Швейцарские хроники. Часть 42

Шестакова Евгения
Мой четвертый Цюрих. Часть 6

Банхофштрассе (или Bahnhofstrasse) – я очень люблю эту улицу в Цюрихе. Ну, во-первых, она прямая и идя по ней, вы точно не заблудитесь. *хроники туриста, который часто, на ровном месте, умудряется заблудиться*.

Улица идет от озера до Железнодорожного вокзала. Или, наоборот – от вокзальной площади до Цюрихского озера. Банхофштрассе – это быстрые, современные трамваи.  В Алма-Ате про трамваи мы давно уже забыли.  Прошлый аким (мэр) нашего города уничтожил  этот вид транспорта на корню. На самом деле по Цюриху очень удобно передвигаться на трамвае. Помню, что нам от отеля давали бесплатный проездной. Катайся себе целый день, сколько влезет.  Потому что проезд в Цюрихе, как и во всей Швейцарии, весьма не дешев.

В Интернете на многих сайтах про Банхофштрассе пишут одно и тоже – сухие фразы из Википедии. Цитата – «…одна из самых известных и дорогих торговых улиц в мире. В 2011 году Банхофштрассе была названа, улицей с наиболее дорогой торговой площадью в Европе и третьей по этому показателю в мире».

Для меня эта улица, на которой – Too many memories.  И от этих сладких воспоминаний становилось чуточку грустно.

Я шла и вспоминала… В этом магазине мы с бывшим мужем, с Лотаром,  покупали куртки, потому что в январе наши пуховики промок насквозь под январским дождем.  Тут мы фотографировались возле непонятного зеленого фонтана давным-давно на пронизывающем ветру, тут мы пряталась в шоколадном магазине, когда внезапно разразилась настоящая январская гроза с градом и ураганным ветром… А потом скупили пол магазина, всем же родственникам нужно было привезти коробку швейцарских трюфелей ручной работы.  Мой первый Цюрих вместе с Лотаром случился 10 лет назад, но все ощущения и эмоции настолько живы, как будто это было вчера.
На Банхофштрассе есть фонтанчики с питьевой водой. По улице гуляет очень  много туристов. И все спокойно бегают между трамваями туда-сюда через дорогу. Даже закутанные во все черное до самых бровей арабские женщины – тоже бегают через дорогу.

Улица совсем не длинная - меньше полутора километров. Но чего тут только нет - дорогие часовые и ювелирные магазины, очень богатые дома, офисы банков, биржа,  именитые рестораны...

Несмотря на огромное количество туристов и просто прохожих, на улице царит поразительная чистота. Причем, чисто,  не только на самой Банхофштрассе, но и на боковых улицах тоже.  Я же люблю заглядывать во всякие переулки *улыбку*.

Если вы дошли до небольшой зеленой полянки, значит,  до вокзала осталось 5-6 минут неторопливой прогулки. На полянке всегда находится много людей. И зимой, и вот сейчас -  летом. Место называется – сквер Пестолицци. В его центре  стоит памятник видному швейцарскому педагогу – Генриху Песталоцци. Он написал более 40 книг по воспитанию детей. А если пройти совсем чуть-чуть, не к вокзалу, а назад, то мы найдем улицу Ураниаштрассе.  А на ней вы увидите башню Уранию. Честно говоря, в этот раз, я совсем забыла про эту башню. С нее открывается красивая панорама города. Так что, если вы вдруг не дошли до Липового холма, то можете подняться на башню, чтобы посмотреть на город с высоты.

Наверное, стоит очень кратко рассказать историю улицы, по которой обязательно стоит прогуляться в Цюрихе.

Давным - давно, когда Цюрих не был таким дорогим городом, и когда в нем не находилось так много банков, на месте Банхофштрассе жители выкопали оборонительный ров. И наполнили его водой. Ров быстро населили лягушки, которые так  громко квакали на всю Ивановскую, ой, то есть Цюриховскую, что ров прозвали Лягушачьим. И вот тут и родилась легенда, согласно которой, кваканье умолкало, как только к городу приближались неприятели. Этот факт умело использовал в своих целях городской гарнизон.

Наступили мирные времена и ров перестал быть нужным городу. Его засыпали во второй половине 19 века. А на его месте проложили улицу.

По Банхофштрассе (или Bahnhofstrasse) я довольно быстро дошла до Центрального вокзала Цюриха. Здание вокзала красиво! Вот умеют же строить! Именно это здание было построено  в 1871 году. Но, самое первое датируется 1847 годом. Что с ним стало, я не знаю. Может быть, сгорело. Или стало слишком маленьким и перестало справляться с потоком поездов, прибывающих на цюрихский вокзал.

Говорят, что этот вокзал, не только важный транспортный узел Швейцарии, но и  один из самых оживленных  ж\д перекрестков в мире. Сюда приходят поезда из Германии, Австрии, Франции, Италии.  Перед вокзалом стоит памятник Альфреду Эшеру.  Часы исправно работают со времени постройки здания.  В сутки с этого вокзала уходит больше 3000 поездов.

В большом помещении вокзала проходят концерты и сельские ярмарки. Это происходит каждую среду. Перед Рождеством в центре зала стоит огромная елка, которая украшена кристаллами Сваровски. Но я зашла внутрь вокзала только для того, чтобы посмотреть на огромного яркого ангела, висящего под потолком. Очень уж он мне нравится.

В первый раз, когда я его увидела, я подумала, что это огромная тетка. Оказалось, что это ангел. *улыбка*.  Весом в две тонны.  Ангел  появился, когда праздновали 150 лет  Федеральных ж\д дорог Швейцарии.

Кроме Центрального вокзала, в Цюрихе есть еще целых 8 (!!!) вокзалов. Но я никогда в них не была, поэтому ничего рассказывать не буду. А вот с нашего Центрально вокзала можно на поезде уехать в Женеву. Между городами 165 километров. Но, сейчас нам в Женеву не нужно. В этот город мы попадаем чуть позже.

Пока же наслаждаемся прогулкой по главной улице Цюриха.
 
На Банхофштрассе, ближе к озеру, есть небольшая площадь. Она называется Парадеплац. Тут стоят офисы двух важных швейцарских банков - Credit Suisse и UBS. Последний банк я вот очень люблю. Ах, какие шикарные он устраивал конференции!

Когда я прилетела из Швейцарии домой и стала разбирать фотографии, смотрю на одну из них и думаю – это же Берн?! Как это фотография попала в папку с Цюрихом? А нет, это Цюрих. Если смотреть лицом на ж\д вокзал, то «бернская» картина откроется нам по правую руку. Честно говоря, в той стороне от вокзала я ни разу не была.

Вообще, Бахнофштрассе - трамвайно - пешеходная улица. Но и машины по ней ездят. Вообще, в Цюрихе лето - это время кабриолетов. Больше половины машин ездят с открытым верхом. И очень много кабриолетов американских марок. Любят в Швейцарии такие машины!

Кстати, на железнодорожном вокзале можно вкусно перекусить.  На Банхофштарссе, возле большого супермаркета, я решила не покупать сосиску за 10 франков, думаю – дорого! *улыбка*.

Дошла до ж\д вокзала и тут он – Nordik sea. Кажется, так пишется. Морской фастфуд. Эта сеть мне встречалась во многих городах Европы. Вкусно и дорого.
 
В общем, я не удержалась. Картошка и креветки стоят - 17 франков.*улыбка*.
Главное не пересчитывать франки в казахстанские тенге -  и тогда все нормально.
Этими вкусными креветками я бы точно не стала кормить наглых чаек, как делали это другие туристы *улыбка*. Пообедать я решила не внутри вокзала, мне захотелось дойти до озера, и там на лавочке, глядя на красивых жирных лебедей, вкусить морской фаст фуд.

Иду в обратном направлении по Банхофштарссе и вижу цветочную лавку. Сразу вспомнила, что цветы на этом месте продавались и  в январе. Особенно трогательно в сером зимнем городе смотрелись яркие тюльпаны. В январе тюльпаны были единственным ярким пятном в этой глобальной цюрихской серости.  И это воспоминание таким же ярким пятном врезалось мне в мозг.

На Банхофштарссе много городских инсталляций, каких-то интересных современных скульптур. Я шла, рассматривала все и сравнивала с городскими инсталляциями, которые стали появляться в Алма-Ате. Почему у нас все так убого смотрится, а тут, в Цюрихе, все вполне гармонично и списывается в окружающий городской пейзаж?

Когда в Алма-Ате озвучивают цифры бюджета, затраченного на то или иное современное произведение искусства,  то я всегда вспоминаю Цюрих. Я на 100 процентов уверена, что в Цюрихе на это потрачено меньше денег. Наверное, все дело в откатах и распиле бюджета? Где-то его пилят миллионами, а где-то считают каждую копейку.

Когда я не спеша дошла до Цюрихского озера, началась портиться погода. Видимо, Цюрих без дождя – это совсем ни Цюрих. *улыбка*.  Время было около пяти часов вечера.

Зимой в это время в этом чудном городе  уже царит  ночь....

Как же я люблю лебедей на озерах в городах Швейцарии! Неописуемое блаженство – сидеть на берегу озера и их кормить.  Недалеко от того места, где Банхофштарссе упирается в озеро, есть небольшой тенистый сквер.  Только зимой он смотрелся совсем угрюмо.  *грустная улыбка*. А сейчас в нем было много людей, которые ели свою еду из пакетиков. А я ведь еще своей Нордик си так и не скушала. *улыбка*.  Несу пакетик, умираю с голода…

После перекуса, я просто бесцельно бродила вдоль набережной Utoquai, перешла мост Quaibrucke. Зимой под этим мостом подростки курили траву. *улыбка*.  Аромат стоял такой, что… *широкая улыбка*.

Я кормила лебедей, фотографировала машины и цветочки. Мне хорошо в Цюрихе, мне очень хорошо в этом городе. Вид, который открывается с моста на две башни собора, хочется запомнить навсегда…

На набережной  можно купить билет и отправиться на прогулку по озеру на кораблике. Летом не просто стоит это сделать, летом нужно это сделать. Прогулки по времени бывают разные – они длятся от 40 минут до двух часов. И цены на билеты тоже разные.

В Цюрихе есть и свой бык, возле которого фотографируются туристы.  Правда, как быку из Нью-Йорка, этому потереть яйца не получится.  Потому что швейцарский бык – каменный.  Тут же, на набережной, на которой благоухают липы, стоит и свой Ганимед.

Аэропорт  города Цюриха называется Клотен, Flughafen Z;rich. За 10-12 минут можно на поезде приехать на ж\д вокзал. Или за 25-30 минут добраться на трамвае. За такси мы отдавали что-то в районе 50 евро. Таксисты еще как-то хитро считают багаж и то, что они его помогают его загружать \ выгружать из багажника такси. Поэтому 50 евро превращается в 60-65.

Так что поезд - наше все. Правда, тяжелый чемодан по высоким ступенькам придется тащить самому. Это очень неудобно и дико раздражает во всех поездах Швейцарии. Новые поезда такие же. Очень высокая лестница.

В аэропорту найти выход к кассам поезда и выходы на платформу легко, мы  просто идем по значкам и указателям.

Билеты на поезд до центра города можно купить и в аппарате, и у живого человека. Я - ретроград. Я предпочитаю покупать билеты у кассиров.

Но, если вы решили купить билет в аппарате, выбираем опцию  Zurich HB. Тут же вы должны решить, каким классом вы хотите ехать. Я всегда выбираю 2 класс, но пару раз ездила и первым. Отличия не такие существенные, чтобы за них переплачивать.
Если вы оказались в аэропорту Цюриха пролетом,  и у вас стыковка порядка 5, а еще лучше 6 часов, то вы вполне успеваете на поезде доехать до ж\д вокзала, пройтись по Банхофштрассе, минуя все магазины, подняться на Липовый холм, даже пройтись до домика Ленина, и прогуляться по набережной реки с двух сторон и осмотреть церкви Гроссмюнстер и Фраумюнстер. Напоминаю, длина Банхофштрассе около 1600 метров.

Так что не сидите в аэропорту. Вперед, и с песней.. *улыбка*.  Понятно, что за 2 – 2, 5 часа мало, что успеешь посмотреть, но это лучше, чем ничего. Это будет все равно лучше, чем сидеть и скучать в аэропорту.

Велодорожек в Цюрихе много. Велосипедистов тоже очень много. Пожалуйста, не ходите по велодорожкам, мы не в Алма-Ате. Кстати, велопрокат в Цюрихе бесплатный. Нужно лишь оставить залог в 20 франков.

В Цюрихе катается очень много стильных и ярких Мини-Куперов.  Ну и,  несомненно,  Цюрих – город Порше. Какой город – такие тут ездят  и машины.  А вот байкеры мне в Цюрихе почти не попадались,  видела всего одного роскошного, всего в коже бородатого дядьку, который пронесся по набережной, гордо восседая на  мотоцикле марки Harley-Davidson.  А еще над озером и набережной довольно низко летают самолеты, так как аэропорт находится почти в городе.

Над моей головой пролетают самолеты авиакомпаний, которые ушли с рынка Казахстана, а их становится вес больше… Провожала я эти самолеты взглядом, и грустно думала том, почему же мы живем так далеко от цивилизации.

Еще мне в Цюрихе очень понравились старые трамваи. Ну до чего же они гармонируют с обликом всего Цюриха! Они такие милые и уютные. Наверное, акимат (мэрия)  города Цюриха не собирается убирать этот вид транспорта.

Джипы в Цюрихе тоже есть. Большие и маленькие. Какие красивые тут ездят Рубиконы! Горячий привет моему другу Тарасу.

Ну вот и все, у меня осталось минут 40 на прогулку… И придет пора прощаться с этим замечательным городом.  Наверное, теперь стоит помечтать о том, чтобы попасть в Цюрих в период золотой осени.... Наверное, в конце сентября вся набережная  залита золотом листвы.