Хрен редьки не слаще!

Анатолий Татаринов
«Нет такого народа, которого  нельзя обмануть еще раз!"
Этот лозунг в годы перестройки то ли издевательски, то ли предостерегающе, долго висел  на стенах вагонов московского метро. Народ доверчив,  как ребенок. Пообещав  «землю –  крестьянам», «фабрики – рабочим»,    или  «колбасно - тряпичный рай, как за бугром»,  -   можно оболванить  население целой  страны. 

Молодежь   формирует свое мнение   о    событиях  прошлого по  информации,   почерпнутой  из  источников  различного происхождения, и по рассказам старшего поколения.  Поэтому об одних  и тех же исторических событиях  можно встретить  диаметрально противоположные мнения,  разобраться в некоторых    совсем непросто.
А порой можно встретить образчики того,  как
...В иных устах
До пошлой сказки
Низводят сказочную быль.

После смерти Сталина и недолгого  партийного  междусобойчика  за  престол, победил Хрущев.  Говорят, что  «птичку узнаешь  по полету». Вскоре так и произошло…
Если  во время правления  Сталина,  ныне усердно  очерняемого пятой колонной,   народ  получал  к  каждому празднику очередное снижение цен,  (и  это в трудные послевоенные годы,  в условиях разрушенного войной  народного хозяйства),   то с приходом Хрущева  стало обыденным  «временные   повышения  цен по настоятельной просьбе трудящихся».

До  Хрущева,  рубль был целым состоянием.  На 1 рубль, спонсируемый детворе взрослыми,  можно было купить мороженое,   пирожок, сходить в кино,  попить сладкой газировки.  После проведённой денежной  реформы 1961 года рубль обесценили  в  десять раз!  Хрущев хвастался, что заставил  народ  кланяться,  поднимая  каждую оброненную  копейку. 
Хлеб в буфетах и столовых лежал в тарелках бесплатно. Но вождь  однажды возмутился  наблюдаемым им  безобразием,  когда голодные студенты забегают  в столовые, берут  хлеб, намазывают его горчицей, посыпают  солью  и  весело  «уминают  за обе щеки»…   Шару в столовых  немедленно прекратили,  и  за каждый кусочек хлеба стали требовать  копейку.
Полки магазинов быстро  опустели.  С прилавков пропали не только разные вкусности,  вскоре дефицитом стал самый обычный хлеб, за которым приходилось сутками стоять в очередях. Старшее поколение, наверно,  хорошо помнит,  как это было.
 А  радиоточки в домах  неустанно  трубили,  как «в дар  братским народам» нами строятся   заводы  и  фабрики, комбинаты  и гидроэлектростанции.  Под видом излишков  продуктов, вывозятся  за границу дефицитные продукты питания. 
По-царски, единовластно,  Украина одаривается  Крымом! 
Кое - где  народ осмелился  выражать   свое недовольство… 
В  Новочеркасске  расстреляли  мирную демонстрацию … 

В ту пору во всех организациях проводились  обязательные надоедливые политбеседы,  где партийные функционеры  тужились  объяснить  причины  наших  "временных трудностей".  Всё сводили  к  отсутствию  у нас современные материалов,  нужных  лекал  и технологий,  заодно  берутся на заметку «несознательные обыватели»,  осмеливающиеся  не соглашаться с предлагаемыми  демагогическими  трактовками.  Людям было тяжело верить,  как  страна с передовой наукой и техникой,  только что разгромившая  фашистские орды, оказалась неспособной  достойно одеть и накормить себя.
Разве не преступлением  было вынудить  народ-победитель стоять в очередях за товарами, производимыми  побежденным врагом? 

Народ,  не отвлекаясь на  быт,  должен строить коммунизм!  Девизом  строительства  «светлого будущего»  был  лозунг  « с каждого по способностям, каждому – по труду». 
А к восьмидесятому году  обещали всё  построить,  и  тогда  будет «каждому  - по потребностям».  Сама же власть всегда жила  «по потребностям»,  порой  даже не заслуживая  этого   ни  своими  делами,  ни способностями.
  В стране пышно расцвела «полиповщина»,  гениально  описанная  Анатолием Ивановым  в  его романе «Вечный зов»  и  снятому  по этому роману  одноименному кинофильму.  Наступило время демагогов  и приспособленцев.

Стояние  в  очередях  за тем, что на сегодня изволили  «выбросить» в продажу,  стало  народной традицией.  Зато  партократы  не знали очередей. Для них всегда были сети  торговых распределителей  и  столов заказов, с  разными  уровнями доступности. 
Так «слуги народа»,  как они себя называли,  приноровились воровать  с народно-хозяйского  стола  отборные кусочки.  Кормушки «для своих»  были обязательной   привилегией  на всех уровнях властных структур.   Вот только  кушать добытую курочку и сырокопченую колбаску полагалось при плотно занавешенных окнах, а пыль выбивать из дефицитных ковров полагалось  по ночам.   Не поэтому ли партийной верхушке  потребовалась «перестройка», чтобы  не прятать от народа  нажитое  «тяжким трудом»,  а  демонстративно  этим  владеть.

 Но вернемся  во времена, называемые  сегодня «хрущевской оттепелью».
Помнится,  как легионы   газетных  «борзописцев» наперебой  славили  «верного сына трудового народа»,  «продолжателя дела Ленина и ……..»,  «последовательного строителя  коммунизма»,  по любому поводу  громогласно заявляли ему  свой  холуйский «одобрямс».  Это сейчас они обрядились  в  тоги  непримиримых  судей  и  разоблачителей культа личности,  делятся воспоминаниями… 
Чрезмерно расплодившаяся  и вконец обнаглевшая  «пятая колонна»  ностальгирует по тем временам.  Она  привыкла  всегда   быть  с «нужными людьми»,  способными  одаривать  своих подпевал  разными  благами,    и  с презрением  относиться  к  жизни  простых людей.   
Особенно не  любила  власть частную  инициативу.  Запрещалось иметь личное хозяйство, скотину, сады и теплицы, большие огороды. Запрещалось продавать «излишки», выращенные на приусадебных клочках земли,  называя  их «нетрудовыми доходами».
 Все должны были отдавать все силы и помыслы государству,  а  жить на копеечную зарплату  при  пустующих  полках магазинов.
Народ шутил:
             «Нам Солнца  не надо – нам партия светит.
              Нам хлеба не надо – РАБОТУ ДАВАЙ!»
После трудовой вахты, не имея домашних забот, рабочий люд коротал свободное время «забиванию козла», «соображению на троих», спорам о футболе и хоккее...
В  планах «очередных  пятилеток» отсутствовали даже попытки развития легкой промышленности. Приоритетными объявлялись  химизация, мелиорация, поворот северных рек, освоение целины.    Главенствовала  задача  «догнать и перегнать Америку по выплавке чугуна и стали».    Для  таких грандиозных  планов  требовалась масса дешевой  рабочей силы. А где её взять, если не в многострадальной деревне?
Под прикрытием укрупнений, деревни и села объявлялись «неперспективными».  Жителей сгоняли с  насиженных  веками мест, затопляли  села и  целые города, соблазняли молодежь  «стройками века».
Связь поколений разрывалась.  Старики остались на земле без помощи детей, отправившихся  « за туманом  и за запахом тайги»  на «комсомольские стройки века», в  надежде поймать своего «журавля в небе»… Деревня старилась  и  вымирала.

Что изменилось с тех пор?
Народ  как был в нужде,  так и остался. Наступивший «колбасный» и «тряпичный» рай оказался  дешевой обманкой  на  пальмовом масле и  китайском ширпотребе. 
Мы  теперь не   производим  для себя даже то, что делали  раньше.
Нас  кормит, «одевает и обувает» заграница,   в прямом  и  в  переносном смысле. 
ДУМА,  которую  нас приучили  «избирать»,  якобы  для представления  своих  интересов,   все  никак  не   додумается  принять законы,  для улучшения жизни народа-избирателя,  не забывая одаривать  себя  все новыми и новыми благами и привилегиями.
В богатейшей стране мира, обладающей тремя четвертями планетарных богатств,  народ выживает  на крошечные  зарплаты и нищенские пенсии, отказывая себе в самых простых «радостях жизни», чтобы оплачивать множественные налоги и тарифы  ЖКХ.  Чиновники почти поголовно болеют «синдромом властных полномочий», а бомонд всячески кочевряжится, презрительно обзывая народ «нищебродами».
Долларовые миллионеры,  безнаказанно обокравшие народ,  тоже зароптали, что у них пошел «жемчуг мелкий»,  поругивают власть  и  пугают её  очередной смутой,  пытаясь  увлечь в неё и простой народ,  подсовывают ему грабли, на которые он уже не единожды наступал…