н.Г. окончил институт и получил диплом инженера во время этой войны. Немедленно после окончания курса обучения Н.Г. был на- правлен в Болгарию, в город Бургас, только что освобождён- ный от османского владычества. Здесь он участвовал в стро- ительстве порта и шоссе. Русские инженеры были первыми иностранцами, которые пришли в Болгарию не разрушать, а
117



созидать, и Н.Г. очень этим гордился. В 1879 году «За отлич- ное исполнение поручений в минувшую войну» он был на- граждён орденом.
Весной 1879 года молодой инженер, не имевший практи- ческого опыта в железнодорожном строительстве, чудом смог получить престижную работу на строительстве Бендеро-Га- лацкой железной дороги, которое вела компания известного концессионера Самуила Полякова. Н.Г. быстро зарекомен- довал себя с самой лучшей стороны, начал продвигаться по службе и зарабатывать хорошие деньги.
Зимой 1879/80 г. Н.Г. служил в Министерстве путей сообще- ния. Весной 1880 года он участвовал в строительстве порта в Ба- туми, отвоёванного у Турции во время Русско-турецкой войны. Затем Н.Г. был помощником начальника участка на строитель- стве железной дороги Батуми – Самтредиа – Поти Тифлисской железной дорги.
Служба здесь была опасной: в окрестных лесах скрывались шайки разбойников-турок. Они совершали нападения на строи- телей. Позже Н.Г. вспоминал случай, когда пятерых десятников на его дистанции «перестреляли и перерезали местные турки». После окончания этого строительства Н.Г. был переведён на работу начальником дистанции Бакинского участка Закавказ- ской железной дороги. Он выделялся щепетильной честностью и болезненно воспринимал стремление многих своих коллег к личному обогащению, к получению взяток. Поэтому в конце 1880 года он подал в отставку по собственному желанию, с объ- яснением причин такого решеия: «За полной неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны интересы госу- дарства, а с другой – личные, собственные».
В 1883 году жизнь Н.Г. резко изменилась: он купил за 75 тысяч имение Гундоровка в Богурусланском уезде Самарской губернии и поселился вместе с женой в помещичьей усадьбе. Супруги, которые имели к этому времени уже двух маленьких детей, провели здесь 2,5 года.
118



Как известно, в ходе реформ 1861 года крестьянские общины получили часть помещичьих земель в коллективное владение, но крупными землевладельцами оставались дворяне. Бывшие крепостные сплошь и рядом были вынуждены, чтобы прокор- миться, обрабатывать помещичьи земли в качестве наёмных работников за ничтожную плату. Во многих местах экономиче- ское положение крестьян после реформы только ухудшилось. Располагая довольно значительным оборотным капиталом – около 40 тысяч рублей, Н.Г. намеревался создать в Гундоровке образцовое сельское хозяйство на помещичьих землях. За обра- зец для подражания он взял находившееся в сорока верстах от Гундоровки поселение немцев-колонистов, в котором на тех же почвах получали баснословный, по понятиям русских мужиков, урожай: «Сам-тридцать».
Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных русских крестьян: научить их грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Кроме того, Н.Г. считал одной из своих важнейших задач изменение сложив- шейся на селе системы общественных отношений. Программа его была проста: «Восстановление общины, уничтожение ку- лаков». Очень много дел в деревне пришлось и на долю На- дежды Валериевны, жены Н.Г.: она лечила местных крестьян разными употребительными средствами и устроила школу, где занимались мальчики и девочки деревни. Через два года она имела уже 50 учеников и у неё появились два помощника из молодых парней, которые окончили сельскую школу в бли- жайшем большом селе.
В отношении чисто экономическом дела шли превосходно. Однако мужики с неверием и ропотом встречали все нововведе- ния доброго помещика, и ему приходилось постоянно преодоле- вать сопротивление этой инертной массы. А с местными кулака- ми он вступил в открытый конфликт, результатом которого стала серия поджогов. Сперва Н.Г. лишился мельницы и молотилки, а затем всего урожая.
120