Кто он - настоящий русский мужчина? - 12

Кузьмена-Яновская
         Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/04/01/98

- Душа болит - почему мы такие? Ну почему мы такие?! Я абсолютно русский человек, мои дети - абсолютно русские мальчики... И страдания эти, и мучения, и раздражение от этого, иногда злость, и на себя, и на то, что тебя окружает... Эта нелепость, над разгадкой которой бьются и писатели, и художники... И Балабанов в "Грузе 200"... Чем ценна эта картина? Почему я покажу её детям, эту картину, и внукам покажу? Потому что  и это в них тоже есть... Лёша Балабанов очень хорошо это чувствовал. Я не знаю, как это происходит... Балабанов пытался показать в "Грузе 200"...

- Надо понимать и ответственность за то, что делаешь...
(актёр Алексей Серебряков, из интервью с ним на телеканале "Культура" 1 марта 2019 года).
**************************************
- Я много читал о людях дореволюционной России. В частности, о Николае II. Пожалуй, основное отличие тех, кто жил тогда, от нас сегодняшних - невероятное, огромное человеческое достоинство. Мы потеряли это качество. Люди России XVIII-XIX веков отличались ещё и тем, что искренне верили в Бога. Они не боялись умереть... Были готовы жертвовать собой. Сейчас я таких людей не вижу. Видимо, их всех перебили. Или уехали они...

- Не врать народу! Это первое условие процветания страны...

- Скажите, а какой посыл зрителю должно дать настоящее кино?
- Не скажу ничего оригинального. Главный посыл - стать нам всем лучше. Добрее, честнее, терпимее, что ли... Человек постоянно должен работать над собой. Это тяжело. Но искусство, в частности кино, должно нам всем в этом помогать.
(Из интервью с режиссёром Алексеем Балабановым 25 февраля 2009 года, "АиФ").
***********************************

"Человек живёт, пока у него есть идеалы, пока есть нравственный закон внутри и звёздное небо над головой". ( Иммануил Кант).

***********************************

- Балабанов - очень чуткий художник. В булгаковском "Морфии" в дневнике самоубийцы  есть такая фраза: "У меня начался распад моральной личности, но работать я могу"...
С каждым новым фильмом он работает всё точнее и сильнее, как бы вне какой-либо  связи, как может показаться, с распадом личности.  Показывает, как профессия  разводится с моралью. Он совсем - нигде и никогда, ни в каком объёме - не стыдится своей, видимо, врождённой ксенофобии.
Переживает свой эгоизм в самых болезненных, тотально неполиткорректных вариантах.
Без оглядки, портит ли тем самым свои художественные высказывания или нет.
Он ведь и не "левый" в европейском понимании - их идеи ему чужды.
При этом Балабанов ощущает себя по-настоящему НАЦИОНАЛЬНЫМ художником. Для него
по большому счёту никаких других народов, культур, кроме РУССКОЙ, не существует.
Другие - предмет противостояния или порчи отечественной жизни. Сделать выпуклой её специфику - предмет его ненавистной гордости. Или для того, чтобы всем остальным наступил наконец "кирдык". РУССКОСТЬ  для Алексея Балабанова - в центре
вселенной (...)
Но, в отличие от идеологов "особого российского пути", он мне представляется самым пессимистичным художником, которого я знаю. В первую очередь по отношению к этой самой "русской жизни". Она предстаёт в его кино тотальной и, безусловно беспросветной.
Он её идеолог, летописец, пиит, не знаю, кто ещё, одновременно обладает такой беспрецедентной трезвостью анализа всего того, что народом, элитой и начальством во
все времена любимо, что всех и в первую очередь себя самого, в собственных фильмах буквально сажает на кол.
(Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала "Искусство кино" -
"Искусство кино" N4, апрель 2009г.)

*********************************
- В 90-е годы российские режиссёры залили экраны таким количеством крови, что
смотреть некоторые фильмы было просто опасно для жизни. (...) В эпоху перестройки
и постперестройки режиссёры правду жизни видели именно в "чернухе". Сказалось
советское прошлое, когда огромное количество людей на разных уровнях запрещали
рассказы о негативных сторонах жизни. Поэтому на смену многомерной цензуре пришла иллюзия: если я показываю ужасающую жизнь, насилие, цинизм, лезущий из каждой
щели, нищету, безнадегу, это и есть правда. А там, где правда, там и искусство.
Запад эту тенденцию поддерживал - для больших фестивалей отбирали исключительно рассказы об умирающей, загнивающей, терзающейся России. Чтобы после просмотра складывалось ощущение, будто здесь только что закончилась Вторая мировая война и
тут же началась чеченская. Эту картину России, живущей при непрерывной стрельбе и тоталитарном насилии как бандитов, так и власти, западный зритель до сих пор
принимает за настоящую и единственную правду.
Рассказ о нормальных людях, о человеческих отношениях оказывался нашим режиссёрам неинтересен. Если в нём нет искушения несчастьем, болью, страданием, значит, это неправда. Лакировка. Это как при Суслове.
Подобные "чернушные" фильмы очень сильно повлияли на зрителя.
Мы ведь живём не только в бытовой среде. Большинству из нас не менее важно пространство символическое, где есть придуманные автором истории, герои, мифы.
(Нечего бояться этого слова! Человечество не может жить без мифов!).
Человек НУЖДАЕТСЯ в героях, в примерах ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. Так что кино ВЛИЯЕТ
на жизнь, точно в такой же степени, как и отражает её.
Автор не только свидетель и уж совсем не зеркало. Он ИНТЕРПРЕТАТОР.
И - самое главное - инженер ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ (хотя это выражение Горького мы произносим обычно с долей иронии).
Изображая ужасающую действительность, режиссёры не только её воспроизводили, но и МНОГОКРАТНО УМНОЖАЛИ. Рассказывая о мусоре, ты ничего другого, кроме увеличения этой кучи мусора не делаешь.
("АиФ" N25, 2007 год, Даниил Борисович Дондурей, кинокритик, "киновед").
**************************************

- Сегодня и кино, и литература, да и мы сами в разговорах всё чаще возвращаемся
назад, к советскому периоду. Если говорить о вас, что-то важное вы из него вынесли?
- Как ни парадоксально, но это - высокие моральные принципы. Правда, это скорее заслуга не государственного строя, а моих родителей (...)
Я усвоил для себя, что оставаться честным - важнее всего остального. Банально, но это так.
(...) Деньги для всех вылезли на первый план, но позитивных перемен это не принесло. Эта погоня за "бабками" изуродовала систему общечеловеческих ценностей. Кроме того, культ денег увеличил социальное неравенство.

- Давно хотел спросить вас: если жизнь в стране и так не сахар, зачем снимать картины вроде вашего "Груза 200", после которого жить становится совсем тошно?
- Кино - это отражение реальной жизни. Я просто говорю с экрана всю правду о нашем обществе. Если ты человек думающий, то тебе после просмотра действительно становится хреново. Хреново от понимания того, в каком лагере мы живём. А если ты толстокожий, как слон, или привык жить в розовых очках, то тебя ничем не прошибешь. Я снимаю
такие жёсткие, скандальные фильмы только потому, что общество у нас такое. Вот станет оно нормальное, и картины у меня будут другими. А пока же я делаю кино со своим ощущением уродства общества.

- Скажите, а какой посыл зрителю должно дать настоящее кино?
- Не скажу ничего оригинального. Главный посыл - стать нам всем лучше. Добрее, честнее, терпимее, что ли... Человек постоянно должен работать над собой. Это тяжело.
Но искусство, в частности кино, должно нам всем в этом помогать.
(Из интервью с А.Балабановым, "АиФ" N9 от 25.02.2009г.).
***********************************

- Сергей Герасимов своим студентам говорил: перед тем, как будете снимать картину, подумайте, во имя чего вы снимаете. Вы не задавались таким вопросом?
- Во-первых, Сергей Аполлинариевич жил в Советском Союзе, и это было концептуально,
а я живу уже в новой России и конечно же таким вопросом не задаюсь.
("Известия" 19.05.2013г. Из интервью с А.Балабановым, данном им в сентябре 2012г. Михаилу Верещагину в Анапе во время XXI открытого фестиваля "Киношок").
**************************************

"То, что нравственность человека может им самим не осознаваться, известно ещё со времён Фрейда, сказавшего однажды, что человек часто не только гораздо безнравственнее, чем он думает, но и гораздо нравственнее,чем он полагает". (Виктор Франкл).

**************************************

- ... И Балабанов в "Грузе 200"... Чем ценна эта картина? Почему я покажу её детям, эту картину, и внукам покажу? Потому что они должны понимать, что и это в них тоже есть... (Алексей Серебряков).

**************************************

Из зрительских отзывов разных лет после просмотра фильма режиссёра А.Балабанова
"Груз 200":

- И что же гениального снял? Да парашу он снял и в очередной раз обосрал 80-е годы!
Написал бы я про него, да боюсь забанят меня.

- В советское время это было нонсенс, а сейчас чуть ли не обыденность. Сейчас послать учителя считается нормальным, уступить место в автобусе старику - чуть ли не подвиг.
Больные люди были во все времена, но режиссёр почему-то посчитал нужным очернить ту эпоху с нормальной здоровой моралью. Что ж он про наше время кино не снял?

- Фильм блевотный, но это наша с вами жизнь. Я знаю, что этот фильм до сих пор запрещён к показу во многих странах в год его выпуска, показ его запретили на всех возможных фестивалях (...) Весь фильм - это сплошной ужас и негатив, этакая
"выгребная яма". Для меня это отражение нашей страшной действительности. Смотреть
я этот фильм рекомендую, но только как одну из работ Алексея Балабанова. Вникать в происходящее - с ума сойдёте!

- Фильм очень тяжёлый для восприятия. Снятый явно психически больным. Посмотрев его достаточно давно, была в шоке, и такое ощущение было долго - как будто в грязи искупалась.

- Смотрел, смотрел. Поначалу думал, нудятина будет, а в итоге угарел дико.

- Последний сюжет, где милиционер читает письма? Да...угарно.

- Да практически весь фильм, начиная с похищения Анжелики. Вштырило нереально.

- Судя по нападкам любителей фильма на тех, кому он не понравился... Этот фильм
не научил принимать других. Наоборот, он усилил ненависть окружающих к собственной стране и обществу, больше ничего. Вот это результат.

- Как-то давно прочла тут очень положительный отзыв, посмотрела этот фильм и проблевалась. Такой чернухи давно не видела, тоже надеялась посмотреть фильм про Афганистан, а посмотрела про гадость, грязь и извращенцев.

- Ничего хуже не видела на экране за всю жизнь, противно и мерзопакостно.

- Отличный фильм, отличный режиссёр.

- К сожалению,адекватную оценку фильму дать не могу, так как в 80-м году меня ещё
и в проекте не было. А мать расспрашивать о тех годах не очень хочется.

- Фильм как фильм. Я долго его искала, все отговаривали. Но особых впечатлений не произвёл.

- Мне хватило нескольких кадров. Смотреть не стала.

- Оху...й фильмец, пока смотрел два раза подрочил. Хочу ещё посмотреть, но мамка
не разрешает.

- Никогда раньше не писал отзывы, но, посмотрев, вернее, пролистав это безобразие,
не мог содержаться. Мне стыдно за авторов, да и за актёров. Неужели вы так мало зарабатываете, что решили создать такое...а может быть вы и в душе такие же убогие?..

- После фильма со мной случилась истерика, поднялась температура. Смотрела, надеясь
на хороший конец. Его не было. Посыл непонятен. Эпоха здесь - только декорации. Религия вообще не в тему. Если вам понравился фильм, срочно встаньте на учёт, вы -
псих.

- Совершенно случайно "набрела" на этот фильм, гнусные времена, гнусные нравы,
в душе ужасно после просмотра. Кощунственный замысел режиссёра, смотрела много
именно "тяжёлых" фильмов, но такого отвращения давно не испытывала...

- Думал фильм про события в Афганистане, подвиг наших солдат. В итоге потратил время на просмотр какого-то гнилья. Кому нужна эта правда в виде художественного фильма с подробностями извращения? Хватает того, что пишут в газетах, выпусках новостей...

- Чувство гадливости не проходит и на следующий день. В данном случае я за
возвращение даже советской цензуры. Не надо превращать экран в помойку!

- Тем, кто обвиняет Балабанова в извращенных фантазиях, напомню - фильм основан
на реальных событиях СОВЕТСКОГО заката! Балабанов неординарен, непонятен и неудобен, но он несомненно очень талантлив! Да, по своему сюжету фильм психологически тяжёл и даже где-то невыносимо отвратителен, но кто скажет, что этого быть не могло? Было так, и было ещё хуже, всякого было.

- Да вы здесь все с ума посходили? Это не фильм "Груз 200", это, я не знаю, да простит меня Господь и этот горе-режиссёр, но ТАКОЕ СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ! У меня сложилось мнение по поводу этой режиссуры - он был не в себе ЭТОТ БАЛАБАНОВ!!! Раньше нравился фильм "Брат", но после того, что узнала - снимал один и тот же режиссёр, если его так можно назвать.
ВСЁ. ША. НЕ ХОЧУ СМОТРЕТЬ НИ ОДИН ФИЛЬМ ЕГО!

- ... В целом, фильм, по моему мнению, полная ерунда, который мог бы смотреться в
91-92гг "на ура". Сейчас время ушло. Мы все это чувствуем. Не чувствуют только некоторые наши деятели искусств.

******************************

- Фильмы Балабанова в народе по-прежнему называют "чернухой".
Тот же "Груз 200". Какую цель Алексей Октябринович преследовал, снимая настолько мрачную действительность?
- Ничего не преследовал. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал:
"Я не знаю". Помню, Сергей Маковецкий, когда прочитал сценарий "Груза 200", позвонил мне в панике: "Скажи ему, что это нельзя снимать". А Миронов просто сказал: "Он свихнулся". Но когда я прочитала сценарий "Груза 200", мне так понравилось! Столько сюжетных линий, так здорово, интересно. Прочла на одном дыхании. Мне и в голову не пришло думать о маньяке-милиционере, о той злосчастной бутылке насильника. Я увидела очень хорошую и интересную историю, в которой есть глубокое понимание того, что происходило с нашей страной.

- Тем не менее "Груз 200" мрачный и тяжёлый фильм.
- Лёша не считал это "чернухой". У него все фильмы о любви. Может, это пафосно сказано, но он очень болел и переживал за судьбу своей Родины. Он часто говорил: где родился, там и пригодился. Это было его состояние. Его волновало то, что происходило со страной. Плюс он много читал классику. Он знал всего Лескова, Достоевского, Толстого.
Прежде чем писать какой-то сценарий, он уезжал на дачу, запасался книжками. Много читал, напитывался хорошей литературой.
(Из интервью с вдовой Алексея Балабанова - "КП" 20.04.2016 m.ural.Kp.ru).

Так кто же он - настоящий русский мужчина?
Копаем, копаем, а ответ на этот вопрос всё как-то не на поверхности...