Баня стояла буквально на солдатских костях

Алексей Анатольевич Карпов
Вот уже много лет подряд, в конце лета, когда балаковские поисковики возвращаются с «Вахты Памяти», происходят наши встречи с  командиром поискового отряда «Набат» Сергеем Василенко. Сергей опытнейший археолог-поисковик и замечательный рассказчик. Благодаря его образным и ярким рассказам-воспоминаниям, мне удалось создать целую летопись о деятельности наших поисковиках и результатах их экспедиций. Материалов наберется на целую книгу!

Цели и задачи у каждой летней командировки «набатовцев» всегда неизменны: поиск, подъем и захоронение непогребенных останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Однако события и результаты бывают разные…

Встреча с Сергеем Василенко состоялось в музее Боевой славы, организованном при военно-патриотическом Центре «Набат». Музей этот уникальный, так как большинство экспонатов являются артефактами войны, найденными во время раскопок на полях сражений. Свой рассказ об экспедиции с «Вахты Памяти-2019» Сергей иллюстрировал фотографиями и добытыми находками, отчего процесс погружения в описываемые события оказался очень реалистичным – будто сам там побывал!
Вот, что поведал командир поисковиков…

- Экспедиция длилась с 4 по 20 августа на территории Невельского района, Псковской области в районе ныне не существующих деревень Держитино, Тарашково и Поздноево. За последние десятилетия я не помню ни одной командировки со столь суровыми погодными условиями. Лишь первый день был сухим и теплым, что позволило нам в комфортных условиях обустроить лагерь с полевой кухней. Все остальные дни шли дожди, а температура воздуха по ночам опускалась до +2 градусов.

Местность болотистая, местами труднопроходимая: чтобы добраться от лагеря до места раскопок приходилось стелить гать из бревен. Однако после дождей уровень воды поднимался настолько, что бревна свободно плавали. Пройти по такому экстремальному покрытию да еще с грузом снаряжения очень сложно, многие срывались и падали в холодную воду. Я тоже разок искупался, – признался Сергей.

Сушились у костра, набивали сапоги старыми газетами (отлично впитывают влагу) и приступали к поисковым работам. Мы изначально, еще до поездки знали, что будем «поднимать медсанбат» - санитарные захоронения, которые до нас другие поисковые отряды искали шесть лет. Имеются официальные сведения от военкомата, что в 50-х годах все воинские захоронения в этой местности были выявлены, а останки перезахоронены, но это свершилось только на бумаге… Фактически все оставили как есть, отчитались и забыли.
Металлоискатель в такой ситуации плохой помощник, так как в санитарных захоронениях бойцов клали практически голыми. Сейчас такое отношение к погибшим кажется кощунственным, а тогда с подвозом обмундирования были сложности. Одежду с убитых стирали, латали и использовали в качестве сменной одежды или выдавали для прибывшего пополнения.
Места санитарных захоронений мы искали металлическими щупами, - продолжает рассказ Сергей. Опытный поисковик легко определит звук, который происходит при столкновении наконечника щупа с костью. Кости, имея трубчатую структуру, в этом случае издают хрустящий щелчок. Услышав его однажды, уже никогда не спутаешь с другим звуком. Например, когда щуп натыкается на камень, металл или дерево.
Поисковиками нашего и других отрядов удалось найти около десяти санитарных захоронений. Условия для археологической работы оказались как никогда сложными: из-за постоянных дождей траншеи заливались водой, грунт – вязкая, тяжелая глина,   По правилам, обнаружив место захоронения нужно сделать шурф – снятие слоя грунта на определенной глубине и площади с последующим определением слов. Это важный момент для планирования схемы дальнейших раскопок и фронта работы.
 
Захоронение на нашем участке оказалось на глубине около двух метров, а по правилам, нужно обкопать место захоронения со всех сторон, чтобы останки солдат лежали как бы на земляном столе. Ребятам из других повезло, они работали на возвышенности, а наш девятый раскоп был в низине и вся вода из вырытых ими траншей, перетекала к нам по принципу сообщающихся сосудов.
 
Судя по всему, санитарное захоронение было сделано зимой 1943 года, так как в верхнем слое были обнаружены угли. Вероятно, земля была настолько промерзлой, что похоронная команда отогревали грунт кострами. В этом и других раскопах было обнаружено и поднято на поверхность останки 25-ти бойцов и 10 доборов. (Добор – конечности или фрагменты скелета не принадлежащие захороненным бойцам. Чаще всего это ампутированные или оторванные осколком части тела).

- Знаешь, что возмутило и даже шокировало наших, видавших всякое поисковиков? – сказал Сергей, показывая фотографии с места раскопа. Вот смотри – бойцы похоронной команды сбрасывали погибших в яму, как придется. Обычно тела складывают рядком, с уважением, а тут бросали кверх тормашками. В итоге останки находились в причудливых положениях: кто-то сидя, кто «штопором» - ногами кверху головой вниз. Ужасающая картина открылась!

Подобная ситуация осложняет работу археолога-поисковика, так как  останки извлекаются очень тщательно и по строгим правилам. На бруствере раскопа выкладывается баннер с изображением скелета, и каждый фрагмент останков человека выкладывается на баннер в соответствии со схемой скелета. Ни одна косточка не должна пропасть или перепутаться. Весь рабочий процесс протоколируется в отчете и фиксируется фотосъемкой.

На костях найденных скелетов были видны повреждения от осколков. Видимо ребята попали под сильный минометный или артиллерийский обстрел. Так как их хоронили раздетыми, то никаких личных вещей или хотя бы пуговицы найдено не было.
Позже, в районе ныне не существующей деревни Поздноево, разрабатывали другие санитарные захоронения, под которые были использованы блиндажи. Там бойцов хоронили в форме и в обуви. Среди 14-ти найденных останов был найден смертный медальон с незаполненным вкладышем, красноармейская книжка в очень плохом состоянии, планка от медали…

Ребятам из другого поискового отряда улыбнулась удача: подняли останки бойца с заполненным смертным медальном. Данные отлично сохранились: погибшим оказался Борис Клименко, уроженец г. Оренбурга. Боец воевал в составе 8 стрелковой дивизии, приписанной к 3-ей ударной армии. В настоящее время ведётся поиск родственников опознанного солдата. Его останки не были перезахоронены в братской могиле.

Рассматривая фотографии из экспозиции музея Боевой Славы, я увидел снимок с необычным сюжетом. Деревенская рубленая баня, а внутри нее раскоп, в котором оказалось множество человеческих останков.

Сергей пояснил, что событие произошло во время прошлогодней экспедиции в этом же Невельском районе Псковской области. По документам в одной из деревень было массовое санитарное захоронение советских солдат. Судя по официальным отчетам 50-х годов, солдатские останки были извлечены и перезахоронены. Однако, как показывает практика, эта работа практически не велась. Сносились памятники и надгробья, на местах погребения нередко высаживались деревья, чтобы сложно было перепроверить. Сейчас подобная информация плотно перепроверяется.

- Так вот, мы обнаружили массовое захоронение над которым была построена баня, - вспоминает Сергей. Хозяин бани, бывший военный – майор в отставке, дал разрешение на проведение археологических работ. На территории прилегающей к бане были обнаружены останки 300 бойцов, из них 72, которых подняли набатовцы.

 Непосредственно под баней лежали – 45, рядом 6, и с торца стены еще 12.
Бывший майор попросил у меня разрешение взглянуть на найденные останки. Я ему говорю: - Запретить вам я не могу, но может быть не стоит… Мы-то люди привычные, а для вас это зрелище может стать эмоциональным потрясением. Но он настоял, мол, я человек военный… должен это увидеть!

Увидев такое количество останков, он плакал. Потом, немного успокоившись, хозяин бани рассказал, что, выйдя в отставку в 80-х годах, решил вернуться на малую родину. Когда принял решение построить на берегу речки баню, интересовался у местных жителей по поводу данного места, так как помнил, что где-то здесь находился обелиск, поставленный еще в войну. Его заверили, что место чистое, строй – не сомневайся! И лишь один местный пьяница, проходя мимо, всегда грозил пальцем и бормотал: - «Грех на тебе! На костях баньку-то ставишь, на солдатских костях!».

В финале разговора Сергей рассказал, что церемония торжественного захоронения 128 останков воинов со всеми воинскими и духовными почестями, состоялась на мемориале в деревне Турки-Перевоз 15 августа 2019 года, в 35 километрах от города Невель.
С начала войны минуло 78 лет, по словам Сергея, лет через двадцать, поиск незахороненных останков воинов по понятным причинам, превратится в классическую археологию. С другими требованиями и подходами. Сотни поисковых отрядов со всей России, не считаясь с погодными условиями и тяжелыми физическими нагрузками, стараются отыскать как можно больше не захороненных воинов, пока живы родственники, которые помнят, ждут и надеются, что отыщутся те, кто канул в вечность с обидным определением – без вести пропавший…