Земля колыбель человечества

Айша Курбанова 3
                Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе,
                в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу,
                налитую через край, которую протягивает сама жизнь.
                Природа долго потчевать и предлагать не любит.

                Александр Герцен

             Сугманат, занимаясь коммерцией, накопила деньги и решила произвести дома евроремонт. Содрала обои, вынесла их за ограду своего дома и бросила в кучу возле леса. С помощью соседей вынесла старую мебель. Обои, содранные со всего дома, мебель, газеты, журналы, потрёпанные книги заняли огромное пространство, поэтому женщина решила сжечь весь «мусор». От зажжённых спичек обои мгновенно загорелись. Теплый ветер, как поддувало, быстро перекинул огонь на всю кучу и огромным столбом пламени опалил вековые дубы, растущие рядом. Следом за дубами пламя охватило ветки дикой груши и яблони. От пламени почернели обновившиеся и удлинившиеся за лето ветки кизила, растущего поблизости. Их ярко-зеленые листья сморщились, пожухли, а потом, проглачиваемые ненасытными языками огня, и вовсе стали превращаться в пепел. Молодые ветки орешника, раскидывавшиеся во все стороны, стали шипеть, трещать, будто молили о пощаде. Шипели, будто визжали, и кустарники шиповника. От горящих стройматериалов, мебели и сырых деревьев исходил удушающий смрад.
               Соседи Сугманат, поражённые ужасающим зрелищем, стали тушить огонь. Одни из них стали обливать из шлангов дикорастущие фруктовые деревья, другие принялись обливать кустарники вёдрами и бидонами. Справившись с огнём, соседи возмущенно посмотрели на виновницу пожара:
               – Сугманат, что ты наделала? Ты же подожгла живые деревья!
               – Я не ожидала, что так получится.
               – Мыслить нужно сначала, прежде чем действовать. Это же тяжкий грех –  предавать огню цветущий лес!
               – Клянусь Аллахом, я только обои хотела сжечь. Не думала, что огонь от обоев и мебели поднимется так высоко.
               – Ты же – взрослая женщина, могла бы догадаться!
               – Я же не одна тут мусор сжигаю, все так делают.
               – Но никто живые деревья не поджёг. Если бы нам не удалось потушить возгорание, ты знаешь, что произошло бы с нашим лесом?
               – Я же не могу приказывать ветру, чтобы не дул в сторону леса.
               – Приказывать ветру не можешь, но подумать о том, что в лесу не немало высохших деревьев, способных перекинуть огонь на новые участки, могла бы.
               – Сгорели деревья. Ну, и что? Большое ли это дело?
               – Из-за тебя выгорели и молодые деревья кизила, дикой груши, роща орешника.
               – Ой-ой-ой, нашлись мне защитники природы! Вам, видимо, жаль денег отдавать продавцам, торгующих на рынке. Вот и ропщете оттого, что лишились бесплатного кизила или ведра дикой груши. В отличие от вас я никогда не тратила время на нудный сбор лесных ягод или фруктов.
               – Сугманат, у тебя, наверное, нет сердца в груди! – покачала головой Маликат. – Ты хоть знаешь, как долго природе придётся залечивать раны, которые сегодня ты ей нанесла?   
               – А зачем ей залечивать? На месте, где сгорели дикорастущие кустарники и деревья, будет поляна. По праздникам сюда будут приходить люди, отдыхать на свежем воздухе, жарить себе шашлыки. Вы же знаете, что в последние годы в нашей стране стало модным выезжать семьями или коллективами на лоно природы.
               Услышав ироничные предположения, высказанные виновницей пожара, Маликат покраснела от злости:
               – Ага! Нам только этого не хватало! Выехав сюда, подобные любители природы начнут вырезать пласты почвы для того, чтобы развести огонь, станут готовить еду. А, наевшись и напившись, будут разбрасывать всюду остатки еды, жестянки, бутылки, пакеты и прочий мусор.
               – С чего ты взяла, что они будут разбрасывать мусор?
               – Я - сама свидетель, что подобные отдыхающие большею частью за собой не убирают. А если не потушат и разведенный костёр, спасайся зверьё и все живое от пожара. «Случайное возгорание», – скажут они. А в результате – огромные лесные массивы будут стёрты с лица земли. Леса при этом заговорить человеческим языком не смогут.
               А такие люди, как ты, чувствовать боль лесов не могут, постигнуть размер ущерба, причинённый природе, тоже.