Бесконечная история. Гл. 21. Первый рейс грузового

Карин Андреас
/ресторан на берегу озера Севан в стиле старой армянской деревни/

Глава 21. Первый рейс грузового микроавтобуса

День постепенно уступал вечеру, начал дуть привычный для тех мест прохладный ветер, разгоняя остатки дневного жара.
Во дворе за накрытым столом рядом с Вааном сидели мужчины – дядя и брат Юрий, тётя Сатик хлопотала на кухне. Ее невестка Назик с карапузом на руках вошла в калитку.
— Иди ко мне, малыш, — Ваан поманил ребенка, тот послушно потянулся к дяде. – Сколько ему?
— Полтора года, — улыбнулся Юрий.
Ваан вспомнил, что в потайном кармане брюк осталась стодолларовая купюра, достал и сунул малютке в рубашку.
— Что это? Зачем? – застеснялась Назик.
— Банкнота ребенку на подарок, забери, чтобы он случайно не взял в рот. Он не может купить себе что надо, родители приобретут необходимый вещи. Расскажу недавний случай. Летом жена с сыном на руках сидела в кафе, младенца увидели две туристки из Аргентины – одна постарше, другая молодая.
— Какой хорошенький! – ему в рубашку запихали денежку.
Моя супруга отказывалась.
— «Деньги не вам, а младенцу. У нас так принято», — пояснили дамы. К сожалению, мы забыли некоторые обычаи, уехавшие до резни сохранили их.

— Артём, по какому поводу застолье? – у калитки стоял пожилой мужчина, внешне похожий на дядю.
— Брат Жора, заходи, присоединяйся.
— Садись, дядя Жора, — Ваан вскочил с места, передал малютку отцу, — принесу еще стулья.
Немного поразмыслив, гость сел рядом с братом.
Хозяин вынес два стула. Перед дядей Назик поставила тарелку, бокал и столовые приборы.
— Отмечаете приезд блудного сына? Опоздал, дорогой, на десять лет. Где был, чем занимался, что не нашел времени для родителей?
— Остынь, Жора, в жизни не всё складывается, как мы хотим.
— Кто-то должен преподать ему урок уважения к старшим.
— Лучший учитель – жизнь.
— Философствуешь, Артём.
— Ты пессимист. Сколько раз мне говорил: напрасно ждешь, не приедет. Ошибся, как видишь.
— Никто на мои вопросы не ответил. Сказать нечего?
— Напомнить тебе кто здесь старший? – усмехнулся Артём.
— Выпей, чтобы попасть на одну волну с нами, — не утративший веселого настроения Юрий наполнил бокал и подал Жоре.
Назик принесла на подносе кофе, раздала чашки, на середину стола поставила вазочку с печеным и забрала у мужа ребенка.
— Ваан мне предложил работу, буду водить грузовой микроавтобус, — когда Жора взял бокал, пояснил Юрий.
— Разбогател значит. Расскажешь, как жил? Удачи тебе, Юрий! Да обойдет тебя беда стороной, — Жора выпил вино.
«Он младший из трех братьев постарел, вертикальные морщины на хмуром лбу собрались в гармошку, — про себя заметил виноватый племянник».

Наступили сумерки. Бледно-розовая полоска заката очерчивала ближайший холм, окрасив прозрачные разорванные облака в нежные тона.
Смущенный Ваан потёр лоб, виски.
— Я очень виноват перед всеми, прежде всего перед родителями. Понял не сразу, к сожалению, опоздал с примирением и извинениями.
— Ладно, приехал, узнал, почему снова сбежал?
— Стыдно стало. Тогда я многое только начинал с помощью друзей, не мог их оставить. Поначалу мне не везло с друзьями – обманывали, обкрадывали. К счастью, скоро всё изменилось. Зная о моей страсти к фотографии, однокурсник помог со студией. Я ездил по стране, снимал интересные места и знаменитостей для ежегодного календаря. Готовил портфолио для конкурсанток.
— Что делал? – нахмурился Жора.
— Фотографировал девушек для конкурса красоты. Друг порекомендовал меня в члены жюри. Тогда я хорошо заработал, на пожертвования спонсоров ездил по Европе.
— Я же говорил, что его по телевизору видел, — тихо произнес Артём и обратился к племяннику: – Хороший у тебя друг.
Сатик поднялась на веранду. Щелкнул выключатель, стало светло, лампочка висела с наружной стороны.

Ваан воспрянул духом:
— С нужными связями, не гордый друг. Он мне помог купить недорогую квартиру. Правда, она нуждалась в серьезном ремонте. Спасибо отцу научившего меня многому. Я сам привел в порядок жильё, как мог. Есть и другие добрые друзья, не богачи, но отзывчивые: повар, экономист и официантка. Мой однокурсник познакомил со своими одноклассниками и посоветовал начать свое дело, арендовав участок в центре города под кафе. У нас бывали лучшие времена и не очень, когда мы имели большие долги. Всё зависело от сезона, точнее, от туристов. Местные жители забегают выпить кофе. Иностранцы заходят попробовать блюда нашей кухни и отведать хорошего вина, — рассказчик сделал паузу, вздохнул и рискнул сказать о главном:
— Прошлым летом увидел красавицу и влюбился. Ее не полюбить трудно – толстая рыжая коса до земли, крупные зеленые глаза. Она не пользуется косметикой, не носит украшений. На тот момент ей едва исполнилось двадцать. С ней была строгая и богатая тётя, которая назвала девушку Цовинар, взяла сироту под свою опеку. Женился и счастлив. Сыну четыре месяца.

— Про твою шумную свадьбу писали в газетах, – в голосе Жоры слышалось осуждение. – Почему нас не позвал, стесняешься бедных родственников?
— Всё произошло неожиданно: я подарил красавице скромное кольцо, ее богатая тётушка решила сыграть свадьбу через день. Она не дала мне слова вставить. В тот момент у меня накопились долги. Богачка оплатила расходы, мы обвенчались, друзья организовали банкет в нашем кафе. Можно я расскажу подробнее в следующий раз?
— Опять сбегаешь?
— Нет, хочу спланировать завтрашний день, дел много. Урожай в моем саду созрел, его следует собрать.

— Я помогу, — к столу подбежал подросток.
Ваан улыбнулся, вспомнил себя в детстве, он был с такой же шапкой кудрявых непослушных каштановых волос, взъерошенный, нетерпеливый, как двоюродный племянник.
— Лёва, сколько раз тебе говорил: не встревай в разговоры взрослых.
— Не сердись, дядя Артём, Лёва пришел вовремя. Поможешь собрать урожай – получишь компьютер.
— Ух, ты, я тоже хочу, — другой мальчик уселся за стол.
Пацаны радостно переглянулись.
— Рубенчик, ты мал еще, — на внука рассердился Жора.
— Только на год младше Лёвы, — обиделся малолетка.
— Обещаю и тебе компьютер.
— Будешь дарить дорогие подарки, дети станут требовать такие же от нас, — выразил свое недовольство Жора.
— Не просто так дарить, дети их заработают.
— Когда прийти? – Лёва нетерпеливо переминался с ноги на ногу.
— Проснешься, позавтракаешь и придешь.
— У меня есть ящики, — предложил Юрий.
— У тебя нет сумок? В них удобнее нести груз. Я не люблю крашеные соки, предпочитаю компоты. Женщины мне помогут в данном вопросе? Готов заплатить за работу. Никто не обязан бесплатно закрывали банки вместо своих дел. Куплю сахар и крышки.
— Какие компоты любишь? — уточнила Сатик.
— Из айвы, груш, можно груши с яблоками.
— Лучше к ним добавить ежевику.
— Замечательно, завтра начнем. Еще мне пригодится яблочный уксус.
— Сделаем, — обещала Сатик.
— Пора расходиться.
Ветер разогнал редкие облака. На темном небе заблестели яркие звезды.

— Кто крутится возле нас? Пошел отсюда, — возмутилась Сатик.
Пристыженный тощий длинный пёс с грязно-серой шерстью с маленькими ушами и вытянутой мордой жалостливо глянул огромными газами и опустил голову до земли.
— Тётушка, не гони пса, он голодный. Иди ко мне, — хозяин дома протянул колбасу виновнику тётушкиного гнева. – Он щенок гампра, хороший защитник от волков.
— Негодник мусорное ведро разворотил.
— Искал еду.
— С волком по селу бегают. Вот его дружок заявился.
Из калитки выглядывал пёс с ледяными голубыми глазами, казалось, на его белую спину пролили немного черной краски.
— Не волк, а хаски. Оба породистые щенки. Иди ко мне, — Ваан показал колбасу. – Завтра принесу им косточки, не прогоняйте их. Кто-то купил дорогие игрушки и выбросил на улицу. Бедняги пытаются выжить, могут стать добычей голодных волков.
— Машину поставлю у тебя, — надумал Юрий.
— Как тебе удобно. Здесь два сторожа.
— Какие из тощих псов сторожа? – усмехнулся водитель.
— Дай время, они окрепнут.
Ваан побежал в спальню, приволок старые свитера в качестве подстилки, устроил щенков под лестницей. Двоюродные братья внесли стулья и столик на веранду, диван накрыли клеенкой. Артём и Жора встали ближе к ограде, к ним присоединились внуки, женщины вышли на улицу.
Когда Юрий завел машину во двор, Артём по привычке закрыл калитку. Тихо переговариваясь, мужчины зашагали по дороге. Завернув пачки банкнот в газету, Ваан забрал из бардачка, зашел на веранду, сел на стул. Дива появилась неслышно и увела его в особняк.

— Как дела, милый? – обняв малыша, Кора сидела на диване.
— Ко двору прибились щенки хороших пород. Не выбрасывай косточки, покормлю бедолаг.
— Твой муженек запланировал массу дел, — пояснила Дива. – Накорми работягу, ему рано вставать.
— Вы подслушали весь разговор, — заключил Ваан.
— Интересно, когда меня познакомишь с ними?
— Не спешите, дайте им успокоиться и принять меня с моими грехами, — отсчитав три сотни тысяч драм, мужчина положил их в борсетку, остальные деньги унес в спальню.

Рано утром Кора приготовила мужу бутерброды с мясом и колбасой, положила в пакет. В отдельный целлофан вложила обед для щенков. Дива перенесла Ваана в родительский дом.

К счастью, никто не ломился во двор. Хозяин зашел на кухню, достал из шкафа миску, из целлофана вытряхнул в нее косточки, в другую – налил воды и отнес питомцам. Они радостно заскулили и жадно набросились на еду.
Ваан вернулся на кухню, оглядел – слева располагалась мойка с тумбой, рядом устроилась газовая плита, далее находились: подвесной шкаф, тумба с ящиками и пенал, в глубине помещения стоял холодильник. К правой стене притулился стол с тремя табуретками под ним. Когда-то всё было белое – комната и мебель, теперь пожелтело.
Прополоскав чайник, Ваан влил в него три кружки воды и поставил на газ. Чайник скоро зашумел. Всыпав в чашку кофе и сахар, мужчина налил кипяток и завтракал не спеша.
— Доброе утро! Откуда отварное мясо? Вчера вроде не было, — на кухню вошел Юрий с сумками сшитыми из плотных полиэтиленовых мешков.
— Присоединяйся, вечером многое расскажу, — хозяин перед гостем поставил чашку с ароматным напитком.
— У тебя есть любовница? – Юрий опустил груз возле стены и сел на табурет.
— Нет, ты удивишься, узнав правду, — Ваан повесил ключи на гвоздь в углу правее окна. — Всему своё время. Переоденусь
— Гвоздь на прежнем месте? Здесь всегда висели запасные ключи, – Юрий сверху навесил свой набор.

Ваан нашел в гардеробе отцовский спортивный костюм, переоделся и прихватил с собой полинявшее покрывало.

Допив кофе, направился в подвал расположенный под лестницей. Включив свет, огляделся:
— Посмотрю, что имею. Очевидно, женщина в подвале недавно наводила порядок.
На полу лежали вложенные друг в друга порожние ящики и вёдра. На полках выстроились пустые банки разных размеров. На самой высокой полке стояли казан и большие кастрюли. Забрав тару, он зашагал в сад.
Мальчики уже ждали под деревьями и ели груши.
— Лёва, поднимайся на яблоню, ведро повешу на сук ближе к тебе.
— Рубенчик, тебе придется распределять урожай по красоте, — Ваан расстелил покрывало на земле. Он понял, что малолетка ростом не вышел и ему будет трудно рвать фрукты.
Юрий прислонил деревянную лестницу к яблоне, поднялся по ступеням, стал отрывать и бросать яблоки в ведро.
— Рубенчик, куда полез?
— Я уже большой, — возразил мальчик, пытаясь взобраться на верхнюю ветку.
— Верю, но для тебя есть другая работа, — Ваан снял мальца с дерева.
Плоды собранные Юрием в ведро, хозяин вывалил на покрывало.
— Красивые штучки положим сюда, — Ваан указал ему на ящик.

К одиннадцати часам почти все сумки и тара оказались полны. Один пакет Ваан наполнил для домочадцев, второй – предназначался строителям. В сумки переложил отборные плоды.
— Сумки поставишь в свою машину, пакеты возьму с собой, ящики отнесем в подвал, — Юрий кивнул.
— А мы что будем делать? – дети смотрели на хозяина.
— У вас перерыв, отдыхайте, продолжим после двух часов дня.
Труженики убежали, в калитку вошел Артём:
— Моя помощь нужна?
— Мы будем отсутствовать три часа, можешь на веранде посидеть. Двери не запираю.
Артём открыл ворота, братья сели по машинам и уехали.
Когда они выехали на трассу, Ваан позвонил брату.
— Поедем в торговый центр. Поезжай за мной.
Работодатель купил мешок сахара и коробку крышек для консервирования банок. Покупки положили в микроавтобус.
Ваан позвонил Рубену:
— Сегодня вместо меня еду заберет мой брат, будет на белом грузовом Мерседесе. Пусть курьер в полдень доставит пакеты к условленному месту, и заберет сумки с фруктами.
— Какими фруктами?
— Из моего сада. Попроси Роберта добавить порцию обеда и положить две порции ужина в отдельный пакет. Пришли порожние сумки взамен полных.
— Будет сделано, шеф.

— Центр города хорошо знаешь? – Юрий качнул головой. – Поедешь за мной, я остановлюсь, ты займи место ближе к далану и жди. Подъедет зеленый микроавтобус. К машине подойдет курьер кафе.
— Я слышал разговор.
— После поедешь до развилки к нашему селу. Догоню и съездим на объект. Случится что-то непредвиденное, сразу звони. Никакой самодеятельности.

Юрий уехал, Ваан проехал немного по центральной трассе, повернул налево, остановился, достал пакет с фруктами, перешел улицу, прошел дворами и сел в такси на заднее сидение.
— Поезжай прямо, — попросил таксиста и позвонил жене:
— Кора, пусть Гаяне подождет у входной двери, откроет после моего звонка, везу вам фрукты.
Такси остановилось у ограды, открылась дверь.
Не выходя из машины Ваан вручил Гаяне пакет и велел водителю:
— Вези обратно.
Расплатившись с таксистом, Ваан быстрым шагом исчез в ближайшем переулке.

Джип догнал грузовой Мерседес раньше развилки. Юрий махнул рукой, давая понять, что увидел брата.

Через десять минут машины въехали на территорию строящегося объекта. Ваан обратился к Юрию:
— Вынеси большой пакет. Пообедаем со строителями.
К ним подошел бригадир.
— Гриша, познакомься с моим братом. Юрий будет привозить вам обед и ужин.

Юрий изумился изысканной еде, но не проронил ни слова. После обеда Ваан вымыл посуду, чем еще больше удивил брата.
Забрав порожнюю посуду, Ваан выехал со двора, Юрий поехал следом.

Следующей остановкой стал забор отчего дома Ваана. На клеенке постеленной на земле под солнцем высыхала стеклянная тара.
Братья занесли покупки на кухню.
Мальцы уже ждали на скамье. Братья снова собирали урожай. По краю сада росли сливовые деревья, ветви гнулись под тяжестью спелых плодов.
— Сначала должны были собрать чернослив. Что же ты не напомнил о них? Я забыл, какие деревья растут в саду, — огорчился Ваан.
— Не переживай, из перезрелых слив можно сделать кислый лаваш, — рядом неожиданно появилась тётя Сатик с кастрюлей в руке.
— Артём не гонит самогон из побитых градом плодов?
— Помнишь?
— Отдадим ему, если он не против такого подарка.
— Что отдадите мне? – Артём остановился перед большой кучей яблок.
— На покрывале некрасивый товар, — Ваан складывал их в пакет.

Вечер наступил стремительно. Две тёти и Назик усиленно закатывали банки.
— Заканчивайте работу, завтра продолжите, — селянкам строго велел инициатор консервирования, смягчив голос, добавил: – Вижу, под столом остывает двадцать банок. Сахара много, придете со своей посудой и заберете сколько нужно. Мешок стоит дешевле, чем покупать на развес. Крышек тоже много. Берите, может, надумаете и для себя закатать компот или маринад.
Селянки разошлись, получив по десять тысяч драм.
— Не возражайте, это лишь аванс, — Ваан жестом остановил женщин готовых с ним спорить.

Выключив свет на кухне, Ваан перешел на веранду. Когда селянки ушли, к нему подошел брат.
— Ты обещал мне что-то рассказать.
— Может, не стоит тебе ездить далеко за готовыми блюдами.
— Я предлагала переносить еду рабочим, зря не согласился, — словно из-под земли рядом бесшумно выросла Дива.
— Кто она? 
На веранду попадал наружный свет. Мужчины увидели женщину с темной кожей в черном кружевном платье, с растрепанными светлыми волосами.
— Она тётушка моей Цовинар.
— Как она попала сюда?
— Я обладаю редкими способностями: перемещаюсь мгновенно, куда хочу, слышу мысли людей и многое другое.
— Ведьма? – на веранду поднялся Артём.
— Я так и знал, что вы всё не правильно поймете.
— Ты им объясни, а я послушаю мысли некоторых. Кажется, вас обнаружили, — Дива исчезла.
— Ой! – в один голос воскликнули дядя и брат.

— Она не похожа на нас во многом, потому что дочь Морского Владыки и выросла под водой. Поэтому у нее огрубела кожа и выросли жесткие когти. Когда она повзрослела, почувствовала, что не такая, как другие обитатели подводного царства. Поняв, что может легко оказаться где пожелает, стала изучать быт людей в разных местах.
— Где она живет? – перебил Артём, нервно измеряя шагами веранду.
— Сейчас живет в жилище, который купила для сироты, ныне моей супруги Цовинар. Ее остров находится на противоположной стороне земного шара.
— Нашел с кем породниться.
— Она мне два раза спасла жизнь.
— Чьи мысли ушла подслушивать?
— За мной охотится банда.
— Только этого нам не доставало, — Артём словно остолбенел.
— Она с ними разберется. Будьте осторожны, ее осуждая.
— Не ее, а тебя осуждаю.
— Год назад известный вор в законе – Чёрный, хотел отобрать у нас кафе, бесплатно присвоить себе всю территорию – вместе с нашим захватить еще четыре заведения. В случае отказа угрожал убить наших близких.
— Надо было пожаловаться в полицию.
— Власти на его стороне, бандит с ними делился. Вы удивлены?
— К сожалению, нет.
— Дива показала ему свои когти, он сбежал. Год назад не получилось, он ждал удобного момента. Моему сыну едва исполнилось сорок дней, мы пришли в кафе. Наемный убийца стрелял в малыша, но в тот момент мать передала младенца подруге, тем самым его спасла, приняв пулю на себя. Пробыв весь день в больнице, устал, лег в кабинете администратора кафе. Когда я уснул на коротком диване, меня чуть не убил ножом охранник. Дива успела схватить его за руку. Он оказался осведомителем Чёрного. Бандит схитрил, думал рассердить Диву и убить ее бомбой на смертнике. Она успела бросить одежду со взрывчаткой на жилище негодяя.
— В новостях передавали о бандитских разборках.
— Полиция всё знает, но действует по указке бандитов. Тогда жена Чёрного мысленно призналась, где спрятался муж, Дива его нашла и унесла акулам.
— Теперь они хотят вам отомстить. Влип ты в переделку и Юрия потащил.
— Юрий больше не будет ездить за обедом и ужином в город. Я буду готовить.
— Ты? – мужчины удивленно переглянулись.
— Моя профессия — повар. Вы забыли, где я учился? Юрий будет покупать продукты у селян, я буду готовить обед и закуски.

По обыкновению, Дива тихо возникла на веранде:
— Больше они нам не помешают. Пора расходиться, беспокоиться не о чем.
Потрясенные родственники ушли.

Дива перенесла зятя в особняк.
— Где их обнаружила? Что с ними сделала?
— Услышала мысли о том, что двое следили за курьером, поговорили с ним, он признался из какой деревни твой брат. Шестерки нового главаря банды доехали до вашего села, а на улицах темно и никого. Я их убедила приехать средь бела дня. Они не сообщили помощнику Чёрного, надеялись сами получить от вдовы миллион долларов. На ночь остановились в отеле у озера, напились, полезли купаться и утонули. Телефоны я утопила. Завтра навещу вдову.
*
Далан – арочный вход сделанный в здании для прохода во внутренний двор.