Сарматы

Вячеслав Кудяков
Скифы во времена Геродота жили от устьев Истра (Дуная) на восток до Танаиса. Описание Геродотом географии Скифии сделано добросовестно и позволяет надёжно идентифицировать большинство объектов. Так, Танаис это Дон ниже впадения в него Северского Донца плюс сам Северский Донец. Такое отождествление не должно удивлять. Ведь что есть главная река, а что приток, всегда устанавливалось субъективно. Дон же выше впадения Северского Донца также был известен Геродоту и назывался им Сиргис. Он располагался уже за пределами страны скифов.

Восточнее скифов жили Сарматы - тоже, как и Скифы, ираноязычный народ. Согласно античным источникам, примерно в III веке до н.э., Сарматы вытеснили Скифов из большей части их страны. Господство Сарматов в приазовских степях длилось до III века н.э. В I веке н.э. среди Сарматов в Приазовье и на территории нынешней Кубани выделился народ Аланы. Некоторые источники знают их под именем Роксоланы.
Согласно еще одной теории, прямыми потомками одной из ветвей Сарматов — Алан — являются Осетины. Язык этого народа, как и Сарматский, принадлежит к иранской группе.

1. Аланы,    это народ    Южной Сибири  1-2веков  нашей эры из племени «диньлинов», объединения тюркских племён теле, отошедших под давлением восточных тюрков, хунну, к западу от Волги. Имя своё они получили от названия гор АЛА - ТАУ, пёстрые горы. Аланы означает «пёстрый» народ. На 6 век часть Алан Причерноморья приняли христианство от Византийцев.

2. Овсы, это тюрки Великого Тюркского каганата начала VII  века, Овсы участвовали в войне Византийского императора Ираклия против Персов царя Хосрова II   на стороне Византийцев и по договорённости с Византийским императором на Южном Кавказе создали своё государство «Овсети».

3. Асы,  это род тюркешей  Прииртышья, завоёванный в VIII веке «кёк - тюрками» Великого Тюркского каганата и переселённый ими к Табару, (современное название Каспий )  Каспию. Разные народы в разные времена их называли Аскеши, Аскелы, Эсегелы, Яссы, Половцы. На ХIII век часть из них зафиксированы европейцами как христиане.

4. Кипчаки,   Тюркский смешанный  народ, проживавший на Х век в Средней Азии и юге  Казахстана. (О Кипчаках  у меня  отдельный рассказ, здесь в Проза.ру.)  Приняли ислам и служили султанам хорезмшахам как воинская сила.

5. Дигоры,   субэтнос современных Осетин,  возникший вследствие смешения Гуннов, Персов и Согдов VI века, занимавший крепости на перевалах Кавказа, архаичный язык которых в 30-е годы ХХ века подвергся реформе и стал близок к Иранскому языку. Именно из-за его архаичности и сохранения тюркских слов VII века, он применялся для расшифровки средневековых Аланских письменных свидетельств.  Дигоры,  начали принимать христианство во времена царицы Тамары(начало ХIII века) некоторое время были  в составе Грузинской Православной церкви.

6. Ироны,   субэтнос современных осетин,   появившийся  на Северном Кавказе только в результате похода Тамерлана против войск хана Тохтамыша в 1395году.Оставлены им для охраны Дарьяловского прохода. На ХV век были мусульманами, в ХVII - ХVIII веках начали принимать христианство. Процесс христианизации ускорился с приходом русских на Кавказ. От Русских,  получили земли на равнинной части, после чего  русские их стали называть Осетинами.

7. Пасомые Никозской и Цхинвальской епархией Грузинской Православной церкви до 2010года. Никакого отношения к Аланам из Тюрков, к Овсам из Хазар, Ассам, Яссам из Тюрков, не имеют .
 

Асы - это боги предыдущей цивилизации, от имени которых названа Азия и Азов,  эти боги известны также в германском и скандинавском эпосе; и в отличии от богов-ванов (земледельцев) Асы были воинами Одина...
Осетин в древности звали Асами, как и Австрийцев. Аланы входили в  один из этих родов (алан - это горец).
Аланы - это изначально светлые и голубоглазые люди, говорившие на иранском наречии
и сейчас среди Осетин и Албанцев немало людей с такой  внешностью. Следует помнить  читая  вышеописанное, что тюрки - это языковая общность, а не этническая...

В верх по Волге от реки Суры далеко распространившиеся народ мордва, сами зовутся Мори; русские их именовали Меря; Карпеин и Рубрикис — мордосы и мордвасы; другие — мордуками. Они ж в провинциях Алатырской, Нижегородской, Арзамасской и Шацкой, где зовутся Мокша и Мокшане от реки Мокши.
Иван Болтин, историк XVIII века
Они издревле именованы меря, сами зовутся мори. Их поселение было Ростов, Галич, Кострома и по устью Оки. За Оку — Нижегородская, Арзамасская и Шатская провинции. А ныне более в последних за Окою находится.
Тимофей Масленицкий, инженер и географ XVIII века
Меря, или моруа, народ Сарматский, живший между реками Сурою и Цною в соседстве с Кривичами, там, где Ростов, Галич, Кострома и Ярославль. Они сами себя называли мори, а русские из слова сего составили меря, ныне же известны они под именем мордвы.
Афанасий Щекатов, историк XVIII века
Мордва или меря, народ, живущий ныне в Казанской, Оренбургской, Нижегородской и Пензенской губ., в старину обитал между реками Сурою и Цна.
Николай Карамзин, историк XIX века
Русские называют Мерю Мордвою; а сей народ называет себя Мори.
Сергей Глинка, историк XIX века