Осознанность

Геннадий Кульчитский
«Одна из самых важных вещей, которые нужно
 понять о человеке, состоит в том, что человек спит.
Он не просыпается, даже когда думает, что проснулся.»
Бгахван Шри Раджниш (Ошо)
 
  В своей работе, также названной «Осознанность», Ошо убеждает нас в том, что даже бодрствуя, мы крепко спим и поэтому далеки от реальности. Он ссылается на то, что это не новость, что на Востоке многие века все просветлённые и, в первую очередь, Будда призывали: «Проснись! Будь пробужденным.»
  Ошо говорит: «Пробуждение - это цель, и пробуждение - это вкус всех их учений. Заратустра, Лао-цзы, Иисус, Будда, Бахауддин, Кабир, Нанак - все пробужденные учили только одному... на разных языках…»; 
   Что имеет ввиду Ошо, говоря о том, что, бодрствуя мы, якобы, спим? Прежде всего то, что подавляющее большинство, живущих на земле людей, постоянно находится в состоянии абсолютного невнимания к себе, к тому, что они делают, к тому, что происходит вокруг них.

  Гераклиту приписывают такие слова:
«В мгновения бодрствования
Люди так же забывчивы и небрежны
К тому, что вокруг них происходит,
Как и когда спят».
«Пробужденные живут в одном общем мире;
Каждый из спящих - в своем собственном.»

    Свои действия, так называемые, «спящие» осуществляют механически, автоматически, когда голова занята другими мыслями, абсолютно не связанными в это время с их деятельностью, и, как правило, мыслями случайными, никчемными.
Ошо характеризует это состояние так: «В голове тысяча и одна мысль, и вы не осознаете, что происходит, не осознаете, что делаете, не осознаете, кто вы.»
Ошо предлагает проделать такой эксперимент. Запишите все мысли, которые прокручиваются у вас в голове в течении какого-то даже очень короткого времени (5-10 - минут). И когда вы прочтёте записанное, вы увидите какой хаос постоянно находится у вас в голове, и поймёте, что осознанности там нет места и с этим сумасшествием нужно что-то делать, а точнее ничего не нужно делать, нужно встать на путь осознанности.

    В своей книге «Четвёртый путь», об учении Г. И. Гуджиева, П.Д. Успенский пишет: «Наши мысли в большинстве своём - это размышления без цели. Наше размышление стало автоматическим; мы думаем о всевозможных второстепенных вопросах, развиваем мысль, произвольно перескакивем от одной к другой, не имея никакого понятия о том, зачем и почему мы это делаем. Всякое размышление должно иметь цель, намерение.»
А этого, как раз, в этих мыслях и нет! И ещё:
 «Мы только воображаем, что бодрствуем. Поэтому, когда мы пытаемся вспомнить себя, это означает только одно — мы пытаемся пробудиться. И мы пробуждаемся на секунду, но потом снова засыпаем. Это наше состояние бытия, поэтому фактически мы являемся спящими.»
   А ведь мы существуем и всё вокруг нас существует реально здесь и сейчас и по другому существовать не может, а раз мы «спим», значит мы отсутствуем, находимся где-то далеко в мыслях.

    Когда человек пробуждается от своего состояния отсутствия в реальности, он переходит в состояние осознанности, которое означает, что все, что происходит вокруг него в любое мгновение здесь и сейчас он наблюдает, он присутствует при этом, осознаёт себя и происходящее. Человек становится распорядителем своего существования, он осознает свою абсолютную ответственность за все, что с ним происходит. В «спящем» состоянии человек автоматически реагирует на ситуацию, обстоятельства, действия других, в состоянии осознанности же он действует исходя из их осознавания.

  Реакция человека на внешние обстоятельства всегда происходит исходя из прошлого, на основе прошлого опыта подобных ситуаций, обстоятельств и условий. Но жизнь постоянно меняется, в ней ничего нет повторяющегося в точности, нет и не может быть одинаковых ситуаций и обстоятельств. Поэтому-то наши реакции, как правило и ошибочны.
    П.Д. Успенский в выше названной книге пишет: «Чтобы быть свободным от внешних обстоятельств и ситуаций, человек должен быть сознательным, тогда он не будет реагировать на основании прошлого опыта, а принимать осознанное решение.»
Осознанные решения, в отличие от реакции, Ошо называет откликом и в пользу них он высказывается следующим образом:
«Ум всегда нерешителен. Дело не в уме одного или другого человека; ум есть нерешительность. Действие ума состоит в том, чтобы колебаться между двумя полярными противоположностями и пытаться найти правильный выход. Какой бы ни была полярность, просто осознавай ее.»
«Осознанность в своей основе решительна. Поэтому любое действие из осознанности тотально, полно, лишено раскаяния.
Я никогда в жизни ни о чем не раздумывал снова, не было ли лучше вместо этого сделать что-то другое. Я никогда не раскаивался. Я никогда не думал, что совершил какую-то ошибку…. Я действовал из осознанности - и это все мое существо. Тогда все, что происходит, - это все, что возможно.»

   Человек «спящий» не использует даже малой части cвоих способностей и возможностей. Чтобы жить полной жизнью он должен быть тотально осознан. Чем большее время мы находимся в состоянии осознанности, тем острее и глубже мы чувствуем, ощущаем, осознанность существенно увеличивает остроту всех наших функций. А без осознанности, как образно выражается П.Д. Успенский на первых страницах своей книги: «Мы имеем в себе большой дом, с библиотекой и многими другими комнатами, но мы живем в подвале и на кухне и не можем выйти из них.»
При этом осознанность – это не что-то такое, что должно быть взято извне и привито нам; она уже есть у нас, это вполне открытая для нас возможность бытия. Пробуждение - это путь к успешной жизни, богатой правильными решениями, красотой, чувствами, событиями, положительными эмоциями.

  И Ошо и Гуджиев считают первым и очень важным шагом к пробуждению понимание того, что мы неосознанны. Если мы понимаем это, понимаем, что подавляющую часть бодрствования мы «спим», то, естественно, нашей целью может стать пробуждение и осознанность.
Но Ошо предупреждает: «Пока ты не приложишь тотального усилия, чтобы проснуться, этого не случится.»
Он же считает, что: «Первый шаг в осознанности - стать очень внимательным к своему телу.»
   
   Начните наблюдение инстинктивной и двигательной функций. Нужно наблюдать своё тело, как можно больше времени и постепенно вы начнёте проявлять бдительность к каждому жесту, к каждому движению, прикосновению.
     Гурджиев, кроме того, рекомендует пытаться вспомнить себя:
«В обычных условиях, когда вы думаете о чем-либо, или говорите, или делаете вы не можете вспомнить себя. Когда мы поймем это и будем наблюдать это в течение некоторого времени, мы должны ловить себя в те моменты, когда мы неосознанны и постепенно это сделает нас более сознательными.»
   Самовоспоминание практически является самосознанием. Вы сможете контролировать себя исключительно в состоянии самовоспоминания.
     Гурджиев исключительно большое значение на пути к осознанности придаёт самовоспоминанию: «Усилие вспоминать себя — это главное, так как без самовоспоминания ничто другое не имеет никакой ценности; это усилие должно быть основой всего. Только этим путем вы можете перейти от механического к более сознательному состоянию.»
 
   Дальше начинайте наблюдать природу вокруг, вдыхайте запахи, чувствуйте порывы ветра и солнечные лучи, обращайте внимание на деревья, цвет листвы, травы, цветов….
    
  Следующий шаг -  сосредоточьтесь на интеллектуальной функции: наблюдайте каждую мысль, каждое желание… 
      
   Затем, когда освоите наблюдение интеллектуальной функции начните осознавать чувства, эмоции, настроения, т.е. осознавайте эмоциональную функцию.
В своей книге Ошо даёт и методологические рекомендации относительно работы над осознанностью:
«Даже в течение минуты поддерживать осознанность трудно, поэтому человек должен осознавать, что осознанность - не детская игра. Когда ты пытаешься осознавать, ты должен помнить, что много раз забудешь. Ты уйдешь далеко прочь, во что-то другое. Но в то мгновение, как ты снова вспомнишь, не чувствуй себя виноватым.»
«Никакой вины, никакого раскаяния - в то мгновение, как ты вспоминаешь, что забыл, просто вернись. Просто вернись и снова начни работать.»
«Продолжай работать медленно, терпеливо.»
«Осознанность растет очень медленно, но растет.»
   Как вспомогательное средство на пути к осознанности Ошо рекомендует медитацию, которую называет ваппасана (випассана - свидетельствование), он утверждает, что ваппасана была путем Будды. Эта медитация основана на наблюдении дыхания, таком простом и естественном явлении. Просто наблюдайте дыхание - входящее и выходящее.

 И последний этап осознанности, который для простого человека, я считаю запредельным, Ошо характеризует так:
«Четвертое - это предельная осознанность, которая делает человека пробужденным. Человек осознает собственную осознанность - это четвертое. Это делает человека буддой, пробужденным. И только в таком пробуждении человек узнает, что такое блаженство. Блаженство - это цель, осознанность - путь к нему.»
                Приложение
Путь к осознанности.
1. Я осознаю то, что я делаю.

2. Я думаю о том, что я делаю.

3. Я концентрирую своё внимание, на том, что я делаю.

4. Действуя, я живу в текущем моменте.

5. Я осознан в каждом моменте.

6. Я осознаю каждое своё слово.

7. Я слушаю лишь то, что важно для меня.

8. Я контролирую свои мысли, осознавая их.

9. Я осознаю свои эмоции, я наблюдаю за ними.

10. Я контролирую cвои эмоции, и, таким образом, имею возможность управлять ими.

11. Я управляю эмоциями, без борьбы, без подавления их, я просто их осознаю.
 
12. Мои эмоции под воздействием разума трансформируются в спокойствие.

13. Я наблюдаю переход от эмоций к состоянию спокойствия.

14. Осознавая свои поступки, я становлюсь внимательным.

15. Я обращаю внимание на желания и факторы, побуждающие действие.

16. Я проявляю в сознании свои дурные привычки и нежелательные черты
         характера. Я акцентирую на них внимание.

17. Я избавляюсь от дурных привычек и нежелательных черт характера. Я
          избавляюсь от них путём сознательного, осознанного отказа.

18. Я занимаюсь творчеством, выражая своё «Я». Я получаю от этого радость.

19. Я осознаю все свои чувства.

20. Я ловлю счастливые мгновения.

21. Я радуюсь.

22. Я пропускаю красоту через свой разум.

23.     Я владею своим сознанием.