Л. Толстой. Ягоды

Фёдор Киприянович Чернов
Взрослые герои в рассказе

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Ягоды» прекрасен описанием природы, замечательно изображены в нём два мира, сосуществующих друг с другом: мир господ и мир крестьян. Контраст между ними создаётся с помощью иронии, доходящей порой до сарказма.

В центре внимания здесь дети, само название – символ юного поколения. Крестьянские дети помогают в работе взрослым. Тарас Резунов находился в ночном с отцом, утром он будит сестёр для того, чтобы собирать с ними ягоды для продажи дачникам.
Дворянские отпрыски развлекаются, как ровесник Тараса двенадцатилетний Валя, и едят купленные ягоды.

 От недоспелых плодов у младшенького заболел живот, о чём беспокоится его мать. Примерно такой же малыш у крестьянки Акулины увязался за нею по ягоды, и в лесу потом сладко заснул под кустом.

У крестьян - естественная жизнь, у господ она полна условностей. В прошлое ушло крепостное право, но оно напоминает о себе. У хозяина дачи Николая Семёновича имеются огромные земельные угодья, в то время, как отец Тараски следит за тем, чтобы его конь, жующий траву, не зашёл на чужой участок.

К Николаю Семёновичу приезжает гость из Петербурга. Они ведут с ним беседу до утра. Спорят о лучшем пути развития России, говорят о благе народа. Гость отличается либеральными взглядами, теория у него не совпадает с практикой. Он забывает о ямщике, который привёз его и ждёт голодный, сидя в коляске. Не вспомнил о нём и хозяин, человек консервативных взглядов. Без корма стоит тройка лошадей.

В спорах принимают участие семейный врач, во взглядах близкий к гостю, и студент - учитель детей «отчаянный социал-демократ, революционер, которого Николай Семеныч умел держать в узде».

Хозяин и гость во время спора не вдумываются в аргументы, которые приводит их оппонент. Оба думают о взглядах друг друга: «ограниченность, предвзятость, узость». Кажется, это пустые разговоры, оторванные от жизни.

Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Обратим внимание на дату появления рассказа: 10 – 11 июня 1905 года. В январе сего года состоялось «кровавое воскресенье», погибло 130 человек. В стране вспыхнула первая революция. Происходят мощные стачки, вооружённые столкновения революционеров с полицией и войсками.

Петербургский гость – не просто болтун, о нём сказано: «известный либеральный деятель». Пройдёт двенадцать лет, царь откажется от власти, и такие деятели организуют Временное правительство, которое не справится с непосильной ношей, взваленной на себя. На смену либералам придут эсеры и меньшевики.

Их свергнут большевики, в среде которых окажутся люди, подобные упомянутому студенту. Их уже никто в узде не удержит. Тогда будет не до иронии.