Возрастные конкурсы

Наталия Май
               

Я не люблю, когда на чем бы то ни было спекулируют, чтобы набрать очки – в данном случае на возрасте (или слишком юном или преклонном). То есть, оценивать надо не выступление, а то, как уверенно держится на сцене, к примеру, двухлетний мальчуган или его столетний коллега. И умиляться – ой, какой маленький! Или – ой, столько лет, а он…

Конкурс – так конкурс. И все должны быть равны. Выбирать должны лучших, а не по принципу некого «умиления». Тогда и называть надо вокальное состязание не «Голос. Дети» или «Голос: 60+», а «кто на свете всех милее».

Надо отдать должное, в первом сезоне конкурса для шестидесяти и старше, этого было куда меньше, чем во втором сезоне. В прошлый раз я смотрела проект с удовольствием, и очень мало кто показался мне недостойным. Но и там было одно крайне удручающее обстоятельство – надо было «не обидеть» родственника одного из наставников и обязательно дать ему выступить, причем неоднократно. Я надеялась, таких исключений будет мало, и, в основном, участники будут соответствовать определенной планке.

У нас намечается четыре основных тенденции: академические певцы, народные, рокеры и джазовые музыканты. Чаще всего побеждают академисты (начиная с Сергея Волчкова) – видимо, такой вкус доминирует у аудитории «Голоса». Причем вне зависимости от того, насколько конкретный академист интересен, артистичен, умеет донести смысл текста… Но есть часть аудитории, которая, услышав академический пафос, устоять перед ним не может.

В прошлом «Голосе» для старшего возраста победила народница – уже какое-то разнообразие, меня это даже порадовало (академические певцы – не самая наша сильная сторона по сравнению с теми же итальянскими оперными певцами). Вообще народники в «Голос» приходили не раз – но к ним даже не поворачивались во время слепых прослушиваний. Вот так у нас в стране поддерживают фольклор!  (Не скажу, что я фанатка этого направления, но поддерживать свой фольклор должна каждая страна, и в нашем жюри сидит наставница – фолк-музыкант.)  В этом сезоне пришел очень интересный музыкант, работающий в стиле народного сказителя – играющий на инструменте, поющий, похожий на сказочный былинный персонаж, древнего Бояна. Никто его не выбрал. При этом поворачивались к тем, кто лишен творческой и голосовой индивидуальности, поет мимо нот и не в ритме – и опять с комментариями на тему «нельзя обижать человека, потому что…» Далее следует рассказ о жизни конкурсанта.

Никто не говорит, что люди не должны относиться с должным почтением к жизненному пути и заслугам участников пенсионного возраста, но конкурс музыкальный, он заявлен как состязание высокого уровня (а не пробы на участие в самодеятельном кружке при Доме Офицеров). Когда один из конкурсантов перед тем, как уйти, сказал, что он профессионал и прекрасно понимал, с кем он здесь соревнуется, для меня это прозвучало как ирония (другое дело, что у него самого здесь был не самый удачный репертуар).

В первом сезоне были все основные направления музыки – их представляли талантливые, находящиеся в превосходной рабочей форме исполнители. В этот раз – глубокое разочарование общим уровнем и несправедливостью судейства (хотя я не склонна валить все на наставников, потому что не уверена, что все зависит от них). Из четырех суперфиналистов мне понравились Е. Гурилева (из команды М. Боярского) и В. Грицык (из команды Валерии).

Я бы, наверное, отдала предпочтение Гурилевой. Изначально она меня зацепила тем, что высокое сопрано на грани колоратуры – моя слабость, любимый тембр у женщин. И мне понравилось, как она из не самой выигрышной песни «Мишка» сумела сделать конфетку своим актерским мастерством. Здесь действительно – и сказочно красивый тембр, и профессионализм, и артистизм. Было все. И видно, что она сама – педагог, умеет работать с психологическими нюансами.

Похоже, что Грицык – музыкант западноевропейского типа, меланхолического темперамента, несколько отстраненный, но хорошо, что и на русском языке он раскрылся достаточно убедительно и чувствовал себя комфортно, деликатно относился к слову, хотя и не изменил своей сдержанной манере, которая мне лично нравится. Понятно, что с англоязычным репертуаром основную аудиторию «Голоса» не завоюешь, поэтому они с Валерией все грамотно выстроили.

Журналисты пишут, что победитель, Л. Сергиенко, решил учиться в консерватории – это, мол, никогда не поздно. Не знаю, правда это или нет, но там поющих так, как он, с однообразным академическим пафосом, много. Он сам представляет конкретно, чего ему недостает и чему он хочет учиться? Надеюсь, ответы на эти вопросы у него есть. А так – не хватало еще запеть «О, море, море» совершенно в манере всех предыдущих победителей (смотревшие все сезоны поймут). Или победителям такого типа (а он доминировал среди тех, кто занимал первые места) выйти всем вместе – и хором.

Но больше всего разочаровало то, что звучало в целом мало песен, которые показывали бы все возможности голоса участника и разные вокальные приемы – а именно это является целью проекта. Есть достаточно хороших песен, но не «голосовых», как «Темная ночь», например (которую я сама очень люблю). Для «Голоса» такие совершенно не подходят (диапазон мизерный, мало скачков, напевание вполголоса – очень тихо), надо выискивать иные композиции, но в этом сезоне для старшего поколения этим не очень-то озаботились.

Мало того, что и так неясно, благодаря такому репертуару, какой голос у большинства, так еще и наставники громко подпевают в припевах, заглушая участников окончательно. Как поют наставники, мы уже тысячу раз слышали, нам нужно новых людей расслышать как следует… А тех, у кого луженая глотка продемонстрирована даже слишком явно, понять – есть ли у них не только вокальный, но и артистический потенциал.