По делам чудотворцы наказали нечестивцев

Михаил Ханджей
 Завоеватели из Великой армии императора французов Наполеона I Бонапарта в первый день нашествия, 12 июня 1812 года, были встречены казачьими пулями лейб-казаков ротмистра А.Н.Рубашкина на берегу Немана.

  И при изгнании Наполеона с его армией на берегах того же Намана именно казаки атамана Платова 2-го декабря  провожали пулями жалкие остатки Великой армии, бежавшей по льду на прусский берег реки под ударами казачьих пик и сабель.

  Донское казачество отметило своё участие в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах русской армии, закончившейся взятием Парижа, ТРАДИЦИОННО – всё ценное, добытое в войнах, в первую очередь отдавалось в храмы Русской Православной церкви.

  23 декаюря 1812 года генерал-фельдмаршал князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов писал Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию, что «...храбрые донские казаки возвращают Богу похищенное из храмов его сокровище, бывшее некогда украшением святых ликов, потом доставшееся в добычу нечестивых хишников и, наконец, храбрыми донцами из когтей их исторгнутое».
  Князь С.Г. Волконский описал отношение казачьих начальников к военной добыче, взятой их казаками так: «...Иван Дмитриевич Иловайский( 4) с попечительным вниманием рассматривал отбиваемые обозы у французов, которые, без исключения, препровождались к нему на личный осмотр. Он имел тогда своё пребывание на Тверской(улице в Москве)... Всё вносилось на личное его обозрение, и как церковная утварь и образа в ризах были главной добычей, увозимой французами, то на них обращал внимание Иловайский и делил всё это на два отдела: что побогаче в один, что победнее в другой. Эта сортировка Бенкендорфу и мне показались странным действием, и Александр Христофорович спросил его:
  - Зачем этот делёж? Ведь это следует отдать духовному начальству, как вещи, ограбленные из церквей Московских и сладующие обратно в оные.
 
На это Иловайский отвечал:

  - Нельзя, батюшка, я дал обет, если бог сподобит меня к занятию Москвы от рук вражьих, всё, но побогаче, всё ценное, доставшееся моим казакам, отправить в храмы божьи на Дон, а данный обет надо свято исполнять, чтобы не разгневать бога...».
 

  Во время своего пребывания в Париже Матвей Иванович Платов «дерзнул», - как он сам писал протоирею Долотину, - «... вылить там сосуд со всеми к нему принадлежностями и с надписью года и числа вступления Императора нашего с победоносными войсками в Париж (то есть 19 марта 1814 года) для соборного храма Божия, город Черкасск украшающего, в котором осенены были благодатию превыспренно юные и старцы, подвигнувшиеся за веру, царя и отечество на отмщение лютого и дерзкого врага».
  Кроме того из серебра, отбитого донцами у французов в 1812 году, граф Матвей Иванович Платов от имени всех донцов вносит три пуда восемь фунтов на дарохранительницу для Новочеркасского Вознесенского войскового собора.

  Но это были ещё не все дары казачьи храмам России.

В Казанском соборе в Санкт-Перербурге была сделана из серебра, отбитого в 1812 году у французов, тяжёлая решётка вдоль главного амвона величественного православного храма. На этой решётке, весом 40 пудов, сделана скромная надпись:

  «УСЕРДНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ВОЙСКА ДОНСКОГО»

Кроме того, атаман граф М.И.Платов передал отбитые у наполеоновской Великой армии 10 пудов серебра и 20000 рублей на возобновление богослужений в ограбленных французами храмах московского Донского монастыря.

  26 декабря1812 года полководец России, ставший её «Спаителем» - Михаил Илларионович Кутузов пишет атаману Войска Донского М.И.Платову из Вильно:

  «Милостивый государь мой граф Матвей Иванович!

  Спешу объявить Вам и предводимым Вами храбрым донцам живейшую благодарность мою за драгоценный дар ваш, приобретённый мужеством и жервуемый от непритворного благочестия.
                Мне сладостно думать, что наши воины, бросаясь в опасность, не щадя жизни для исторжения сокровищ из рук похитителя, имели в виду не корысть, но бога отцов своих и мщение за оскорблённую им святыню. Принадлежащее божеству возвращаете вы к подножию божества».