Благословление Гималайской Белухи

Алексей Шмыгля
2015,Непал.

Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!

Дорогие Друзья Поздравляю вас с Наступившим Новым 2016 годом и годом Обезьяны по Лунному Календарю! Желаю нам всем с честью и радостью преодолеть все преграды и трудности, что бы они стали для нас ступенями на Великом Пути Всеобщего Пробуждения, Сострадания и Дружелюбия!

Новый год и новые испытания

 Я встретил этот новый год с нашей сангхой (общиной) на Тянь-Шаньском Месте близ Бишкека, которое в течении этого года было полостью отремонтировано, что потребовало затраты определённых сил и времени. В связи с этим я всё лето пробыл здесь. Учитель за все это время приезжал трижды. В июне с двумя индийскими учениками и одной карагандинкой, в августе с группой своих односельчан, а так же с несколькими учениками из Китая и двумя украинками. 28 декабря он вновь приехал, что бы встретить Новый Год в Небесных Горах Кыргызстана и 9 января, в день Угасания преподобного Нитидацу Фудзии, провел торжественную церемонию в честь своего учителя и посвящение в монахи для двоих учеников. 20 человек нас собралось на новый год. Было много фейерверков. Большой костёр, в который мы бросали пищу как подношение стихии огня под 108 ударов колокола. Стол ломился от яств. На 9 января нас собралось человек сорок. Были гости из Кырызстана, Алтая, Китая, Казахстана, Украины, Японии. Учитель дал много глубоких и ценных наставлений. 11 января он улетел в Индию, откуда его дорога лежала в Японию, а на днях он поехал в Непал в Гималаи под гору Дхаулагири в сопровождении нескольких своих учеников.

После отъезда учителя на нашем Тянь-Шаньском Месте Пути произошёл серьёзный внутренний конфликт, от последствий которого мы до сих пор отходим. Всем нам нужно обновить свою клятву и раскаяться каждому в своих ошибках и недостатках. Учитель по этому поводу написал мне, что когда практикующие на Месте Пути забывают о цели, перестают искать Будду и Чистую Землю, то проявляется ад. Точнее не скажешь. Что бы полностью очиститься мы провели 4 - 5 февраля практику с голоданием – участвовало 8 человек. 2 февраля закончился период уличной зимней практики, во время которого мы стараемся как можно чаще выезжать в Бишкек и ходить по его улицам, ударяя в барабаны с молитвой «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!» за торжество Истины и Мира. Из приятных событий последнего времени могу выделить моё излечение от невралгии (спасибо Наде целительнице), статью в газете Вечерний Бишкек https://t.co/mh6vH9Jo3N и День Памяти Махатмы Ганди, который мы отметили по эгидой Индийского Посольства в Кыргызстане, которое, кстати говоря, ведёт работу по переводу автобиографии Махатмы Ганди и фильма «Ганди» на кыргызский язык. 8 февраля мы скромно встретили Новый Год по Лунному Календарю. Рассвет был чудесный. Приехало много друзей из Китая. После традиционной совместной трапезы пельменями я выехал в Алматы и на следующий день в Шемонаиху через Семипалатинск. В Шемонаихе меня встретила и приютила местная духовная община, за что я её представителям безмерно благодарен. Меня разместили в квартире духовного центра, где я проводил ежедневно церемонии, на которые регулярно приходили несколько человек и получали благословление шарирой (мощами) Будды. 15 февраля приехал в Усть-Каменогорск. Здесь меня принял мой близкий друг Алекандр. 16 февраля в день рождения великого учителя Нитирэна я провёл, в зале у Александра практику, на которую собралось человек 10. Впереди меня ждут поездки в Астану, Караганду, Алматы и вновь Бишкек.   

Летне-осенняя прелюдия

Ежегодная декабрьская семидневная практика усердного продвижения в совершенствовании с сухим голоданием на Тянь-Шаньском Месте Пути прошла, с каким то особым настроем. Общее число участников составило 17 человек из них всю практику прошли 9. На первой половине с 1 по 4 декабря было 10 человек, на второй с 5 по 6 декабря 16 (прямо как 16 царевичей – шраманер из 7 главы Лотосовой Сутры), в праздничной церемонии 8 декабря, посвящённой Совершенному Пробуждению Будды, учувствовали человек 20. В этот раз большинство участников было из Бишкека (впервые за всю историю нашего Места Пути с 2001 года), так же участвовали практикующие из Казахстана, Российского Алтая, Китая и одна харьковчанка. Из монахов я был один, а потому и практику мне пришлось вести. Все старались. В целом эта практика очищения и раскаяния прошла хорошо.

Учитель провёл семидневную практику с 8 учениками из Китая, Алтая и Украины в особом месте – в Непале, в Гималаях, рядом с вершиной священной горы Дхаулагири (8167 м.), где он более 42 лет назад провёл главную практику своей жизни, определившую весь его Путь. В ноябре он привёз своих учеников в это место и мы, в количестве 40 человек, провели там незабываемую практику, за которую очень благодарны нашему драгоценному Учителю.

С моего возвращения из Украины в конце мая до 1 октября я безвыездно находился на Тянь-Шаньском Месте Пути. За это время, как я уже отметил, дважды приезжал Сэнсэй, а в промежутке проходил капитальный ремонт двора, двух мансард и внешняя покраска домов. В этот раз большое собрание народа, человек 50 (в том числе Посол Индии с супругой, группа из Китая, 6 казахстанцев, столько же алтайцев и 1 украинец), было только на дне Явления, Пробуждения и Великого Угасания Будды Шакьямуни, который мы отметили с Учителем 13 июня. Так же всё это время здесь практиковал молодой монах с Алтая Уткур. Наши китайские друзья Диёнг и Яна Хоу уезжали домой на время летних каникул. Где то месяц здесь практиковал Байта и ещё дольше Дун Сицян из Китая. Мама Уткура Рима - еже с августа по ноябрь была на Алтае. С июля с нами практикует Денис из Казахстана (он получил посвящение в монах 9 января), с августа по середину Января Милена из Харькова. По прежнему каждое новолуние и полнолуния приезжают наши китайские упасаки и упасики (миряне и мирянки) что бы поклониться шарире (мощам) Будды и сделать подношение сангхе, за что им огромное спасибо. Сергей Коростелёв был часто ан Месте Пути во время приездов Учителя, не редко приезжала и его жена Ли Дань с их годовалым сыном Магом. Так же часто нас посещал наш алтайский друг Валера, иногда с супругой Бурул и годовалой дочерью Аксаной. Два новых друга с западной Украины Тарас и Иван довольно продолжительное время практиковали у нас на своём пути с Родины в Юго-Восточную Азию. Также почти месяц с нами практиковал Арнав из Астаны. Соседка Оля с двумя дочерями Прией и Яной часто заходят на церемонии и помогают по хозяйству. Не считая ещё нескольких человек – вот и вся наша община. Из местных к нам более часто приезжают последователи ученика Ошо достопочтенного Сандаршина. Тут ключевую роль играет уважаемая Сакша и мы ей благодарны за всю помощь и поддержку, которые она нам постоянно оказывает. Нельзя не упомянуть и Олега Сергеевича Цой – председателя Бишкекской Буддисткой Общины Чамсен. Благодаря его помощи и поддержке мы не имеем проблем с властями и можем приглашать наших друзей из-за границы. Так же запомнились контакты с местными духовными движениями в Кут-Ордо и на молитвенном собрании – конференции – паломничестве, организованном Кадырбеком Кошалиевым.      

2 октября в Алматы я принял участие в торжестве в честь дня рождения Махатмы Ганди у его памятника, которое благодаря новому консулу Индии было организовано лучше чем когда бы, то ни было прежде. В Бишкек в тот же день, прошло такое же мероприятие, так же у памятника Махатме Ганди, поставленного в этом году. Оно было организовано Посольством Индии, но прошло поскромнее. Далее я направился в Восточный Казахстан, где 12 октября, в Усть-Каменогорске провел с друзьями церемонию в память о Великом Ясносущем – Бодхисаттве Нитирэне, так же я провёл молитвенную встречу с друзьями в Шемонаихе, повидал племянника с женой и дочерью и навестил могилу родителей в Усть-Таловке. Затем практиковал в Астане во время встречи глав государств СНГ в Боровом. Здесь я повидал нескольких друзей и побывал на встрече с знаменитым режиссёром Ермеком Турсыновым и вручил ему последнюю книгу нашего Учителя. Потом я простудился и неделю отлёживался в Караганде у моего друга Алексея Ким. По пути в Бишкек снова заехал в Алматы, что бы встретиться с несколькими друзьями. Вылечился я окончательно только 4 ноября уже в Бишкеке, благодаря чудодейственной капельнице китайских врачей, к которым меня отвёз наш друг Суйджи Пин. Он же с несколькими китайскими друзьями и ещё один кыргызстанец, один казахстанец и, в первую очередь, моя сестра Надя помогли мне собрать средства на поездку в Непал. За что им огромное спасибо! Надя, кстати, в этом году трижды приезжала по работе из Москвы в Бишкек и однажды побывала на Месте Пути, чуму я был несказанно рад.

О другом гибридном конфликте 

Рано утром 5 ноября я с Уткуром отправился в аэропорт Манас, здесь мы встретились с алтайской группой во главе с нашей монахиней Ниной Николаевной – 8 человек. С самого начала мы столкнулись с испытаниями. Наш рейс задержали на 10 часов. Конечно, сидеть столько времени в не комфортабельной транзитной зоне Бишкекского аэропорта не очень приятно, но ведь здорово, что технические неполадки самолёта были обнаружены до взлёта, а то не известно чем бы наш полёт завершился. Главное что мы вылетели. Для нашего рейса Пегасус зафрахтовал самолёт другой авиакомпании, может это стало возможно благодаря тому, что с нами летела жена индийского Посла. Да еще из-за задержки нас кормили на борту самолёта и организовали перекус, пока мы ждали, чего, будь все по расписанию, не предвиделось. Благо наш первоначальный рейс из Дели был отменен (всё к лучшему), что мы узнали перед самым вылетом, но всё-таки, во время, успели перенести наш отлёт из Дели на более поздний срок - на следующее утро. Так что со стыковкой у нас было всё в порядке. Мы благополучно приземлились и пересели на рейс до Катманду, правда, при посадке в Дели нам сказали, что не смогли найти наш багаж, но обязательно доставят его позже. Зато мы не ждали багаж по прилёту, зная, что он прилетит позже, что и произошло спустя два дня, и это обычное дело для Катманду - почти все из нашей группы, кто летел с пересадкой, получали багаж не сразу – на следующий день, или, в лучшем случае, через несколько часов, со следующим рейсом. 6 ноября после полудня в Катманду нас встретил на микроавтобусе Бубурам - наш хороший знакомый – туроператор (он полностью сопровождал нас в этом паломничестве и решал транспортную логистику). Он отвёз нас в отель Happiness Guest  House, расположенный не далеко от знаменитой Ступы Будда Натх, которая пострадала от апрельского разрушительного землетрясения – треснул шпиль и его полностью убрали – будут возводить новый, кирпичи уже заготовили.

Местами в Катманду мы видели следы разрушений, но по большей части следы этой катастрофы практически не заметны. Зато повсюду встречаются километровые очереди за бензином, который ещё и отпускается по несколько литров в одни руки, стоит баснословных денег, а на чёрном рынке и того дороже. Дело в том, что весь бензин в Непал завозится из Индии. А тут недавно правительства этих двух стран поссорились ну и два народа эти стали конфликтовать. Я так понимаю, правительство Индии всегда оказывало большую поддержку Непалу, но ведь бесплатный сыр только в мышеловке. И вот теперь Индия требует отдавать долги и вмешивается во внутренние дела Непала. Ну а Непальское правительство долги отдать не может, так как коррупция здесь ой-ой-ой, а народ непальский не хочет Индии подчиняться. А ту ведь и Китай не за горой, а вернее именно за горой, и даже не горой, а за самыми высокими горами гималайскими, но всё равно сосед и сосед богатый и готовый так же поддержать, но тоже не за красивые глаза. В общем, правительство Непала повернулось к Индии задом - к Китаю передом, что Индийское правительство не стерпело и начало гибридную блокаду Непала. Официально её ни кто не объявлял, но внезапно непальские индуисты – жители приграничных с Индией областей, стали требовать для своих территорий особого статуса прописанного в конституции, что-то вроде автономии, и блокировали все дороги в Индию, общественный и торговый транспорт теперь там проехать не может, а если кто рискнёт, то это чревато… мы видели в Катманду автобусы из этого региона с разбитыми лобовыми стёклами. Ну и само-собой Китайско – Индийские отношения на этом фоне перешли в не самую лучшую фазу своего развития. Даже были случаи вооружённых стычек на границе. Ситуация на самом деле очень тревожная.

В столице Непала

6 ноября мы отдохнули. 7 ноября поздним утром почтили Ступу (самые важные в буддизме монументы – их традиция восходит к древним курганам, в их основании закладываются мощи Будды, и они очищают и гармонизируют сознание людей и окружающее пространство) Будда Натх, позавтракали и поехали к Ступе Сваямбу Натх, которая является легендарным местом. В незапамятные времена бодхисаттва Мудрости Манжушри взобрался на гору, на которой, позднее, была возведена эта святыня. Отсюда он увидел красивую горную долину, на дне которой плескались воды большого озера. Он своим мечём мудрости рассёк одну из гор и осушил долину, в которой начал зарождаться город Катманду. Так же на этой горе в 70-х годах подпольно практиковали буддистские монахи, нарушая запрет короля Непала, наложенный им на буддизм, который продержался до середины 80-х. годов XX века. В то время Король Непала стал вести политику воинствующего индуизма, что привело к уничтожению уникальной линии преемственности непальского буддизма. Буддистских монахов заставляли вернуться в мирскую жизнь, буддистские практики были запрещены, все храмы буддистские закрыты, весь народ искусственно поделили по кастам, тех кто не подчинялся сажали в тюрьмы. Воздаяние пришло в начале нулевых – король и вся его семья были расстреляны за обеденным столом. Вину возложили на его сына, который застрелился. Брат короля сел на престол, началась гражданская война, в итоге король был лишён всех привилегий и имущества, королевская власть была упразднена, но проблемы ей порождённые остались.

Вечером 7-го после шоппинга в районе Тхамил мы поужинали вместе с Сергеем Коростелёвым и Марией Трылис, которые приехали из тура вокруг Анапурны, что бы встретить нашу группу. На следующее утро я поехал в аэропорт с Сергеем, что бы встретить наших духовных братьев из Москвы, ну и заодно получить багаж нашей группы, что мне и удалось, а вот москвичам багаж обещали привезти к вечеру. По приезду мы обошли трижды с практикой Ступу Будда-Натх, позавтракали и поехали в Патан – древнюю столицу Непала, являющуюся местом компактного проживания шакьев (сакьев) – рода Будды, куда шакьи откочевали из Капилавасту ещё при земной жизни Будды, после того как подверглись геноциду со стороны соседнего народа Колийя. В Патане мы почтили одну из четырёх ступ построенных в III в. До Н.Э. великим индийским царём Ашокой, отказавшемся от войн и насилия. Эта ступа произвела большое впечатление на наших друзей из Алтая. Ведь она внешне поразительно похожа на сакские курганы, которых на Алтае очень много. Затем мы вместе с Серегем и Марией отправились в дом местного упасаки (мирского последователя) Фудзи-гурудзи. Там мы встретились с монахом нашего ордена достопочтенным Сюгей – сёнином, которому уже исполнилось 89 лет, но он продолжает активный образ жизни. Он приехал на освящение земли в Катманду, на которой будет построена новая ступа. К сожалению, мы поздно узнали об этом важном событии и поэтому не смогли присоединиться к этой церемонии. Но зато мы получили благословение от этого замечательного монаха, за что мы ему очень благодарны. Вечером уже в сумерках мы посетили центральную площадь Патана, которая, не смотря на то, что лишилась пары древних построек, рухнувших во время землетрясения, покорила всех наших друзей своей особой атмосферой и архитектурой. Перед сном мы вместе поужинали и встретили прилетевших из Киева Сергея Филоненко и Анну Ли. Ночью ещё прилетела группа из Китая и Александр из Польши.

День в Покаре

9 ноября после сборов, закупок, встречи в аэропорту казахстанца Дмитрия Чуприна и духовного брата из Москвы Феликса Шведовского, а так же ожидания багажа Феликса, прилетевшего следующим рейсом, мы, наконец, выехали в Покару на комфортабельном автобусе. По пути любовались прекрасными видами Гималаев, пообедали в красивом месте у могучей горной реки. Приехали затемно. Учитель нас встретил очень радушно. Он приехал в Покару загодя с несколькими учениками из Индии по земле. Так же тут к нам присоединились Дариус из Литвы и Виталий из Киева – они участвовали с Сергеем Коростелёвым в туре вокруг Анапурны. Мы все вместе поужинали в китайском кафе. Перед началом трапезы учитель произнёс вдохновляющую речь. Ночевали мы в отличных номерах.

10 ноября перед рассветом мы выехали к подножию горы, где находится ступа нашего ордена, оттуда с практикой поднимались около часа вверх и на вершине почтили красивый храм и большую ступу, которые имеют особую историю. В начале 70-х годов прошлого века учитель нашего учителя преподобий Нитидацу Фудзии  приехал в Непал по приглашению местных буддистов. В то же время король Непала запретил строить буддистские храмы и ступы. На это Фудзи-гурудзи ответил призывом строить ступы в сердцах людей. Однако Бахадур Грунг, являвшийся членом правительства Непала – министром, обратился к Фудзи-гурудзи с просьбой построить храм и ступу на его земле. Фудзи-гурудзи предупредил Бахадура Грунга о том, что строительство ступы и храма может повлечь самые непредсказуемые последствия из-за анти-буддистской позиции короля Непала. Но Бахадур Грунг сказал, что на своей земле может строить всё что пожелает и дал клятву, что возведёт ступу и храм. Эти ступа и храм были уже на половину построены, когда пришли вооружённые солдаты и разрушили их, а Бахадура Грунга арестовали и посадили в тюрьму, где он пробыл почти три года. Но всё таки он смог исполнить свою клятву. В 80-х годах прошлого века в Непале произошла мирная буддистская революция, которая привела к ослаблению власти короля и усилению парламента. Это позволило Фудзи-гурудзи в 1984 году вновь заложить фундамент ступы и храма на земле Бахадура Грунга. Тогда же король Непала самолично приехал к Бахадуру Грунгу и принёс свои извинения. Храм и ступа были окончательно построены в феврале 1999 года. На церемонию открытия должен был прилететь и король, но его вертолёт на смог сесть из-за погодных условий. Бахадур Грунг покинул этот мир почти сразу после того как его клятва была исполнена.

В 1996, 1998 и 1999 годах учитель привозил нас к этой ступе, с которой открывается лучший вид на Гималаи, озеро Фива и Покару. Нам тогда посчастливилось подолгу практиковать в этом чудесном месте. Для меня, в частности, это Место Пути имеет особое значение, так как именно здесь, после семидневной декабрьской практики в 1996 году, ко мне пришло решение отправиться в Горный Алтай и учитель благословил меня тогда на этот шаг, вручив крупинку шариры (праха Будды), преподнесённую тогда каждому монаху - ученику Сэнсэя достопочтенным Гянкяджи Шакья.  После этого в январе 1997 я посетил своих родителей, переехавших в село Усть-Таловку Восточно-Казахстанской области и оттуда, в феврале, направился в Горно-Алтайск, где самостоятельно практиковал до мая. Как раз тогда по моему приглашению впервые в Горный Алтай приехал наш учитель и, с тех пор, у нас завязалась тесная связь с алтайским народом.

В глубь Гималаев

В этот раз солнце на ступе в Покаре мы встречали сквозь туман, но всё таки Гималаи выглянули из дымки, когда мы приветствовали их, перед тем, как спуститься вниз.  После завтрака и последних закупок мы выехали тем же автобусом вглубь Гималаев. Провожал нас уважаемый Милан Ратна Шакья с супругой. Он является крупнейшим специалистом по культуре, религии, астрологии, истории Непала. И для нас было большой честью, что он вместе с женой специально приехал в Покару проводить нас. Они на прощание торжественно одарили нас хадаками (шёлковыми шарфами – символ уважения и чистоты помыслов) и нанесли нам тилаку (точка между бровей, из красной краски и риса – знак торжественности момента).

Во второй половине дня в городке Дали мы перекусили и сменили транспорт. Интересно, что перед кафе, в котором мы кушали, молодые студенты, в красочных национальных костюмах, проводили танцевальное представления, собирая, таким образом, деньги на празднование дивали – местного нового года. Это действо происходило прямо посреди улицы. Дальше мы поехали на двух автобусах – джипах, по пробитой в диких горах дороге, которая была больше похожа не бездорожье и мы чувствовали себя в жёстких креслах автобуса ковбоями, оседлавшими необъезженного скакуна. Затемно добрались до Колапани. И только мы разместились в гостинице, как с небес обрушился ливень с градом. Сэнсэй сказал, что таким образом нас приветствуют местные драконы (наги) – повелители стихий. Видно они не забыли, как учитель более 42 лет назад пришёл сюда пешком один, готовый погибнуть ради великого обета. Теперь нас было 40 и мы пришли, что бы дать обет спасти мир.

Мотивы и начало судьбоносной практики Учителя

В 1973 году нашему достопочтенному учителю Тэрасаве-сэнсэю было 23 года. Его тогда обуревали глубинные сомнения. Он стал свидетелем того, как королевская власть Непала уничтожала буддистские ступы и храмы, разрушала буддистскую Сангху. В Индии началось возрождение Учения Будды, но сделано было, на тот момент, не так много. Лотосовая Сутра, завещанная Буддой, как  последнее лекарство, способное спасти человечество от последней катастрофы, вопреки предсказаниям, не распространялась по миру. Холодная война усиливалась, предвещая ядерный апокалипсис. Где же бесчисленные бодхисаттвы Явившиеся из-под Земли, о которых говорится в Лотосовой Сутре, и которые должны проявятся в этом веке ради всеобщего спасения. Может, стоит отдать свою жизнь ради того, что бы эти предсказания наконец свершились и разрешить, таким образом, все сомнения о там, как Лотосовая Сутра рассеет мрак последнего века и кто осуществит эту великую миссию. 

Тэрасава-сэнсэй тогда был со своим учителем преподобным Нитидацу Фудзии в Непале. Они практиковали в городе Банепа. Сэнсэй решил воспользоваться этой возможностью для осуществления практики покаяния и очищения в Гималаях, где все Будды прошлого и великие бодхисаттвы совершали самозабвенные аскетические практики и жертвовали своей жизнью ради достижения Просветления во имя Освобождения всех живых существ от неисчислимых страданий. Он записал клятву, в которой излагал свои мотивы, вручил её Фудзи-гурудзи и без всякого снаряжения в одних шлёпках, кимано и шуле (плаще Будды) отправился в Гималаи. Вначале сэнсэй доехал до Покары и оттуда 17 июля 1973 года зашагал пешком всё дальше в горы по узкой тропе, ударяя в барабан и произнося молитву Истины и Мира «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!». По пути он останавливался в деревенских хижинах и гомпах – буддистских молельнях. Основной пищей его стал талкан – цампа (обжаренные зёрна ячменя перетёртые в муку грубого помола, которую употребляют, разводя в чае, или просто в воде).

Сэнсэй шёл к горе Дхаулагири (8167 м.). Он выбрал именно эту гору для практики по нескольким причинам. Её название совпадало с названием горы, где великий царь Ашока в III веке до Н.Э. совершил своё раскаяние, после которого полностью отказался от войн и насилия, что глубоко преобразило историю Индии и всей Евразии. Дхаулагири – переводится ка Белая Гора - Белуха. В Гималаях больше нет горы с таким названием, имеющем сакральное значение. В частности в Самантабхадра Сутре, являющейся заключением Лотосовй Сутры, повествуется о бодхисаттве Всеобъемлющая Мудрость (Самантабхадра), который наставляет тех, кто желает после Паринирваны Будды обрести очищение шести корней (5 органов чувств и разума) от кармических загрязнений всех предшествующих перерождений, для обретения видения истиной реальности, что достигается через всеобъемлющее глубинное покаяние и раскаяние. Этот бодхисаттва описывается восседающим на слоне белого цвета, подобного белизне снегов на вершинах Гималаев.

Что интересно альпинисты прозвали Дхаулагири горой Дьявола, из-за того что на ней погибло много их коллег. В этом смысле интересна история, которая тогда приключилась с Сэнсэем. На подступах к Дхаулагири несколько дней подряд он видел красивого юношу с чёрными глазами и волосами, белой кожей, одетого во всё чёрное, который показывался Сэнсэю всегда впереди и выше в нескольких метрах по ходу его движения, по пояс, выглядывая из-за камня или скалы. Сэнсэй даже пытался с ним заговорить, но он лишь беззвучно улыбался в ответ. Когда, гораздо позднее, Сэнсэй рассказал об этом случае альпинистам, бывавшим в тех местах, они просто обомлели и не поверили учителю. По их словам этот юноша считается, в альпинисткой среде, очень дурным предзнаменованием. Те кто его видел, если не возвращались, то обязательно погибали, во время восхождения. Местные же жители считают этого юношу духовным владыкой Дхаулагири и говорят, что он не позволяет приблизиться к себе людям, потому что может умереть от их прикосновения.

Глубинный скрытый смысл Дивали

11 ноября перед рассветом мы начали утреннюю церемонию на улице. За ночь небо прояснилось во время молитвы мы увидели, как лучи восходящего солнце зажгли, вначале, белоснежные вершины, а потом полностью осветили весь хребет, над которым возвышались Дхаулагури и Тукче. С другой стоны возвышались Анапурна и Нилгир (Голубая гора - Синюха) из-за которых поднялся ослепительный диск небесного светила. После завтрака мы совершили небольшое восхождение на один из ближайших склонов и провели там церемонию. Во время практики в небе со стороны Дхаулагири появилось облако удивительно похожее на дракона. Во время вечерней церемонии лучи заходящего солнца окрасили Анапурну и Нилгири в рубиновый цвет. Как раз в эту ночь в Индии и Непале отмечался местный Новый Год – Дивали. Этот праздник выражается в том, что люди зажигают как можно большее количество огней, что бы приветствовать спускающихся в эту ночь небесных владык. Учитель поведал, что этот праздник происходит от истории связанной с жизнью Будды.

Однажды Шакьямуни отправился в небесные сферы, что бы проповедовать Дхарму всеобщего спасения своей матери Махамайя деви. Это был единственный способ воздать ей благодарность за рождение в этом мире, так как она ушла из этого мира через неделю после рождения своего великого сына. Целых 3 месяца Будды не было в земном мире и что бы люди не теряли с ним связь, один из небожителей - Вишвакарман сделал изваяние Будды из сандалового дерева, точно передававшее его чудесный облик. Эта статуя находилась в монастыре Шравасти. И каждый день весь народ во главе с царём Праседжитом и его семьёй покланялся Будде и делал ему разнообразные подношения через почитание этой статуи. Когда пришло время Будде спустится с небес на землю была ночь и люди зажгли огни, что бы приветствовать возвращение Шакьямуни и осветить его нисхождение. Весь индийский Субконтинент озарился неисчислимыми огнями. Но небесный царь Мара (повелитель сансары - круговорота перерождений, воплощающий в себе всеобщее невежество и кармические преграды) наслал мощный порыв ветра, который затушил все миллионы огней зажжённые людьми, кроме пламени светильника одной нищей женщины, которая состригла свои волосы и обменяла их на лампаду, свет которой бессилен был затушить даже самый сильный порыв ветра. Настолько сильно - от всего сердца, с кроткими и мягкими мыслями она хотела увидеть Будду. Она жила в Санкашье. Поэтому именно в это место Будда спустился с Небес, ориентируясь на единственный не потухший огонёк бедной женщины. Будда шествовал вниз по алмазным ступеням, справа от него по золотым ступеням спускался вселенский владыка Брахма, а слева по серебряным ступеням небесный царь Индра. Их окружало собрание бесчисленных бодхисаттв, архатов и небожителей. Эта история очень символична. Нам нужно брать пример с той бедной женщины, чей светильник не мог затушить даже самый сильный ветер, из-за того что она была наполнена кроткими и мягкими мыслями и по настоящему - от всего сердца хотела увидеть Будду, с готовностью отдать ради этого всё что у неё было.

Прикосновение к сокровенному

Ещё три незабываемых церемонии мы провели с учителем на крыше гостиницы в Колапани, посреди мандалы неотразимых Гималаев. После практик, во время проповеди, учитель делился с нами самым сокровенным. Рассказывал о своей решающей 21-дневной практике, которую он самоотверженно провёл в этих горах более 42 лет назад, которая стала основой всех его духовных деяний и первопричиной того, что в этот момент все мы собрались в этом мест. Поделился тем, что природные катаклизмы (сель сошедший от подножия ступы в Покаре в 2013 году, лунное затмение в момент самой длинной ночи в 2014 году, разрушительное землетрясение в Непале весной 2015 года) подтолкнули его к тому, что бы осознать необходимость возвращения в это место, где началась его истинная жизнь бодхисаттвы. Сэнсэй  призывал нас осознать, что этот момент является решающим как для каждого из нас, так и для всего человечества, находящегося на грани очередной мировой войны и что выходом в этой ситуации может быть глубинное вневременное покаяние и всеобъемлющая практика Лотосовой Сутры ради всеобщего спасения и глобального пробуждения.

13 ноября мы прошли с молитвой от Колапани до Тукче. По пути Учитель вспомнил место, откуда он начал восхождение к леднику Дхаулагири. Это было ближе к селу Ларджунг, куда мы через день и направились, вновь пешком, с молитвой. Мы разместились в двух небольших гостиницах. Три дня с молитвой мы посещали святые места, водопады, священные пещеру и озёра, проводили церемонии, встречая восход ослепительного солнца, под лазурью бездонных небес, под шум горной реки в окружении бесподобных пиков Дхаулагири, Нилгири и Тукче. Это время навсегда запечатлелось в нашем сознании. Учитель показал нам, в пределах возможности видеть невооружённом взглядом, место, где его приютил пастух яков и примерное расположение непосредственного места его решающей практики у начала ледника Дхаулагири.

Самоотверженная практика покаяния и очищения

Тогда, более 42 лет назад, примерно через 5 дней ходьбы, по, тогда ещё, узкой дикой тропе с практикой, учитель пришёл из Покары в Колапани и был в восторге от открывающегося вида на Гималаи. Но на дальнейшем пути его застала сильная непогода: резкое понижение температуры, туман, ливень. Но он продолжал идти. И его действия кажутся безумными. В такую погоду без снаряжения и теплой одежды весь промокший (только Лотосовую Сутру он уберёг от промокания, положив её в пластиковый пакет), без карты, в туманной мгле он интуитивно без тропы начал своё восхождение к леднику Дхаулагири. Он шёл, произнося молитву и ударяя в барабан, под дождём, по крутому склону, покрытому лесом и кустарником. На его ногах были лишь резиновые шлёпки – чаппар, которые неимоверно скользили по грязи, траве и скальным выступам. Но он продолжал идти вверх, не боясь того что мог упасть, покалечиться, лишиться жизни. Однако он продрог, устал, заблудился и просто не мог продолжать восхождение. Смирившись с тем, что возможно погибнет этой ночью, он сел и под струями дождя, окружённый стеной тумана, просто продолжая бить в барабан и произносить «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!». Тут произошло чудо, которому не суждено было бы свершиться, если бы учитель сдался и прекратил молитву. Звук его барабана услышал молодой пастух яков, который решил узнать его источник и причину. Он пошёл на таинственный звук со своей собакой, которая и обнаружила сэнсэя. Её лай всё приближался к учителю, затем она подбежала к нему обнюхала его и привела хозяина. Так собака спасла жизнь человеку, который позднее сделал множество деяний ради установления Истины и Мира на земле. Это напоминает историю, случившуюся в Японии более 700 лет назад, когда собака съела отравленную еду и умерла, спася, таким образом, великого учителя Нитерэна, основателя практики «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!». Вот так, как говорит сэнсэй, от одной собаки может зависть ход истории.

Пастух яков всё понял без слов, он привёл путника – своего ровесника, в свою хижину, до которой ещё нужно было подниматься более часа, но уже по тропе. Он просто не мог оставить погибать человека, тем более бхикшу – буддистского монаха, ведь даже своих яков он в такую погоду не выгонял на выпас, держа их в загородке под навесом. В хижине учитель обогрелся у огня, просушил одежду. Пастух яков угостил его цампой, ячьим молоком и сыром, оставил на ночлег. Так подтвердилось заверение Будды о том, что он направит чудесным образом своих посланцев, которые будут спасать и защищать хранителей Лотосовой Сутры в последнем веке конца Дхармы.

Кто-то бы после такого испытания решил бы, что с него достаточно, но только не учитель. На следующий день вновь установилась солнечная погода и сэнсэй, вместо того чтобы вернуться, продолжил восхождение. Он поблагодарил своего спасителя и начал карабкаться по скалам напрямую к леднику Дхаулагири. К концу дня он достиг места, где начинался снег и лёд, и на одной из скал, где можно было расположиться лишь сидя, создал из камней небольшое укрытие от ветра и сидя прямо на камне начал свою решающую часть практики раскаяния и очищения, которая продолжалась три дня и четыре ночи. Всё это время он не спал и не ложился, без остановки бил в барабан и произносил молитву, прерываясь 6 раз в сутки, лишь на чтение Сутры Постижения Деяний и Дхармы Бодхисаттв Всеобъемлющая Мудрость, в которой Будда оставил руководство к такой практике покаяния, которое совершают все Татхагаты и великие бодхисаттвы. Всё это время стояла прекрасная погода, к тому же было полнолуние, к которому учитель приурочил свою практику. Таким образом, он был благословлён восхитительным зрелищем ослепительно белых пиков Гималаев окружавших его - за его спиной возвышалась главная вершина Дхаулагири (Белуха), слева Тукче, перед ним Нилгири (Синюха) и справа Анапурна. Днём они блистали в лазури неба, освящённые ярким солнцем, утром словно воспламенялись лучами восходящего светила, вечером окрашивались заходящим светилом в рубиновый цвет, а ночью возвышались из бескрайнего моря тумана и облаков, в котором отражался мягкий свет, незабываемой полной луны. Позднее учитель проводил немало практик, в самые переломные моменты истории, в самых важных местах и всегда это сопровождалось полнолунием. А тогда, более 42 лет назад, самоотверженная практика и благословение Гималаев помогли учителю погрузиться в глубокое самадхи и войти в вечный сакральный мир будд и бодхисаттв неразрушимой Чистой Земли – Шамбалы, которая есть ни что иное, как изначальное божественное состояние сознания каждого живого существа – Природа Будды, присущая каждому и всем. 

На четвёртый день погода поменялась – вновь резко похолодало, небо затянули тучи, опустился туман, пошёл холодный ливень. Учитель, не смотря ни на что, продолжал практику, пока не впал в забытьё из-за сильного холода… когда он, очнулся - увидел, что сидит посреди грязного потока стекающих дождевых вод, а его сутра упала, намокла и непомерно разбухла, из-за того что была напечатана на рисовой бумаге, которая сильно впитывает воду. Читать сутру уже было невозможно, к тому же сэнсэй весь промок и трясся как осиновый лист от холода. Было очевидно, что продолжать практику он просто не в состоянии. Оставалось лишь только смиренно ждать смерти или спускаться вниз и, если повезёт, выжить. Учитель дал клятву перед лицом всех будд и бодхисаттв, что если останется жив, то посвятит весь остаток своей жизни исполнению предсказаний Будды и Нитирэна - широкому распространению Лотосовой Сутры по Джамбудвиппе (Планете Земля) ради Глобального Пробуждения и спасения человечества от последней всеобщей катастрофы. Спуск был очень рискованным. Учитель пришлось буквально сплавлять своё тело по текущим вниз грязевым потокам, ушибаясь о камни и скалы. Чудом ему всё же удалось добраться живым до хижины пастуха яков, который подумал, что учитель погиб, когда его барабан замолк. Вновь сэнсэя спасло гостеприимство молодого непальца, за которое учитель был ему безмерно благодарен.

Наша жизнь едина с жизнью Будды

В последний день нашего пребывания в Ларджунге, во время утренней церемонии учитель совершил обряд посвящения в бодхисаттвы для своих учеников, в количестве более 20 человек, из Алтая, Китая, Украины, Казахстана, Литвы, Польши. Что интересно - с последним посвящённым из-за Гималаев поднялся диск солнца. В полдень мы сходили к молельне, около которой провели прощальную церемонию с прекрасным видом на Дхаулагири и нам, даже, показалась растущая луна. Надо сказать, что везде куда мы ходили, мы проводили церемонии, кроме того всегда шли с практикой. Мы убедились, что эти места наделены святостью, девственны и необычайно красивы. После каждой церемонии учитель одаривал нас необычайно глубокой проповедью Дхармы. В заключительной лекции он поблагодарил всех нас за то, что мы поддержали его своей практикой, он признался, что ехал сюда с мыслью о том, что он уже сделал достаточно в этом мире и ему пора уходить на покой – он намеревался навсегда остаться доживать свой век под, столь дорогой для него, Дхаулагири – Гималайской Белухой (так называют саму высокую и священную гору Алтая). Но то, что мы откликнулись на зов учителя и он пришёл к этой горе, спустя более 42 лет, не один, а в окружении 40 учеников и мы сотрясли своей молитвой под звуки барабана всю округу и обрадовали здешних духовных владык – изменило мысли учителя. Он заново пережил, то что с ним было тогда, проникся сверхъестественными состраданием и мудростью своего учителя. В заключении сэнсэй пожелал нам, что бы мы стали истинными бодхисаттвами Явившимися из-под Земли – истинными сынами Вечного Будды, проповедующего великому собранию людей и не людей, в неразрушимой Чистой Земле – Шамбале, сокровенные истины Лотосовой Сутры, которые сегодня укажут путь из тупика современной цивилизации. И главное учитель сказал, что понял, что просто не имеет права, уйти на покой, когда не исполнена его клятва о широком распространении Лотосовой Сутры ради Глобального Пробуждения и Всеобщего Спасения от ядерного апокалипсиса третьей мировой войны. В этот раз он глубинно осознал, что его жизнь ему не принадлежит, что жизнь его является жизнью Учителя - жизнью Будды – жизнью Высшей Силы Бытия Вселенской Истины. И в действительности это относится к каждому из нас.

Поразительное наставление великого учителя 

Более 42 лет назад, перед тем как начать спуск от хижины пастуха яков, сэнсэй возвёл из камней небольшую ступу – обо (та называют такие сооружения на Алтае) и в её основание вложил свою разбухшую сутру, с которой практиковал все эти дни. Он решил так поступить, следуя примеру великого учителя Нитирэна, который более 700 лет назад поступил так же на священной горе Фудзи, с молитвой о том, что бы Лотосовая Сутра спасла его Родину Японию от завоевания монголов и что бы его народ обрёл новое рождение в Истине Всеобщего Спасения – в Одной Колеснице. С теми же мотивами, но по отношению ко всему человечеству, сэнсэй возвёл каменную чаатью и начал спускаться.

Менее чем через неделю, в последних числах июля, он сидел перед своим учителем и подробно рассказывал ему о своей практике. С точки зрения обывателя Фудзи-гурудзи должен был его пожалеть, восхвалить и даже испытывать чувство вины перед ним, за то, что разрешил ему такую практику, которая едва не стоила ему жизни. Но вместо этого, выслушав своего ученика, он несколько минут просидел в молчании, закрыв глаза. Выйдя же из этого непродолжительного созерцания, Фудзи-гурудзи спросил сэнсэя: где твоя сутра? Учитель рассказал о том, как сутра размокла и он её оставил в ступе у подножия Дхаулагири. На что Фудзи-гурудзи  сказал: «Если ты хочешь что бы Лотосовая Сутра широко распространилась по Джамбудвиппе, то ты не должен её там оставлять. Принеси её сюда и что бы вернулся к моему дню рождения». Это было словно гром среди ясного неба. До дня рождения – 88 годовщины Фудзи-гурудзи - 6 августа оставалось меньше недели. Обычно же путь до подножия Дхаулагири, только в одну сторону, занимал около недели. Таким образом, Фудзи-гурудзи поставил сэнсэю практически не выполнимую задачу и он мог сломаться, обидеться на учителя, да и просто погибнуть в горах, если не сбежит. Но он, всё таки, смог пройти испытание до конца и судя по всему Фудзи-гурудзи верил, что так и будет – верил в своего ученика.

Сэнсэй, что бы исполнить наставление учителя, без промедления, не отдохнув, отправился обратно и практически бежал ночь и день напролёт, повторяя лишь голосом Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё! – бить в барабан на бегу было невозможно. Как же был удивлён пастух яков (нельзя не сказать, что в этот раз Тэрасава-сэнсэй, в заключении декабрьской семидневной практики, встретился с эти человеком, спустя 42 года), вновь увидев спасенного им запыхавшегося монаха. Непалец указал сэенсэю на место, где он практиковал, у начала ледника Дхаулагири – оно было полностью смыто мощным селем… Сэнсэй вновь поблагодарил своего спасителя, взял сутру, поклялся, что обязательно вернётся в это место, ставшее для него местом духовного преображения и побежал обратно в Покару. Чудесным образом он успел в срок. Вечером 5 августа он был в окрестностях Покары и, не выдержав напряжения, просто свалился с ног и уснул.

Высшее посвящение в бодхисаттвы

Под утро 6 августа - в день рождения его учителя и день памяти жертв ядерной бомбардировки в Хирасиме, Тэрасаве–сэнсэю пришло во сне откровение. Вначале он увидел бодхисаттву, который на протяжении многих жизней предавался самоотверженной практике в Гималаях, не редко жертвуя своим телом и жизнью. И вот он воссел на Сидение Дхармы - Место Пути, что бы обрести состояние Наивысшего Совершенного Пробуждения – стать Буддой. Вокруг собралось множество людей и других живых существ, желавших стать свидетелями этого таинства. Но вдруг мир охватило великое пламя, в котором оказались эти живые существа. И тут вместо того, что бы продолжить глубокую медитацию и стать Буддой, бодхисаттва выходит из самадхи и начинает выводить людей и других живых существ из огня. Затем он посвящает их в бодхисаттвы, проведя обряд с чтением отрывков из Саматабхадра Сутры, которые обычно читают во время такой церемонии и в которых повествуется о том, что Будду Шакьямуни называют Вайрочаной, проникающим повсюду и его обитель Вечный Спокойный Свет, что не смотря на то, что в прошлых жизнях мы совершили множество проступков, наше сознание изначально чисто и свободно от разделений на греховное и счастливое, подобно текучим водам пребывает в море перерождений, не цепляясь за них, и что мы возвращаемся к тройному сокровищу (Будда, Дхарма, Сангха), становимся вечными учениками Будды Шакьямуни, наставника бодхисаттв - Манджушри и Будды грядущего – Майтреи, клянёмся, что даже если попадём в ад, не отступится от Великой Колесницы – учения о всеобщем пробуждении и спасении от страданий. Затем сэнсэй увидел себя вместе с Фудзи-гурудзи в Раджгире, перед первой ступой, построенной Нитидацу Фудзии в Индии. Их начали окружать со всех сторон мары и в конце – концов сэнсэй взял Фудзи-гурудзи за руку и они ушли из Индии.

В первом вещем сне учитель получил ответ на все свои глубинные сомнения и руководство к жизни, которое направляло все его действия в результате, которых он смог осуществить массу уникальных духовных практик и миротворческих инициатив по всей Евразии, повлиявших на ход истории. А второй вещий сон сбылся через два года, когда Нитидацу-фудзии с учениками начал жёстко противостоять действиям Индиры Ганди по разработке ядерного оружия, что повлекло за собой изгнание нашего ордена Ниппондзан Мёходзи из Индии. Тогда Фудзи-гурудзи предсказал, что Индира Ганди навлечёт на себя очень тяжёлое воздаяние за изгнание подвижников Истинной Дхармы и поехал со своими учениками практиковать в Европу и США для спасения мира от ядерной войны и прекращения Холодной Войны. После этого учитель периодически видел подобные вещие сны, в которых ему открывалось будущее. Так благодаря глубинному наставничеству истинного Гуру сэнсэй смог полностью завершить практику очищения и раскаяния трижды по семь дней (именно о таком сроке говориться в наставлениях Будды) и обрёл преобразившее его откровение, указавшее его жизненную миссию. Уже перед своим уходом из этого мира Фудзи-гурудзи  сказал сэнсэю, что бы он был готов нести свою миссию до конца даже в полном одиночестве. Нитидацу Фудзии сказал учителю: «Я смог увидеть полную луну в Индии – сумей, и ты не упустить момент восхода полной луны в свой жизни, такого шанса как сейчас для этого больше не будет».

История нелёгкого возрождения Лумбини

После прощальной церемонии 18 ноября мы приняли пищу, приготовленную нашими московским братьями. Всё время готовили наши китайские братья, за что им огромное спасибо, ну и алтайская группа иногда подключалась, за что им так же большое спасибо, но москвичи всем угодили стандартной картошкой с курицей – что в тех краях редкость. Вечером у нас было прощальное чаепитие и на следующее утро мы все втиснулись в один небольшой автобус – джип и «поскакали» в сторону Покары. На полпути пересели в комфортабельный большой автобус и поехали уже по нормальной дороге. 20-го утром, в Покаре, наша группа разделилась на две. Большая часть из нас поехала в сторону индийской границы, а другие, в том числе и учитель, отправились в Катманду. Первую группу мне пришлось вести, так как все кто старше меня были не с нами по разным причинам. Наша группа после прощания с индийцами уменьшилась человек до 20 - львиную долю в ней составляли алтайцы и китайцы.

Точкой нашего назначения было Лумбини – место явления на свет Будды Шакьямуни. Мы остановились в корейском храме, где принимают всех паломников и за небольшую плату ещё и кормят три раза в день. Рано утром я и несколько человек из нашей группы присоединялись к строгой торжественной утренней церемонии в корейском храме, затем мы после завтрака проводили свою церемонию, потом ходили по храмам, коих там не мало и они представляют разные традиции и страны. Дважды мы почтили храм и ступу нашего ордена и место явления Будды Шакьямуни. Ступа нашего ордена играет очень важную роль во всём архитектурном ансамбле Лумбини.

Когда в 1931 году Нитидацу Фудзии приехал в Индию, с намерением исполнить свою клятву о возвращении Дхармы с востока на запад, то первым делом направился именно в Лумбини и был поражён тем запустением, в котором находилось это святое место. Он даже решил голодать до смертельного исхода с обетом переродиться в Лумбини, для того что бы возродить это место. Однако местные жители, узнав о его намерении, отговорили его, убедив что вместе они могут это сделать быстрее и лучше. Фудзи-гурудзи написал письмо королю Непала с просьбой о выделении земли под строительства ступы и храма для возрождения Лумбини. Король ответил очень высокомерно, посоветовав иностранцам не лезть во внутренние дела Непала. После этого Нитидацу Фудзии решил взять паузу в Непале и направился в Индию, где увидел такое же запустение на всех святых местах связанных с жизнью Будды. Два года он только лишь ездил по Индии с молитвой за торжество Истины и Мира. В 1933 году ему, наконец, удалось встретиться с Махатмой Ганди. Апостол Ненасилия полностью понял важность миссии Фудзи-гурудзи, воспринял от него практику «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!» и утвердил её в как первую молитву во время ежедневных межрелигиозных молитв, проводимых им каждый день. Нитидацу Фудзии стал близким другом Махатмы Ганди. К сожалению, вначале из-за проекта возведения храма в Калькутте, а потом из-за Японо – Китайской войны, а затем Второй Мировой - Фудзи-гурудзи не мог быть рядом с Махатмой Ганди, но лучший ученик Нитидацуа Фудзии – Мариама-сёнин, по крайней мере до начала Второй Мировой войны, почти всё время практиковал в ашраме Махатмы Ганди. Во время войны всех японцев депортировали из Индии. Но Махатма Ганди продолжал свято хранить практику «Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!», вплоть до своей трагической смерти. После войны Нитидацу Фудзии, практиковал на своей подверженной тотальному разрушению Родине и, наконец, приехал в Индию лишь в начале 50-х годов, где был приглашён в президиум государственной комиссии по возрождению буддизма, созданной Джавахарлалом Неру. Так началась сбываться клятва Фудзи-гурудзи. Места, связанные с жизнью Будды начали облагораживать. В частности, сам Нитидацу Фудзии, прежде всего, построил прекрасные два храма и ступу в Раджгире, где Будда проповедовал Лотосовую Сутру и другие важные сутры. Затем Фудзи-гурудзи с учениками построил храм и ступу в Ориссе, на месте раскаяния царя Ашоки (в этом строительстве принимал участи и наш учитель Тэрасава-сэснэй). После этого он отправился в Непал и начал там движение по возрождению буддизма, в частности положил начало строительству ступы в Лумбини. Но король Непала издал указ о запрете строительства буддистских ступ и храмов. Однако, Истина всегда побеждает. В Непале начались политические изменения и в 1884 году Нитидацу Фудзии провёл церемонию закладки фундамента в Покаре и Лумбини. Место явления Будды стало туристическим брендом Непала и под эгидой ЮНЕСКО там начали строить город из буддистских храмов всех традиций и стран. Это место сохранило первозданный покой и тут чувствуется особая духовная сила святости Будды. Но, даже когда начался этот проект, он столкнулся с противодействием властей в виде разграбления средств международных доноров, выделяемых на возрождение Лумбини. Естественно к этому напрямую была причастна королевская семья. Брат короля был председателем фонда возрождения Лумбини. Об этой проблеме начал писать в прессе монах нашего ордена, практиковавший там – прекрасный человек Набатаме-сёнин, за что он был застрелен прямо на территории храма. Понятно кто был заказчиком этого гнусного преступления, совершённого в 1997 году. Через год разразился Пакистано – Индийский ядерный кризис. А через 10 лет король Непала с супругой и детьми были застрелены за обеденным столом - на престол сел его брат, позже началась гражданская война и всё закончилось отменой монархии в Непале, с конфискацией имущества у короля. А Лумбини продолжает развиваться и Непал сегодня преподносит себя на мировой арене, прежде всего, как место рождения Будды. Сейчас эта страна переживает очень трудные времена, грядут новые испытания. Учитель просил нас всех во время паломничества к Дхаулагири молиться за Непал и посвятить добродетели от практике торжеству Истины и Мира в этой стране. И каждый из нас старался именно так, и направлять свои мысли.

После Лумбини мы вернулись в Катманду, где ещё раз успели посетить Патан и встретиться с учителем. В вечер расставания мы с молитвой обходили ступу Будда Натх и в конце практики увидели и почтили полную луну, взошедшую над столицей Непала.