Мальчик и коварный Потолок

Валерий Павлович Гаврилов
   Все мы когда-то давно были детьми. А кто-то может, и не очень давно. Некоторые, как я, помнят свое детство аж с полутора лет. Иные не помнят этот период жизни вовсе. И то и другое не наказуемо! Кому как повезло. Или не повезло. Воспоминания бывают разные на вкус и привкус. И сладкие, и горькие. И нейтральные, как вкус мела. Некоторые любили в детстве мел грызть!

   Кто помнит детство, наверняка не забыл о детских страхах и фобиях, которые вдруг появлялись, а затем, в большинстве случаев, благополучно исчезали бесследно.

   Хочу рассказать о своем не совсем обычном детском страхе. Не помню точно, насколько я тогда был мал. Было мне года четыре, а может и меньше. Жили мы в небольшой трехкомнатной квартирке на первом этаже нового кирпичного домика на окраине городка Опочка. Папа, мама, бабушка и я.  Были у нас сарайчики и хлев, где держали домашнюю птицу и поросенка.  Домашнее хозяйство не для выживания было. А для того, чтобы питаться лучше среднего.

   Родители работали, я был еще мал и уход за живностью лежал на бабушке, крестьянке по происхождению. Она была из тех мест, где когда-то процветало имение известного графа Гейдена. Того самого, которого обожали крестьяне и ругал Владимир Ильич Ленин.

   Основная бабушкина задача была - растить внучка. Кормить и сохранять.
 Периодически она меня покидала и выходила, чтобы “дать дюшке”, то есть накормить поросенка. Чуть позднее бабушка стала брать меня с собой, но был некоторый период, когда мне приходилось оставаться в доме одному. Многие дети боялись оставаться одни.
   Нет, я этого не боялся, меня не пугали всякие другие вещи, которых частенько страшатся дети того возраста…

    Совершенно неожиданно и беспричинно я стал бояться… потолка! Ровного, тщательно покрытого побелкой, потолка из прочных бетонных плит.

    Мне стало казаться, что потолок может рухнуть вниз! Причем это должно произойти именно в тот момент, когда бабушка уйдет по делам хозяйственным, оставив малыша дома одного.

    Это разумно с точки зрения Потолка!  Ведь если бабушка дома, он на такое баловство не решится! Этот коварный Потолок. От бабушки и нагоняй можно схлопотать. По попе. Правда, бабушка добрая у меня была. Но Потолок она наказала бы!
    Короче, как только я видел, что бабушка натягивает телогрейку, “куфайку”, как она называла, и закутывается в платок, я начинал сильно переживать. Очень сильно. До дрожи !

    Я стоял, переминаясь с ноги на ногу, смотрел, как бабушка одевается и начинал издалека:

- Бабуя, а ти дольга? А ти сколя плидесь?

Бабушка начинала успокаивать, что, мол, мигом:

- Только зюрьке хряпы дам, и приду!

       На этом этапе, я заводил заунывную песню:

  - Быстлей, быстлей, быстлей!

    Хорошо помню те ощущения. Я не из вредности ныл. Мне действительно было…боязно, как минимум. А скорее, страшно до жути! Бабушка меня успокаивала, как могла, но понятно, что, в конце концов, я оставался дома наедине с этим противным Потолком!

    Я был  не лыком шит и придумал, как попытаться обеспечить свою безопасность. Из коридора бежал в большую комнату, где возле стены стоял высокий шкаф для одежды. Производства Великолукской мебельной фабрики. Он был склеен из деревянных реек и фанеры, отделан натуральным шпоном и покрыт светлым лаком. Никакой трухи! Крепкий. Надежный. Высокий. Теплый на ощупь!

    Я прижимался к стене и шкафу, совершенно справедливо полагая, что если негодяй Потолок решится на свою бесчеловечную акцию, он не сможет здесь до меня добраться. Шкаф не позволит! Будет мне защитой.

    Так я и стоял, пока бабушка не вернется. И неотрывно смотрел на Потолок, будучи готовым ко всему. И наблюдал за маленькими трещинками в швах между плитами. Не растут ли они? Растущие трещины – верный предвестник любой катастрофы!  Специалисты подтвердят!

   Бабушка, конечно, все рассказала родителям. О том, что я боюсь один оставаться. Родители аккуратно “раскололи” меня – я им поведал, что боюсь злодея по имени Потолок! И приводил аргументы в пользу версии замышляемого безобразия! Про трещинки говорил.

   Меня успокаивали, уверяли, что дом наш новый и крепкий… Я кивал, верил, но продолжал бояться. Пока вскоре само не прошло. Совсем не помню, как и когда это случилось. Без последствий. Было и прошло. И я перестал обращать внимание на этот обыкновенный белый потолок. С обычными трещинками в швах.

   А  немного позднее мы с Потолком даже подружились!  Правда, с другим Потолком. Это случилось, когда впервые в жизни меня привезли в деревню. Деревня называлась Секачи. Там жила моя прабабушка Нюша и сестра моей бабушки – баба Проня. Рядом на горке расположилась деревня Водобег. А с другой стороны в лесах затерялось Артюхово. То самое, которое каратели сожгли вместе с жителями.  Там и обелиск есть.

   Дом был не большой и не старый. Его не так давно построили на месте огромного, довоенного. Но построили почти по старым канонам. Доски пола были покрашены по-новому краской, а вот Потолок…

   Потолок был набран из широченных толстых досок. Не покрытых ничем! Шикарное зрелище!
    В середине дня, устав от дневных забав, я забирался на высокую железную кровать, утопал в огромной пуховой перине и лежал, уставившись в волшебный Потолок! Почему волшебный? Да потому, что в разнообразных древесных узорах можно было разглядеть самых  сказочных и не сказочных персонажей. И людей, и зверей, и еще что-то совсем непонятное и даже не земное. Вот так я и разглядывал, пока глазенки не начинали слипаться.

    Тогда я поворачивался на бочок, к бревенчатой стене. Бросал взгляд на картину в старой рамке. Это был эпизод из сказки “Курочка Ряба”. Вышивка по белому полотну. Мама моя вышивала. Когда меня еще не было. Мама тогда молодая была.
     Я смотрел некоторое время на картину, потом начинал водить пальчиком по стене… А потом не помню. Засыпал, наверное, сладким сном.

    Вот такие далекие детские воспоминания о вражде с бетонным потолком и дружбе с деревянным.
    Интересно, цел ли тот дом в Секачах. Может съездить. Посмотреть. Как там мой друг деревянный Потолок?  Да и в Артюхово заехать. Там жил ветеран, вместе с которым дед мой в 41-ом из лагеря немецкого бежал. Мы с родителями даже были у него. Молоком парным угощались.

    Надо съездить. Надо!

                Маленьким я был давно.
                А история записана в октябре 2019 г.