Эволюционный и революционный пути развития

Гульмира Жамантикова
Почему возникает «революционная ситуация»? Я помню, как на уроках истории в старом добром СССР нам давали такую формулировку: «Верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому». И поэтому, мол, возникает революционная ситуация. Всё очень просто и понятно, но в жизни всё намного сложней, и не всегда понятно – кто «верх», а кто «низ», и кто кем управляет на самом деле.

В современном мире, если не демократическом, то хотя бы стремящемся к демократическим идеалам, такое разделение на «верхи и низы» уже не актуально. Но в каждом человеке всегда можно выделить две тенденции: консерватизм (стремление сохранить существующий уклад) и революционный настрой (стремление к изменениям). И каким-то непостижимым образом эти две тенденции существуют вместе и одновременно, дополняя друг друга.

В чистом виде ярые консерваторы и революционеры встречаются редко. Но давайте представим таких «идеальных» прототипов по отдельности, чтобы понять их сущность.

Чистый консерватор – это тот, кто создал в своей жизни идеальный порядок: у него всё разложено по полочкам – и в доме, и в делах, и в голове. У него устоявшееся мировоззрение, налажены все взаимосвязи и отношения. Он считает свой образ жизни самым лучшим и правильным, и не намерен ничего менять. Более того, он готов защищать его ценою жизни, т.к. всё это было достигнуто большим трудом, ценою усилий не только личных, но и совместных, его семьи, родных и друзей, отцов и дедов. Всё это является частью его культуры, менталитета, теми духовными ценностями, которые ему дороги. И его консерватизм можно понять.

Кто же такой чистый революционер? Это тот, кого совершенно не устраивает ни существующий общественный порядок, ни существующее мировоззрение. Он видит все недостатки и несправедливости мира и горит желанием разрушить всё «до основанья», чтобы построить новый мир – более совершенный и даже идеальный. И его тоже можно понять.

В каждом из нас есть и консерватор, и революционер. И для нормального развития важно уметь различать: что следует сохранить, а что необходимо изменить или даже разрушить? Что является вечной ценностью, а что является преходящим и подверженным совершенствованию? Только обладая этим различением, можно создавать устойчивые, развивающиеся системы. И я имею в виду не только социально-политические или экономические системы.

Каждый организм, каждый биологический вид представляет собой эволюционирующую систему, стремящуюся к самосохранению. Это делает нас консервативными по своей природе. Наше тело было сформировано приспособленным к данным условиям среды. И на подсознательном уровне мы не хотим, чтобы эти условия менялись. Наши привычки и пищевые предпочтения, наша культура поведения и образ жизни формировались на протяжении множества поколений, и мы не можем измениться в одночасье, даже при всем желании. Всё это составляет ту силу инерции в природе, благодаря которой возникают и сохраняются материальные структуры.

Но когда человек поставил себя выше биологической природы, он начал активно менять окружающую среду, подстраивая её под свои интересы. Он начал воспринимать природу только лишь как ресурс для достижения своих «великих и возвышенных» целей. Вот только внятно сформулировать эти цели не получалось, будучи оторванным от матери-природы – всё сводилось к удовлетворению эгоистичных и неоправданных человеческих амбиций. Результатом этого стала та техническая цивилизация, которую мы построили.

Я не берусь утверждать, что техническая цивилизация – это зло, но и делать из неё самоцель, строить мировоззрение вокруг неё было бы большой ошибкой. Если мы будем ставить во главу угла наши научно-технические или экономические достижения, то никогда не сможем прийти к согласию. Ведь эти цели и достижения субъективны и преходящи. Это то, что всегда подвержено изменениям, совершенствованию, прогрессу.

А что же тогда является вечным и непреходящим? Это то, что нас объединяет изнутри – наша единая природная сущность, сама жизнь, которая нас сотворила. А она по своей природе консервативна. Она стремится сохранить достигнутое устойчивое равновесие. На протяжении миллионов лет она создавала эти экосистемы, виды и организмы, пополняла биоразнообразие, и вдруг кто-то хочет всё это разрушить, объявляет природу несовершенной?! Нет, так не получится. В природе нельзя построить новое, разрушив всё «до основанья». Всё новое в природе призвано лишь дополнять и совершенствовать созданное предыдущими поколениями и эпохами, а не противоречить ему. В природе ты вынужден приспосабливаться к существующим условиям и принимать те ограничения, которые они на тебя накладывают. И совершенствовать систему можно лишь изнутри – совершенствуясь лично, в первую очередь, совершенствуя свое сознание, тело и образ жизни, расширяя границы своего сознания.

И поэтому, если вы считаете мир несовершенным, то в первую очередь, надо начинать с себя и своего сознания, с осознания своей природы и своего происхождения. Это то, что является объективным, а значит не подлежит оценке.

Вы можете считать себя коммунистом или либералом, верующим или атеистом, правым или левым, противником или сторонником чего-либо, но всё это субъективно и не отражает вашу истинную сущность. А то, как вы живете, где родились, чем питаетесь, кого любите, кто ваши родители, деды и прадеды, какие у вас отношения в семье и в роду – это то, что составляет вашу сущность, определяет ваши черты, потребности и наклонности.

Проявлением высшей степени разумности является способность создавать устойчивые и гармоничные экосистемы, наиболее совершенные, благоприятные и здоровые для всех обитателей условия жизни. А гармония между экосистемами создает общий климат на планете. И то, что сейчас происходит с климатом, говорит о том, что мы живем в эпоху глобальных перемен.

Как оптимист по натуре я вижу в этом возможности для развития, для создания более устойчивого и совершенного образа жизни на Земле и  перехода на новый уровень развития сознания. И я вижу очень много зачатков нового мира – не того нового, которое стремится разрушить всё старое, а того, которое берет от него всё самое лучшее и преобразует в новое качество, совершенствуя всю систему в целом. Это эволюционный, а не революционный путь развития.