Муравейный сыр-бор Страницы биографии 12

Валерий Шурик
В рецензии  к очерку “Я всё ещё верю” моей новой приятельницы были такие слова: “А вот Ваш пример с муравейниками неудачен, считаю, муравьи очень агрессивны и воинственны. “
          Вероятно, это правда. Но передо мной в этот момент очень ясно вспомнилась история наблюдения за двумя муравейниками, расположенными в двух-трёх метрах друг от друга.
          Это происходило на целебном озере в небольшом городке North Port на южном побережье Флориды. Мы с женой дважды каждый день старались принимать так называемые ванны рано. Утром и вечером, но не в солнцепёк. Хотя состояние атмосферы на территории озера, поверхностью не более полу акра, сохранялось всегда одинаковое – 82 градуса по Фаренгейту, что для Флориды сущая благодать.
          Делать там было абсолютно нечего и моим любимым занятием от безделья было сочинение афоризмов. Обычно с маленьким блокнотиком слонялся по парковой зоне, наматывая круги... Т.е. не терял время: пусть не пробежка, но хотя и не быстрое, а как иначе записывать странные поползновения в голову, передвижение минут по сорок раз пять в день. Как получится.
          В один из таких кругов в самом дальнем конце парка возле ограды, вход-то платный, всё-таки капитализм на дворе, я наткнулся на два муравейника. Делать было нечего, в голове ни одной мысли. Счастье, если бы дома. И вдруг другая жизнь заняла моё внимание. И надолго.
          Неустанные труженики. Всё время в движении. Я улыбнулся, вдруг тоже представив себя муравьём. В поисках, одним им известным по ходу передвижения, необходимых вещей, они что-нибудь найдя, тащили это в горловину своего вулкана, кишащую массой муравьёв, туда-сюда снующих и не обращающих друг на друга никакого внимания. Подумал, что ,однако, только что записанный афоризм: “В толпе умнее дышится”, для муравейника не есть нечто не соответствующее их природе жизни.
          Это лишь первое, оказавшееся неправильным, впечатление. Два довольно больших мураша тащат тяжёлую муху. Вместе. Видно, что им тяжело. И когда они приблизились к основанию вулкана, на помощь бросилось несколько мурашей. Трудно было сосчитать их помощников и даже не совсем понятно, какие мураши тащили по туловищам, головам эту муху, пока она не скрылась в жерле муравейника.
          Я как-то непроизвольно, голова-то, по идее, была пуста, быстрым шагом отправился на место нашей лежанки. Жены не было. Обернулся на озеро... Ну да. В середине одиноко купалась китайская шапочка. Не дождалась. Нас было только двое в таких соломенных, в виде юрты, шапочках, купленных предусмотрительно перед поездкой в Китай-городе в даунтауне Кливленда. Взял накрытый рубашкой фотоаппарат, и поспешил к муравейникам.
          Картина не изменилась. А что же снимать? Фотоаппарат тоскливо, по-сиротски свисал на шее. Постоянно его поправляя, всё-таки некоторая тяжесть, обратил внимание на неперемешиваемость муравейников. Заходя на “враждебную”, по словам моей подруги, территорию, быстро ретировались назад.
          Однако два мураша из “вражеских” лагерей, постоянно возвращались друг к другу. Я старался не упускать их из виду. И минуты, вероятно, через три-четыре мне это дело надоело. Вынув изо рта зубочистку, провёл между ними на песке тонкую линию.
          Раньше один подошёл к линии и остановился. Отполз задом и стал чего-то ждать. Второй, кто знает, может быть вторая, тоже стояла так в сантиметре от линии.
          Я быстро приготовился к съёмке. Ждать пришлось недолго. Секунд через тридцать-сорок они подошли к линии и стали лобызаться, не пересекая её. “Даже одноклеточная амёба страдает от превратности любви“, не говоря уже о муравьях.
          Сделав несколько снимков, закрыл аппарат. А наши любовники на меня ноль внимания. Думаю, в их конституции презрения нет.
          И в этот момент произошло очень странное явление. Нам бы так. Людям. Один из них захватил другого передними ногами и перетащил на свою территорию. Второй(ая), отчаянно сопротивляясь, хотел вырваться. Видимо, устав от борьбы, они остановились. Долго смотрели друг на друга и засеменили в сторону муравейника. Дойдя до первых встречных муравьёв, остановились.
          Я старался не моргать. Три муравья обнюхивали “иностранца”, потом посуетившись вчетвером, о чём они шептались, только они и знали, отправились восвояси. А эта пара, поднявшись на задние конечности, не поймёшь, то ли обнималась, то ли целовалась, но пока я настраивал камеру, вместе побежали к муравейнику.      
          Вы знаете, пока есть муравейники, жизнь на Земле может иметь продолжение...