43. Народ обретёт землю, суд возвратится к правде

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. Они становятся посланиями для тех, кто в них нуждается и их принимает.

Послание 43.

Боль поражения становится более горькой, когда присутствует память о прежних победах. И никогда так не ценится общение с Богом, как  когда кажется, что лицо Его скрылось от тебя.

"Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:"

Дело отцов передавать знания о делах Божьих следующим поколениям. Для этого в Писаниях представлено слово истории, такое же надежное, как и слово пророчества.

Знания о прежних милостях и силе Бога – это поддержка для веры, но не только. Ещё бОлее это учение о правильной просьбе в молитве, о правильных взаимоотношениях человека с Богом. Это – духовные корни.

Человеку важно знать свои корни. Он, как и дерево, полностью зависит от своих корней, впитывая через них воду, удерживаясь ими в земле. Корни человека – это духовная категория, а не материальная. Но человек сможет исследовать свои духовные корни из того, что происходило на предшествующих духовных состояниях, называющихся «отцами». Однако, сможет не ранее того, как поднимется на следующую духовную ступень – «сыновья».

"Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним."

В обычном, поверхностном смысле речь идёт об истории Богом избранного народа, когда Творец Сам вмешивался в какие-то события. В этих строках свидетельство того, что иудеи завладели благодатной землей не благодаря своему военному превосходству, и не их мышца помогла им победить. Могущественная десница Бога, Его всемогущая мышца помогла им – так Он проявил Свою любовь и милость. Это Богом данная земля.

Теперь смотрим корни, духовные смыслы этих строк.
«Народы» означают различные эгоистические устремления. Желания народов устремлены только на свой эгоизм, так под воздействием света разделяется одно общее желание: сначала оно разбивается на части, затем перемешивается, сортируется;  потом происходит его «сепарация»: одна часть поднимается вверх, устремляясь к Творцу – это «народ Израиля», которому  авансом даётся земля объединения; вторая часть – это «народы мира», которые «остаются жить» в странах рассеяния.
Другими словами, то, что называется «народы», есть, по сути, духовные силы, которые таким образом выделяются в природе, а затем постепенно проявляются в людях.

«Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой даёт тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней; то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой даёт тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберёт, чтобы пребывало там имя Его» (Втор. 26:1-2).

Говорится о земле Израиля: «земля» – это желание, а «Исраэль» значит «прямо к Творцу». Овладеть землёй Израиля можно только в том смысле, что овладеешь ею духовно. Пребывать в этой земле означает находиться в тесной взаимосвязи, в любви, братстве, и, исходя из этого, точно так же относиться к Господу, дать Ему возможность поселиться между нами.

Об этом сказано: «и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его». Имя Его может быть только на этом месте. «Начатки всех плодов земли», все дары – это намерения, которыми ты демонстрируешь, для чего это делаешь.

Приобрести эту землю мечом, то есть силой эгоистического получения, невозможно. 
Только  действие света по благоволению Творца может создать условия её получения – «свет лица Твоего».

"Боже, Царь мой! Ты – тот же; даруй спасение Иакову.
С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твоё попрем ногами восстающих на нас:
ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасёт меня;"

Они, идущие прямо к Творцу, доверились Ему и ликовали в Нём, они НЕ считали, что своим спасением обязаны собственному мечу и луку, и НЕ надеялись, что их меч и лук спасет их в будущем.
Только имея Господа Бога на своей стороне, то есть в основе своих устремлений, не будешь сомневаться в успехе таких устремлений. Меч – это сила получения, лук – это ещё и символ желания, физического и психического напряжения, к тому же связанного с желанием получения власти.
 
"но Ты спасёшь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас."

Синодальный перевод говорит об уповании в будущем, тогда как перевод из Теилим звучит: «Потому что Ты спас нас от врагов наших и ненавидящих нас посрамил», как об уже свершённом.
Так и же и Христос, вместе с просьбой в молитве к Отцу уже благодарил Его за уже свершённое по этой молитве. 
В этом - сила веры в любовь и могущество Бога. Они знают, что Он только по такой их вере совершает незамедлительно. «Изреки – и свершится» – такой же была вера сотника, сказавшего Иисусу: «…скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мат. 8:8).

Полагаю уместным только напомнить, кто или что есть наши враги в смысле духовных корней происходящего в жизни. Это – самость и гордыня, ощущение себя центром всего и вытекающее из этого уничижение Творца.

"О Боге похвалимся всякий день, и имя Твоё будем прославлять вовек."

«Бога восхваляли мы весь день, и имя Твое навеки прославим. Сэла!» – так переводится непосредственно с древнееврейского текста.

Только Бог избавляет Свой избранный народ, который видит в Нём своего избавителя. «Сэла!» – это подтверждение непреложности сказанного. Уповающий хвалится о Господе, ибо он знает, на кого уповает. Кто в имени Его имеет утешение, тот воздаст Ему должную славу.

"Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;"

Столь резкий переход в уничижительное положение тех, кто только что хвалился Господом с великой уверенностью на Его защиту и благословение, – почему, отчего?! Чтобы столь отчаянное нынешнее положение и бесчестье сделалось более позорным?

«Продал Ты народ свой за бесценок» – прямой перевод Теилим усиливает унижение, сравнивая ситуацию с торговой сделкой, при которой Бог просто избавился от Своего народа, не ценя его.
Израиль вдруг видит только себя и своё бедствие, предъявляя это Богу, хотя должен был приписывать все беды собственным грехам: «Вы проданы за грехи ваши» (Ис. 50:1).

"отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
Всякий день посрамление моё предо мною, и стыд покрывает лицо моё
от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:"

Несчастный Израиль стал посмешищем для остальных народов, объектом для насмешек и поношения.
И уже так всё оборачивается, что бесчестье Израиля стало бесчестьем для Бога, – продавая их, Он не добавил Себе славы, а скорее тем самым потерял её!
Неужели для того это ими говорится, чтобы по-детски спровоцировать Бога вступиться за них?

Слава Богу, это не так!

"всё это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего. "

Поражение и позор Израиля не стали результатом его сознательного отступничества. В данном случае муки народа были связаны с тем, что они – избранный народ Бога. Они страдают за Бога и Его завет – так они считают.

"Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною."

«Хотя Ты сокрушил нас в месте, где обитают шакалы, и покрыл нас смертной тенью» – так звучит дословный перевод. Почему презренные шакалы стали грозными драконами – интересный вопрос. По-видимому, к времени нового Синодального перевода статус зла существенно повысился.

Но суть в том, что на этот раз бедствия постигли людей, которые не отвергли Божьего пути. Испытывая притеснения и страдания, они говорят о собственной непорочности, и призывают Самого Господа свидетельствовать о том, что остались верны Ему:
"Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому,
то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца."

"Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание."
Здесь народ Божий страдает за свой союз с Ним.
Столетия спустя апостол Павел находился в той же ситуации и цитировал эти строки этого Псалма, уже говоря о тех, кто пострадал и даже принял смерть за свидетельство о Христе (Рим 8:36).

"Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? "

Их просьба очень настойчива: «Пробудись, почему спишь Ты, Господи?» (в переводе Теилим). Они истово молятся, чтобы Бог искупил их, и не отринул навсегда.

Но эти слова также можно отнести ко Христу (Мат. 8:24): Он спал, когда ученики боролись со штормом, и они разбудили Его, говоря: «Господи! спаси нас, погибаем».

Теперь они уже не ссылаются на собственные заслуги и праведность, хотя и имеют свидетельство о собственной непорочности, а выражают просьбу словами грешника:

"ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле."

Это кульминация псалма. Они не понимают, как Бог может скрывать лицо Свое, быть таким равнодушным к судьбе Своего народа, уничиженного до праха.
Утроба наша прильнула к земле – мы не можем приподнять себя, – не можем оживить свой угасающий дух.

Они вспоминали дни ликования в Господе и над своими врагами. Они привыкли иметь доказательства Божьего благоволения, и были брошены в испытание страданиями, что после бездумного наслаждения особенно тяжело.
"Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей."

Остаётся только упование, что Бог повернётся к ним с милостью. И они просят у Бога милости: «Избавь нас ради милости Твоей». Не ради каких-то заслуг отцов их или своей преданности Богу, которую якобы «свято хранили». 

Этот псалом относится к особой группе, озаглавленных словом «учение» – к псалмам назидания. Они печальны, ибо скорбь открывает уши, а страдания назидают.
В нём псалмопевец смешивает и упоминания прежних милостей, и скорбные молитвы, и приятные ожидания, и только в кульминационный пик страданий рождается правильная молитвенная просьба об избавлении и исправлении.
Таким образом даётся назидание, что любой успех исходит не из личных потуг или от силы меча, а из благоволения Бога и света лица Его.
В истории Израиля было и много скорбных периодов, было Вавилонское пленение, страдания во времена Антиоха, ибо определено, – только многими скорбями «идущие прямо к Творцу» смогут войти в Царство Небесное.

Есть евангельские псалмы, раскрывающие привилегии и утешения христиан. Этот псалом говорит об испытаниях и о том, как пройти закалку. Этот псалом – как смиряющий день поста по случаю всенародного бедствия, угрозы или бремени,  в нём – великое назидание.

Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь – «Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего. Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем» (Пс. 93. 14-15).