10. Что такое бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление

Что такое бытие. Продолжение.

Каким же в современных условиях представляется «сознанию», и религиозному, и научному, это единство «бытия человека» - единство «тела» и «духа»?
Иерархия «телесности» человеческой «природы», от её биофизики до высшей нервной деятельности, имеет своим центром нервную систему человека, а конкретнее - связана с работой мозга. Именно здесь человеческая «телесность» соприкасается и взаимодействует с человеческой «душевностью». Здесь нам является то, что называют человеческой «плотью» - единением «тела» и «души». Это область «бытия» живой «материи», живого «вещества» и «поля», территория соматики человеческого «тела» и его животной психики, тот субстрат или та среда, которая является биологической и физиологической основой психики или «душевности» в жизни «индивидуального сознания».
Можно ли говорить о духовной жизни человека применительно к этой области человеческой «природы»?
Наверное, можно! - но не более чем о лошади, как части всадника и о постаменте, как части памятника.
«Душевность» человеческой «природы» отнюдь не исчерпывается работой его мозга! Тем более нельзя этого сказать о человеческой «духовности». Здесь-то, мы как раз и входим в область тех движений и процессов, оказываемся во власти того, что уже не является собственно «движением усложнения материи», движением «материи» к «духу», а видим себя среди движения «духа» к «материи», оказываемся свидетелями проникновения «духа» в «материю»!
«Душевность» и «духовность» являются инициативой действия «неба на земле», а не «земли в самой себе по инициативе неба», как это было прежде, всвязи с развитием неживой «материи» в живую, и животной жизнью живой «материи». Здесь усилия «неба» по его проникновению в «материю» приводят к тому, что нечто «нематериальное» становится «сообщником» и «сообщинником» того, что прежде было только «материальным». В живой «материи», накопившей в себе опыт животного поведения и сформировавшей в себе животное сознание, которое было уже не предметом, а чем-то одушевлённым, было уже не «что», но ещё не вполне «кто», пробуждается «Я», качественно меняющее прежнее состояние животного сознания. В жизни прежде животного сознания появляется нечто такое, что вынуждает нас само слово сознание заключить в кавычки и писать - «сознание», ибо в нём появились нравственные категории, «добро» и «зло», делающие каждое «сознание» уникальным, непохожим и отличным от любого другого «сознания», чего до этого не было в животном сознании, которое было более видовым и родовым, чем индивидуальным. Но уникальность лица уже потенциально присутствовала и возрастала в животном сознании, исподволь, постепенно и незаметно формируя всё большую и большую животную индивидуальность, от вида к виду, с ходом процесса усложнения нервной организации вида и накоплением опыта индивидуального животного поведения. Появился дочеловек, затем предчеловек и наконец, собственно человек. В его «сознании» проснулась уникальность лица! И она продолжает формироваться и ныне в начальной среде своей природной индивидуальности, прорастая в ней личностью, которая развивая свои потенции личной уникальности, превращается в лицо - обожается.
Этот процесс душевной и духовной жизни человека, процесс «одухотворения одушевлённого», приводится в движение уже не «телесностью» человека, не «материальными» движениями и процессами, хотя и с их помощью. Инициатива здесь принадлежит «небу» и ангельским небесным силам, которые приводят в движение человеческую «душевность» - психику, а через неё и «тело».
Символом всех этих «душевных» движений и процессов, происходящих с человеком, может служить евангельское повествование о пощении Иисуса Христа в пустыне в течении 40 дней, на протяжении которых он боролся с проявлениями своей «телесности», принуждая её признать главенство нравственности и совести в себе и над собой. И после победы «душевности», под руководством «духовности», над «телесностью», - «приступили к нему ангелы и служили ему»!
«Человеческое бытие» - это, прежде всего, общение с ангелами! В этом и только в этом заключена уникальность человека как лица!! Так как нет двух во всём одинаково мыслящих людей!!! А как известно нам из Предания - только для человека «ангелы служат предметами мышления» - по словам Григория Богослова.
Процессы «мышления», являющиеся первопричиной и источником «бытия» человека, обуславливают и обеспечивают появление «второй природы» посреди «первой природы», спаивая их в единое целое с помощью эмоций, которые, проростая чувствами в глубины «души», одновременно питаются и растут переживаниями и ощущениями, возникающими в глубинах человеческого «тела». Эмоциональность человеческого «бытия», которая ориентирована относительно нравственных аспектов его жизни, как реакция человека на «добро» и «зло», служит механизмом и инструментом «одухотворения» той «материи», которая прежде стала «одушевлённой».
 В этом и состоит особенность человеческого «существования» - в этой возникшей личной уникальности материальной живой природы, в которой «материя», нежёстко и не универсально, детерминирует «бытие» этой самой «материи». - Не как род или вид, как это было в животном мире, а индивидуально, когда каждый конкретный представитель человечества обретает нечто «новое» в своём «душевном» поведении, союзе тела с психикой, эмоциями и мышлением, волей, совестью, свободой и самосознанием, внося это «новое» в копилку «бытия» человечества.
Прежде это «новое» в развитии жизни и поведения животного рода или вида вносили лишь редкие отдельные их представители, внося, на внешний взгляд достаточно случайным образом, те или иные, положительные или отрицательные черты в своё поведение и, в конечном итоге, в геном своего тела. Эти черты эволюционно отторгались или наследовались, входили в геном вида или рода, вследствие чего происходило медленное, направленное к усложнению психики и поведения, развитие биологии и физиологии «материи».
С появлением же «разума», сочетавшего поведение с нравственностью, с рождением «Я», несущим в себе совесть, как мерило «добра» и «зла», скорость развития поведения и психики возросла неимоверно! Как это стремительное развитие психики сказывается на изменениях в человеческой «телесности» науке пока почти совсем непонятно. Несомненное нейрофизиологическое развитие и усложнение человеческого мозга и центральной нервной системы, можно пока что лишь прокомментировать знанием религиозного «сознания» о том, что оно происходит из-за развития и усложнение «душевности» человека, его социального поведения, развития цивилизации как «второй природы», по причине его продвижения в глубины «духовности»; что именно - нахождение и проникновение «духа» в психику и соматику человека, является причиной этого усложнения работы человеческого мозга и его поведения в социальной сфере.
Можно с уверенностью заявлять о том, что «вторая природа» является не только причиной развития человеческого мозга и психики, но и сама, в какой-то мере, является следствием действия Духа на человеческое «сознание», развивающего его психику и его мозг, в результате усложнения его поведения и действия по конструированию «второй природы». Следовательно, специфику человеческого «бытия» можно себе представить, как встречное движение «духа» и «материи», при котором «материя» созерцается процессом усложнения и развития в направлении обретения всй большей «духовности», понимаемой как «разум», а «дух» представляется процессом «самопожертвования» - растворения в «материи», которой он несёт те нравственные качества, которые не могут зародиться в «материи» самопроизвольно, без участия изначального и первичного Духа.
«Бытие» человека, в конечном итоге, складывается из совечности «духа» и «материи», составляющей соединение трёх сторон его жизни:
- человек как «тело» любви и самопожертвования;
- человек как «дух» преодоления своей «индивидуальной материальности» и принадлежности к «первой природе»;
- человек как «действие» творения «второй природы», как способа своего обоженья.
Другими словами, человеческое «бытие» есть ничто иное как - единение без слияния и
сотрудничество без соприкосновения, творческое и симфоническое: «духа» и «материи», «лица» и «природы», «индивидуального» и «социального». Это «бытие» прослеживается в динамике процесса превращения ипостасных потенций индивида в его кинетику как лица, при котором личность, преодолевая свои персональные социальные рамки и границы, становится реальной и истинной частью общества, «зеркалом», отражающим в себе проблемы всего общества; а общество становится любящей матерью всякой личности его составляющей - реально становится Всечеловеком, Адамом и Христом.
Что же касается дискуссии о первичности и причинности, то есть того, что является причиной чего: «материя» причина «духа» или «дух» причина «материи», то Предание и Писание дают на это чёткий ответ, касающийся того, что «дух» как «сознание» является причиной «бытия» для «материи» как «сознания», но оставляет открытой дискуссию о причинном взаимоотношении «духа» и «материи» в Природе и происхождении видимого физического мира. - Происхождение человеческого «сознания» и разумной «души» составляет предмет и цель данного человеку откровения, которое имеет своим предназначением помочь человеку в выполнении данной ему заповеди по возделыванию Эдемского сада - формированию и строительству той самой «второй природы», ибо «существование» людей в мире не предназначено к самому себе - «существованию ради существования», но к способности и задаче «трансформации» мира как «благобытия» и «бытия любви». В сферу и область этой «трансформации» входит и сам человек, как часть мира. Несомненна необходимость «трансформации» им самого себя как «сознания» и разумной «души», для усвоения любви как божества и превращения своего «бытия» в «благобытие». Что же касается «трансформации» человеком себя как «тела», своей «телесности», то эта проблема остаётся открытой для дискуссии: - Нужна ли для «благобытия» какая-либо «трансформация» человеческой «телесности»? - И если нужна, то какая?