Жизнь в цветных пятнах 7

Лидия Сарычева
   Точки соприкосновения.
   Не могу припомнить, какому автору принадлежит мысль, что звучит примерно так: если бы слепые люди не находились всё время рядом со зрячими, они бы создали свой мир, не похожий на тот, в котором живут видящие.
Задумываясь над этими словами, я никогда не могла определить, сколько в них правды, и одновременно радовалась тому, что подобный мир слепых невозможен.
   С самого рождения незрячий ребёнок живёт рядом с видящими родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами.
Если его родным достало мудрости и терпения не ограничить его познание окружающей среды, не повторять всё время одну и ту же фразу: «Ты слепой!», приходит время, когда малыш начинает хотеть подражать жизни зрячих взрослых.
Да, глаза у него не видят, но уши слышат, руки чувствуют.
   К примеру, нужно застегнуть пуговичку на кофточке. Не знаю, как учатся этому зрячие, но мои пальцы нащупают продолговатую узкую дырочку на правой стороне полы, на левой круглую пуговицу. Она может быть вогнутой, гладкой, выпуклой. В центре часто чувствуются нитки, которыми пуговицу пришили. Нужно стянуть полы одежды, попасть пуговицей в отверстие, для неё предназначенное.
И это только один пример.
Форма, объём, размер – всё это доступно руке слепого, точно так же, как глазу зрячего.
   Незрячих детей обучают двумя способами: либо накладывают руки ребёнка на собственные ладони, чтобы он потрогал, как пальцы производят работу. Либо берут ладошку малыша в свою и производят нужное действие его рукой, чтобы пальцы ребёнка понимали последовательность движений, могли их повторить.
   В этом секрет главного сходства в труде видящих и невидящих. Да, глаз смотрит, как делается работа, но производит её зачастую рука. Доведя процесс до автоматизма, человек порой даже не глядит, как он вяжет, печатает на компьютере, расчёсывает волосы.
   Безусловно, не каждое дело возможно произвести без зрения, но на помощь приходят другие чувства. Поставленный на край кружки палец легко определит уровень воды в ней, чистая посуда становится гладкой, начинает скрипеть, приготовленный суп по-особому пахнет, а ещё его можно попробовать.   

   Я не могу видеть внешности человека. Да, мой глаз различает цвет и частично форму, но человеческое лицо для него предмет слишком сложный.
Но к лицам людей я не раз прикасалась рукой. Конечно, я никогда не поступала так, как это проделал герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», сходу, при первом знакомстве, напугав девочку.
Когда я была маленькой, гораздо большее значение для меня имели руки и голос. Став постарше, я поняла: , лицо - интимная часть человека, тянуть к нему пальцы при первом или неблизком знакомстве неловко, бестактно.
Но лиц родных и близких друзей я иногда касалась по их и моему желанию.
Так вот мамин волевой подбородок, выступающий вперёд, я помню до сих пор. На ощупь я сумела определить, что это самая непривлекательная деталь её облика.
Я помню бабушкину дряблую кожу, её морщины, впалые щёки – следы пролетевшей жизни.
Однажды обняв её, я поняла: как-то совсем незаметно для меня моя любимая бабушка уменьшилась в размере, как говорят высохла, сгорбилась, неуклонно приближаясь к земле.
То чувство пронзительной грусти, что я тогда испытала, едва ли могло отличаться от чувства, что при этом ощутили бы зрячие.
   Ровный овал лица и высокий лоб моего любимого человека вызывают в сердце ощущение гордости, понимание - он симпатичный.
   О голосах, о запахах я даже не говорю!
   Разбитые коленки, первое сентября, двойка по русскому, пятёрка по литературе, чтение стихов на школьной сцене, драка с одноклассником, вечерние посиделки с подругами, ужас перед вступительными экзаменами, ощущение наконец то заслуженного диплома в руках – на земле столько всего, что понятно человеку в независимости от того, видит он или нет.
   Иногда мне кажется, наше современное общество, стараясь изучить отличия зрячих и незрячих, пытаясь обращаться с нами так, чтобы как-нибудь нас не ранить, желая полностью приспособить мир для наших нужд, наносит едва заметный психологический ущерб с помощью благих намерений, человеколюбия.
   Признавая отличия, едва ли стоит забывать о неизменной общности всех людей огромного мира.
   Каждый из нас радуется удачам, решает проблемы, ждёт любви, страшится потери близких, идёт по выбранному или назначенному кем-то пути. В этом все: невидящие и видящие очень похожи друг на друга.

Продолжение
http://proza.ru/2019/10/23/817