Наказание за добродетель

Дмитрий Новиков Винивартана
Как-то в разговоре с просветленным один человек спросил:

- Что-то непонятно мне – чем больше добра людям делаю, тем труднее мне живется. Как совершу хороший поступок, так следом непременно по голове получаю...

- А ты по вере кто вообще-то? – спросил видящий истину.

- Да вроде как христианин, православный – ответил тот.

- Гм... «вроде как» - передразнил просветленный. – Ты уж,
брат, давай поувереннее как-нибудь... Ну, да ладно, будем вместе к ответу пробираться.

- Ты хочешь сказать, что знаешь причину?

- Отчего ж нет, и ты знаешь, только подзабыл малость. Вот вспомни, что твоя священная книга о любви говорит... Помимо всего прочего и такое: «любовь своего не ищет» - верно?

- Верно... у апостола так сказано.

- Вот. А ты, когда добро людям делаешь, по любви так поступаешь или ради выгоды?

- По любви... ну, так мне кажется...

- Эх, какой ты неуверенный – все «вроде», да «кажется». Так трудненько будет истину увидать. Ну да не печалься, разберемся. Вот смотри: если добро по любви творишь, стало быть ни о каких последствиях не помышляешь. Любовь – она ведь только тогда любовь, когда про себя забывает. Ну, а если что из корысти человек делает, в расчете на вознаграждение – не любовь это вовсе. Как тебе кажется?

- Прав ты...

- Не знаю, прав я или лев, да только весь смысл твоего учения христианского в том, что лишь посредством настоящей любви к истине, то есть к Богу приходишь. Сами же любите говорить – Бог есть любовь. И вот представь теперь, что за каждое доброе дело ты бы вознаграждение получал – чему бы это людей научило? Добро стало бы делать выгодно. И делалось бы оно уже часто не по велению сердца, но по расчету разума. Где бы вера твоя оказалась тогда? И во что верил бы ты? В бухгалтерские расчеты с Господом Богом?

- Да, искушение...

Вот то-то и оно. Но не забудь и о другом, оно тоже к делу отношение имеет. Мир, где мы живем – это мир по-вашему падший, а по-моему иллюзорный. В любом случае – неистинный и во зле лежащий. Живут-то в нем не по божеским законам.

- Это правда, редко когда по-божески выходит.

- Ну, а если не выходит по-божески, то, наверное, в угоду какой иной силе люди действуют... И ты про силу эту тоже знаешь.

- Знаю, конечно...

- А раз знаешь, то и суди сам – станет ли сила эта тебя за твои добрые дела по головке гладить?

- Думаю, что только если захочет во мне бескорыстную любовь подменить расчетом – чтобы я уж навсегда рабом этой силы сделался.

- Вот ты и ответил сам на свой вопрос, не так ли? – сказал просветленный. – Так что смотри на страдание, как на величайшее благо тебе ниспосылаемое и будешь счастлив.