Цветы нашей жизни эссе

Галина Дейнега
«Есть два способа прожить жизнь.
Первый — будто чудес не существует.
Второй — будто кругом одни чудеса».
(Альберт Эйнштейн)
 
Верьте! Чудеса случаются! Где их искать? Конечно же, в природе! И таким чудом являются цветы. Великолепием они настраивают нас на романтический лад, запахом пробуждают блаженные возвышенные чувства, яркостью создают в душе радость.

Лет десяти мама вывезла меня летом к Чёрному морю для оздоровления. Однажды мы гуляли по южному парку, любовались диковинными растениями и вдруг заметили, что у большого роскошного куста собралась толпа чего-то ожидающих людей.

Смеркалось. Чуть раньше мы бы прошли мимо, а тут, на наших глазах, началось свершаться чудо.

— Смотрите, смотрите! Как красиво!

— Они оживают!

— Сейчас будет вот этот! И этот! И этот!

С шумом, дрожа от лёгкого ветерка, один за другим на наших глазах на тёмно-зелёном фоне куста, трубочки стали превращаться в крупные жёлтые цветы. Они вспыхивали как звёзды. Зрелище невероятное! Шарообразный куст засверкал на затухающем небе. Будто в сумерках засветило солнце. С наступлением темноты магические цветы Энотеры потянулись в ночное небо, испуская благоуханный аромат. Я не могла надышаться им. В душе зазвучала музыка.

Здесь и проявилась моя детская неподдельная страстность натуры: я поверила в чудеса! Детское впечатление оказалось столь сильным, что каждый раз, наблюдая праздничный фейерверк, вспоминаю Энотеру —  «Королеву ночи», сохранив в памяти о детстве свежесть красок, запахов, ощущений.

«У каждого цветка есть жизни срок. Есть время детства, юности, цветения, плодоношения, старости порог. Есть время сна и пробуждения». Это и позволяет сравнивать людей с цветами. Известна цитата Мао Дзедуна: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Но этот лозунг прозвучал гораздо раньше, а  подхвачен "Великим кормчим" в пятидесятые годы прошлого столетия. Выдвинул его примерно в 200 году до нашей эры император Цинь Шихуан, объединивший Китай. Фраза: «Цветы — дети царства растений, дети — цветы царства людей» принадлежит австрийскому писателю-сатирику Морицу Сафиру (1795-1858 гг). Позже прозвучали слова Максима Горького (1868-1936 гг): «Дети — живые цветы Земли». Сейчас можно услышать: «Дети — цветы нашей жизни». Подобно цветам в каждом ребёнке заложен бутон, ему необходимо  раскрыться. Человек должен проявить свою суть, выполнить своюуникальную миссию.

Полную картину детства, как лучшего периода жизни, представил Даниил Гранин (1919-2017 гг). Дети, будучи свободными от суеты внешнего мира, от надуманных рамок, предрассудков, проблем, имеют возможность по настоящему любить и ценить жизнь. Они видят столько радостного, счастливого, весёлого! Эмоции вызывают простые обычные вещи. Ощущение восторга уже от своего существования под небом. Взрослые ищут счастье, а дети его находят. Радуются без всякой причины, придумывают себе занятия, могут настоять на своём. Дети добрые, чистые, искренние, непосредственные.

Андрей Макаревич, проследив жизнь людей от ясельного возраста до старости, подтвердил  счастье детства словами:

«Мы приняли участие
В игре по ловле счастия.
Жаль, не дошли до финиша в веселой злой игре,
А счастье — это фантики в коробочке под стеклышком,
Сто лет назад зарытые под вишней во дворе».

Жизнь, дарованная нам, — испытание на человечность. Вступающий в жизнь не имеет ни опыта, ни знаний. Обнажённым чувством принимает он мир, не ведая ещё ни силы зла, ни величия добра. Через боль и страдания происходит становление Человеком. Детство — поиск красоты и добра. Наблюдая за детьми, взрослым есть чему поучиться.
 
Вот несколько примеров из жизни, рассказанные взрослыми людьми.
«Дочь окончила первый класс, и я отвезла её к бабушке в деревню. Чтобы за лето она хорошо усвоила таблицу умножения, купила игру-считалочку, своего рода «лото». Игрокам раздаются карточки с цифрами. Ведущий называет пару сомножителей, игроки, находя правильный ответ на своей карте, получают картинку с результатом и накрывают результат на своей карте.

Летний жаркий день. Расположившись под раскидистым абрикосом, дочь с соседской девочкой такого же возраста играют в это «лото». Я вхожу во двор, а свекровь делает мне знак соблюдать тишину, приложив палец к губам, и показывает в сторону играющих. А картина такова. Стол огромный, какие устанавливали в советское время во дворах, чтобы собрать на праздник всю родню и соседей. Он сбит из досок. Ножки соединены балками, тянущимися по всей длине стола. Девчонки сидят за столом на лавках, таких же длинных как стол,  друг против друга, а под столом, на нижней балке  — соседский мальчишка, ещё дошкольник. Он примостился так, чтобы его не заметили и играет по-своему. Таблицу умножения он ещё не знает, но складывать числа умеет! Звучит: два и три. У девчонок ответ — шесть. А малыш отсчитывает на пальцах: два и три. Пять! Звучит: семь и восемь! У девчонок — сорок два, у малыша — пятнадцать. Пальцев на руках не хватает! Добавляет пятёрку с босой ноги. Каждый в своём мире. А ведь так и идут люди по жизни. У одних широк кругозор, другим знаний не хватает. Получается: у каждого своя правда и относиться к ней надо терпимо».

Хорошая иллюстрация —  гуляющий по интернету рисунок: сложная фигура проектируется на плоскости. В одной проекции круг. И это правда! В другой —  квадрат. Тоже правда!  А истина  —  сложная фигура.

«Пионерский лагерь. Отряду надо уходить на мероприятие. Одна девочка приболела. Меня,  в то время пионервожатую, оставляют с ней. Лежим на койках. Девочка рассматривает журнал, я —  книжку. Захотелось проверить девочку: «Давай поменяемся!» Девочка тут же протянула журнал. Она настолько добрый человек? Интересуюсь: «Тебе не интересен журнал? Почему ты сразу согласилась меняться? Почему отдаёшь?» Ответ удивил: «Ты же живая!» Живое общение в детском возрасте важнее вещей!»

«Мы, взрослые,  разговариваем на сложную тему. Ребёнок рисует, но прислушивается к нашему разговору. И вдруг, отодвинув своё занятие, выкрикивает с отчаянием: «Ничего не  понимаю!» Это крик души. Ребёнок непосредствен».

Взрослые тоже многое не понимают, но не выказывают это. Уходят от темы. «Есть три вещи, — писал Фёдор Достоевский (1821-1881 гг), —  которых боятся большинство людей: доверять, говорить правду и быть самим собой».

В детстве закладывается характер человека. Приходится бороться с соблазнами и учиться их побеждать.

«Было мне лет пять. Время послевоенное. Жили скромно. Часто ходили с мамой в гости к её приятельнице. У той  на столе обычно стояла вазочка с конфетами и фруктами. Нас угощали, а мне не хотелось. Пройдёт какое-то время, мне очень хочется угощения, а мы уже ушли из гостеприимного дома. Почему такое несоответствие желания и возможности? — мучил меня вопрос. Я стала пытаться совместить желание и наслаждение. Здесь и сейчас! Это состояние запомнилось. После не возникало соблазна получить того, чего в данное время нет. Желаемое и действительное должны совпадать! Поняла, что всегда можно перетерпеть и не поддаться соблазну. Осознание произошло на внутреннем уровне. Существует охранная «двойная полоса». Этот запрет нас оберегает,  сохраняет!»

На пути психического развития детей много встречается соблазнов. Детские фантазии порой  создают сложные проблемы. Своими наблюдениями поделилась педагог с большим стажем работы.

«Второй класс. За партами тридцать восемь учеников. Вдруг раздаётся плачь. Подхожу к девочке, спрашиваю:
— В  чём дело?
— В Дневнике лежали два рубля. Пропали.
Сумма по тем временам не маленькая. Спокойно говорю:
— Дети, вы видели, какие у меня глаза? Чёрные! Не обычные! Они насквозь видят. Меня даже в органы приглашали работать.

В классе тишина. Продолжаю:

— Я пройду по рядам. Посмотрю вам в глаза. Узнаю, кто взял деньги, но не скажу. Дам шанс.
Пусть этот человек найдёт удобный момент и положит деньги на стол.
Прошла. Посмотрела всем в глаза. Задержалась перед Оксаной. Вернулась к столу.

Дети зашумели:

— Кто? Кто? Скажите!


— Подождём до завтра.

На другой день в школу пришла мама Оксаны. Рассказывает:

— Вечером уложила Оксану спать. Слышу не спит. Плачет. Призналась. Так получилось! Убедила её, что надо положить деньги на стол.

Девочка сделала это на переменке. Вопрос был решён».

«Веду на прогулку группу в сорок два человека. Растянулись. Крученый верченый мальчик Андрей вдруг спрашивает:

— А когда будем изучать маты?

— Что? — не поняла я.

— Ну,  матюки? В каком классе изучают?

Объясняю, что это нехорошо.

— А я думал в седьмом классе на уроках литературы.

— Почему?

— Папа пришёл вчера в два ночи. Маму гонял. Я уснуть не мог.

Рассказала мужу про этот случай.

— Правильный вопрос у мальчика, — заметил он. —  Мат есть, дети его слышат, а не учат».

«Второклассница Наташа принесла в школу драгоценности: кольца, цепочки, кулоны. Объяснила, что нашла клад. Стала предлагать одноклассникам меняться на жвачку, на печенье, на фрукты. У кого что есть. Пообещала детям, что покажет, где нужно копать. За школой.

На другой день прибегает в школу мама Наташи. Клад-то оказался дома. Пришлось провести собрание. Объяснить детям, что вещи надо вернуть. Все молчат. Испортила им такую сказку!
Не хотелось детям возвращать драгоценности. Некоторые уверяли, что нашли их. Пригласили родителей.

Прошло двадцать лет. Наташа, теперь уже сама мама второклассника, приходит в школу разбираться с поступком сына. Забрал дома деньги и стал их раздавать  одноклассникам.

— Наташа, — говорю ей, — сын-то  весь в тебя».

Дети подрастают, сталкиваются с реальной жизнью. Ужасно быть ребенком, полным любопытства, и не сметь никого спросить, быть не понятым, смешным в глазах взрослых, казаться глупым, ненужным. В школьном возрасте многие становятся агрессивными в попытке удовлетворить свои личные желания. Порой дети бывают страшнее взрослых.

Психологи объясняют это тем, что детские задерживающие центры работают лишь на страх и никогда — на этику. Дети есть дети, и детскую природу не изменить! Важная задача взрослых — выработать у детей мораль, нормы поведения в обществе, помочь вырасти добрыми и ответственными людьми, чтобы стать им счастливыми и успешными.

Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский(1918-1970 гг) утверждал: «Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».  Особую роль в воспитании детей играет музыка. Согласно учению Аристотеля (IV-й век до нашей эры): «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». И это верно! Музыка оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребёнка, контролирует его эмоциональное состояние. К изучению музыки призывал и Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975 гг): «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче».

Обучать музыке можно с раннего детства (лет с трёх-четырёх). Прекрасная база для обучения в последствии игре и на других музыкальных инструментах —  пианино. Жаль только, что в музыкальных школах традиционно изучают теорию музыки с доведением до автоматизма техники игры. Но это имеет малое отношение к творческим способностям личности. Для гармоничного развития ребёнка обучение музыке нужно строить с применением принципов музыкальной импровизации, относительной самостоятельности и творческой свободы.

В этом плане поучителен рассказ Бориса Роланда «Белая лестница звуков». Семилетнего Серёжу определили в музыкальную школу. «Вздыхая, Сергей бил по клавишам. Из-под рук вылетали чуждые друг другу звуки и быстро утомляли его.  Вот когда он дома один, он играет долго и с удовольствием. Он может изобразить все: и шаги мамы, быстрые и шумные, и стук капли дождя о стекло, и раскаты грома, и лай собаки, и как тихо в комнату входит солнце». Но родители, послушав эту музыку, сказали: «Перестань дурачиться. Играй урок».

Серёжа не оправдал маминых надежд, не закончил на отлично первый год обучения музыки. На лето его отправили в деревню к бабушке. «Однажды Сергей лежал на полянке и смотрел в чистое высокое небо. Затаив дыхание, он долго ждал полной тишины.  Но тишины в лесу не было: жалобно кряхтела старая сосна с высохшей верхушкой, потом треснула ветка. Сергей повторил эти звуки. Он легко воспроизвёл неожиданное и знакомое карканье ворона. Потом увидел, как трепещет в синем небе звенящая точка – жаворонок. Подражать тому было трудно. И тогда он вспомнил пианино и очень ясно увидел по правую руку ту клавишу, звук которой был похож на голос жаворонка. Ему так хотелось дотронуться до нее, что он тут же на песке провел две линии, перечеркнул их много раз поперек и нажал на одну из клеток. Песок с шуршанием раздвинулся под пальцем, а голос жаворонка исчез из памяти… Мальчик прибежал к бабушке и крикнул с порога: «Хочу домой!»

Домой Сергей попал лишь в конце августа. «Радостный, он поднимался вприпрыжку на третий этаж. Проскользнув под рукой отца, влетел в комнату… На розовой стене темнел еще не выгоревший на солнце большой квадрат. В комнате было просторно и пусто. «Вот, Сережа, — сказала мама, — пианино мы продали. Теперь ты будешь заниматься фигурным катанием…» 

Не все могут заниматься музыкой, но слушать хорошую музыку просто обязаны. Вспомнились беседы с известным в городе композитором. Он не получил музыкального образования, но добился высокого мастерства путём самообразования. О себе рассказал так: «Поздно увлёкся музыкой, в тринадцать лет. Ровесники уже заканчивали музыкальную школу. Желание было большое освоить музыкальные инструменты. Начал с гармошки.  По самоучителю освоил аккордеон. Затем научился играть на духовых инструментах. Освоил  кларнет, тромбон,  гитару,  саксофон. Пытался стать трубачом.

В конце пятидесятых вышел фильм «Карнавальная ночь». Музыка в фильме исполнена лучшим в СССР оркестром под управлением Эдди Рознера. Рознер (1910-1976 гг.) родился в Германии, там же получил музыкальное образование. В СССР он жил в период с 1939 по 1972 годы. Его оркестр гастролировал по стране, активно участвовал в «Голубых огоньках». Сам Эдди Рознер был виртуозом игры на трубе.

Дело было в начале шестидесятых. Мой школьный друг получал уроки у самого лучшего трубача нашего города Германа Лощилина. Ездил на занятия к нему на квартиру. Колька меня уговаривал тоже начать учиться игре на трубе. Он купил у Германа дорогой томпаковый  двухчашечный мундштук для трубы. Аж за сто рублей. Этот мундштук для меня был дивом. Благодаря особому сплаву металлов он позволял поднять звук на октаву выше без особых усилий. Из-за этого мундштука я согласился заниматься. Уговорил отца дать мне деньги, купил этот сторублёвый мундштук, ходил по улице, по школе и выдувал на нём разные мелодии. Позже я трубу купил за сорок рублей, а за сто — помповую трубу.

Однажды мы приехали на занятия к Герману. Через какое то время раздался звонок. Герман открыл дверь и мы услышали  крики: «Ой! Какая встреча! Сколько же лет мы с тобой не виделись?»  Оказалось, что к Герману пришел сам Эдди Рознер, прибывший с оркестром в наш город на гастроли. Хозяин достал бутылку армянского коньяки и прошёл с гостем на кухню. Мужчины углубились в воспоминания молодости, в довоенные годы, когда были дружны. Мы находились в комнате, но их разговоры слышали. Где-то через час мужчины вышли из кухни. Герман представил нас как будущих трубачей, а Рознер пригласил на концерт. Занятия на этом закончились.

Концерт, конечно, очень нам понравился. Была представлена премьера песни — солистка ансамбля Гюли Чохели исполнила «Мосты» Арно Бабаджаняна. Потрясением стала музыкальная пьеса «Караван». Эдди Рознер солировал, выйдя на передний план. Волшебная мелодия трубы с сурдинкой точно передала картину со звуками каравана, воем суховея, играющими свистами барханами. Эмоции переполняли душу.

После концерта Герман повёл нас за кулисы знакомиться с музыкантами. Оказалось, что удивительные мундштуки изготавливал специалист этого оркестра.

Трубачом я не стал. Для этого инструмента у меня слишком полные губы. Поиграл для себя года три-четыре и бросил. А вот музыку, исполненную оркестром под управлением Эдди Рознера, можно и нужно слушать и в наше время. Она, как и композиции Глена Миллера, Луи Амстронга, выражая красоту и палитру душевных переживаний, вечна».
Жаль, что такие мастера в прошлом, и современная музыка с каждым годом, как считают специалисты, становится всё хуже и хуже. Она обеднела разнообразием тембра, а это выразительность и полнота звука; превращается в продукт потребления, не задевая струн души.

Пик насыщенности музыки обертонами, дающими красоту тембра, пришёлся на шестидесятые. Советские песни того периода составили «Золотую коллекцию». Альбом ливерпульской четвёрки  «Битлз» (The Beatles), записанный в 1966 году, не потерял актуальности и в наши дни. Современные песни громкие и однообразные. И в этом вина взрослых, «испорченных жизнью», как характеризовал их Максим Горький. Из всего они стремятся получить как можно большую прибыль, не заботясь о качестве продукта.

Итак, можно смело утверждать: «Дети лучше взрослых!» У них нет гордости, честолюбия, тщеславия. Они обладают истинным восприятием — острым, свежим, чистым, не искажённым низкими эмоциями. Чисты, потому и счастливы. Дают урок, каким должен быть человек. К ним нужно прислушаться, присмотреться. 

Можно ли вернуться в детство, снова пережить моменты яркой и беззаботной жизни, быть честным и настоящим, не играть в жизнь, а жить, не выглядеть счастливым, а быть им, не притворяться, а наслаждаться?  Унесённые временем, оставайтесь детьми?  Можно! И даже нужно! На протяжении многих веков писатели призывали и будут призывать быть взрослыми в работе, а в жизни оставаться детьми. Это приблизит наше внутреннее состояние к осознанию радости — просто от того, что живём на свете. «И быть всегда чуть-чуть детьми есть высшая на свете взрослость»,  —  определил Эдуард Асадов (1923- 2004 гг). А словами уже упомянутого Морица Сафира можно подвести итог: «Дети — вот причина, почему небо не разрушило ещё мира».

Живите по заповедям, данным нам всем горьким опытом человечества. Мечтайте. Любите сказки и не переставайте верить, что жизнь полна чуде